Конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Мария Ивановна Иванова

Чтение русской народной сказки "Хаврошечка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_havroshechka.docx8.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Чтение русской народной сказки "Хаврошечка".

Образовательные задачи:

1.Формировать умения представлять образ, персонаж.

2. Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению,

3. Развивать монологическую и диалогическую речь.

4. Формировать умение понимать изобразительно-выразительные средства.

5. Познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл.

6. Формировать представления детей о добром, трудолюбивом и злом, ленивом человеке.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
  2. Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям.

Развивающие задачи:

  1. Формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки.
  2. Способствовать развитию положительных эмоций, влияющих на усвоение материала.
  3. Развивать воссоздающее воображение, слуховую память, умение максимально концентрироваться на происходящем.

Оборудование:

Портрет А.Н.Толстого; выставка книг с русскими народными сказками; иллюстрации сказки «Хаврошечка»; игрушечная корова; иллюстрация яблони - зеленые листочки, красные яблочки; мозайка.

Предварительная работа:

Беседа о русских народных сказках.

Беседа о добре и зле.

Работа над пословицами о труде.

Ход занятия:

Дети седят на стульчиках.

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в волшебную страну сказок.

- Прежде чем начать занятие, давайте отгадаем загадку и узнаем кто пришел к нам в гости.

Загадка: Кушать травку на лужок

Ходит спозаранку.

Будет детям творожок,

Масло и сметанка.

Чтобы детвора росла

И была здорова,

Им парного молока

Принесла … (Корова).

- А вот и наша гостья из сказки. Ребятки, как вы думаете: из какой она сказки? (Ответы детей)

Воспитатель:

- Сказка, из которой пришла к нам коровушка, называется «Хаврошечка». Это русская народная сказка, а услышал ее и записал А.Н.Толстой. ( Показываю портрет). Сейчас мы познакомимся с этой сказкой. Слушайте внимательно! В этой сказке встретятся новые слова.

- Прясть - скручивать волокна, делать нити;

- Ткать – изготавливать из нити;

- Заморили – замучили;

- Распеклась на солнышке – пригрелась;

- Лихо – зло;

- Рябая корова – пестрая, с пятнами другого цвета;

- Наливное яблочко – сочное, созревшее.

Чтение сказки с показом иллюстраций.

Воспитатель:

- Ребята, понравилась ли вам сказка? (Ответы детей).

- А что особенно вам в ней понравилось? (Ответы детей)

Я вижу, что вы немного устали. Давайте отдохнем!

Физминутка "Яблочко"

Вот так яблоко! (встали)

Оно (руки в стороны)

Соку сладкого полно. (руки на пояс)

Руку протяните, (протянули руки вперед)

Яблоко сорвите. (руки вверх)

Стал ветер веточку качать, (качаем вверху руками)

Трудно яблоко достать. (подтянулись)

Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули)

И быстро яблоко сорву! (хлопок в ладоши над головой)

Вот так яблоко! (встали)

Оно (руки в стороны)

Соку сладкого полно. (руки на пояс)

Воспитатель: Ребята у меня есть яблонька, скажите она такая же как в сказке? (дети отвечают и описывают яблоню из сказки)

- Давайте с играем в игру?

Игра« Собери наливные яблочки». За правильный ответ на вопрос ребенок получает наливное яблочко с яблони.

- Как называется сказка? (Хаврошечка).

- Какими словами она начинается? (Есть на свете люди хорошие, есть и похуже).

- К каким людям попала Хаврошечка?(К злым: мачеха и дочери).

- Сколько у мачехи было дочерей? (Три).

- Как их звали? (Одноглазка, Двуглазка, Триглазка).

- Какими они были? (Ленивыми).

- А что делала Хаврошечка? (Работала на дочерей мачехи).

- Какой она была?(Трудолюбивая, добрая, умная).

- Кто помогал Хаврошечке?( Коровушка).

- Как коровушка помогала Хаврошечке? (Хаврошечка влезет в одно ухо, в другое вылезет).

- Как называла Хаврошечка свою корову? (Коровушка-матушка).

- Как относилась коровушка к Хаврошечке? (Заботилась о ней, переживала, беспокоилась, ласкала, успокаивала, любила).

- Как коровушка называла Хаврошечку? (Красная девица).

- Какую песню пела Хаврошечка дочерям на лугу, чтоб они поскорее заснули?

- Как хозяйка узнала, кто помогает Хаврошечке? (Рассказала Триглазка).

- Что было дальше?

- А что сделала Хаврошечка? (Закопала косточки в землю).

- Что выросло на том месте, где Хаврошечка закопала косточки? (Яблонька).

- Кто проезжал мимо сада и что произошло дальше? (Добрый молодец).

- А почему мачехины дочки не смогли угостить доброго молодца? (Яблоня убрала от них ветки).

- Чем закончилась сказка? (Хаврошечка угостила яблочком доброго молодца).

- Какими словами заканчивается сказка? («… и стала она в добре поживать, лиха не знать»).

- Как вы понимаете эти слова? (Больше её никто не ругал, работать не заставлял, а только любили).

Воспитатель: Молодцы, ребята! У вас все получилось. А сейчас коровушка принесла вам пазлы, давайте соберем.

(дети собирают пазлы)

Воспитатель: Ребята расскажите про сюжет который у вас в итоге получился. (дети рассказывают про сюжет из сказки который собрали в пазлах).

Воспитатель:

- Ребята, вы  справились с заданием. В заключении я хочу у вас спросить: Чему нас учит эта сказка? (Ответы детей: быть добрыми, ласковыми, трудолюбивыми).

Коровке пора уходить, и она хочет пожелать вам оставаться такими же искренними, добрыми и старательными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...