Составление описания внешнего вида дикого животного по мнемотаблице.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Слащева Елена Александровна

 

Цель: • Продолжать учить составлять описательный рассказ о диком животном по               мнемотаблице.

Цель:  Формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над ее содержанием.

Задачи:

Развивающие:

• Развивать связную речь детей.

• Закрепить и расширить знания детей о диких животных.

• Развивать общую моторику.

Воспитательные:

• Воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении с природой.

• Воспитывать культуру поведения, умение слушать друг друга на занятии.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся!

Дети: - Здравствуйте! 

1.Организационный момент.

«Утром солнышко проснулось,

Потянулось, потянулось.

Свои лучики раскрыло

Всем улыбку подарило.

Оглядело все вокруг:

Слева друг и справа друг.

День с улыбки начинайте,

Всем, здоровья пожелайте,

Здравствуйте!»

НО не только гости к нам пришли, ну, конечно же, ЯЗЫЧОК. Давайте вместе с ним поиграет.

Жил-был Язычок в ротике-домике. (показать кончик широкого язычка и спрятать-повторить 3 раза)

Вокруг домика стоял красивый заборчик! (губы в улыбке, зубы обнажены-повторить 3-5 раз)

А на крыше домика была высокая труба. (губы в трубочку-повторить 3 раза)

Проснулся Язычок утром и широко открыл окошко. (широко открыть рот, закрыть-повторить 3 раза)

Посмотрел язычок на солнышко (язык поднять вверх к носу,

потом на травку (язык опустить вниз, понравилось ему на улице и решил он погулять, побегать (язычок водить влево-вправо к уголкам губ-5 раз в каждую сторону).

Гулял, гулял Язычок, увидел качели, решил покачаться на них (язычок тянуть вверх к носу, затем вниз к подбородку-по 5 раз)

Проголодался Язычок и пошёл домой кушать вкусное варенье (облизывать верхнюю и нижнюю губу по кругу – по 3-5 круговых движений по часовой стрелке и против)

А потом он стал чистить зубки (рот открыт, язычком водить по верхним и по нижним зубам-по 3 повтора).

 «Любопытный язычок»          

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок

«Что он скачет взад-вперед?»

Удивляется народ

«Часы»,  «Шарик».

2. Сюрпризный момент.

 Ой, ребята. По моему, мне на электронную почту пришло письмо. От кого оно интересно, давайте посмотрим вместе и прочтем его. (слайд2)

«Срочно приходите,

Срочно помогите!

Происходят чудеса,

Не поделим мы леса.

Нас волшебник напугал,

Нас он всех заколдовал.

Мы забыли, кто мы есть,

Выручайте, приходите

И нас срочно помирите!»

Дикие животные.

3. Основная часть.

Воспитатель: - Ну что ребята, отправимся на помощь, поможем узнать животного, описывая их внешний вид?

Тогда давайте закроем глаза и скажем«Мы спешим в волшебный лес, чтоб спасти животных всех Открываем глазки – вот мы с вами и в лесу. (слайд 3 лес +музыка шум леса)

В ЛЕСУ ШУМЕТЬ НЕЛЬЗЯ, ДАВАЙТЕ ТИХО ПРОЙДЕМ НА СВОИ МЕСТА  посмотрим, послушаем шум леса. Какой красивый лес.

Скажите, ребята, а кто живет в этом лесу?

Дети:- В этом лесу живут волк, лиса, заяц, белка и медведь.

Воспитатель:- Верно, молодцы! А как можно, одним словом назвать всех этих животных?

Дети:- Дикие животные.

Воспитатель: - Правильно, молодцы! А почему их называют дикими животными?

Дети:- Потому, что эти животные живут в лесу. Они сами о себе заботятся, строят себе жилища, добывают себе еду.

Воспитатель: - Верно. Молодцы ребята!

Злой волшебник нам приготовил еще и загадки, которые мы должны с вами отгадать.

Воспитатель: - Ой, ребята, посмотрите!

Под кустом, под кустом,

Кто-то с рыженьким хвостом –

Как вы думаете, кто это?

Дети: - Лиса.(слайд 4)

Воспитатель:- Правильно! Молодцы! Рассмотрите внимательно лису и опишите мне ее. Расскажите поподробнее, какая она?

Дети: - Это лиса, дикое животное. Она живет в лесу, в норе. Она большая, рыжая, пушистая. У нее красивый длинный хвост и маленькие ушки, она охотится на зайцев.

Воспитатель: - Все верно, молодцы! А теперь, давайте вспомним, как мы с вами в течение года работали по мнемотаблице. Все, что вы мне про лису рассказали, сейчас мы вместе повторит полным ответом.

 

Это лиса, она дикое животное. У лисы вытянутое изящное тело, удлиненная морда, заостренные ушки и пушистый хвост.

Лиса рыжего цвета. Тело лисы покрыто шерстью. Лиса хищное животное, она охотится на зайцев, мышей. Она живет в лесу, в норе.

Зимой лисы охотятся на мелких грызунов, живущих в норках под глубоким снегом.

Воспитатель: - Ребята, мы много с вами сказали про лису, давайте Ярослав по мнемотаблице, попробует повторить нам все, что мы с вами сказали. МОЛОДЕЦ!

 

 

Воспитатель: - Молодцы! Ой, а у нас еще кто-то тут спрятался…

Серый страшный и зубастый

Произвел переполох,

Все зверята разбежались

Напугал зверят тех, …

Дети:- Волк. (слайд 5)

Воспитатель: - Правильно! Молодцы! Рассмотрите внимательно волка и опишите мне его по мнемотаблице, какой он?

Имя ребенка начинай, а другой ребенок продолжит.

 

Дети: - Это волк. Волк дикое животное. У волка есть голова, шея, туловище, лапы и хвост. Волк имеет серый окрас у него ровная шерсть. Туловище волка покрыто шерстью. Волк хищное животное, охотится на кабана, оленя, зайцев. Волк живет в лесу, в логове. Зимой волки собираются в стаи. Приблизительно 20 волков.

Воспитатель: - Все верно, молодцы!

 

Воспитатель: - Ребята, мне кажется, в волшебном лесу еще кто-то прячется…

По снегу бежит петляет,

К лету шубку он меняет.

На снегу его не видно,

Волку и лисе обидно.

Дети: -Заяц.

Воспитатель:- Правильно! Молодцы! Теперь внимательно рассмотрите зайца и опишите его по мнемотаблице. Расскажите, какой он?

Дети: - Заяц живет в лесу под кустом, он маленький, летом зайка беленький, шерстка короткая. У зайки маленький хвостик и длинные ушки. Любит морковку, а зимой – зарыться в снег и переждать непогоду. Зайка зимой меняет шерсть.

 Воспитатель: - Все верно, молодцы! А теперь все, что про зайца рассказали, повторит полным ответом (Имя ребенка). Это заяц, дикое животное. Он живет в лесу под кустом. Зайка маленький. Зимой он белый, шерстка у зайки короткая. Хвостик у него маленький, а ушки длинные. Любит зайка морковку и капусту.

 

Вы, наверное, устали. Давайте немного разомнемся и поиграем с вами. Выходите ко мне на коврик. Игра называется «Дикие животные и их детеныш».

 мама -медведица, детеныш - … (медвежонок).

 мама -волчица, детеныш - … (волчонок).

мама -ежиха, детеныш - … (ежонок).

 мама -зайчиха, детеныш - … (зайчонок).

мама -лисица, детеныш - … (лисенок).

мама-белка, детеныш-…(бельчонок)

 

Воспитатель: Хорошо ребята немного поиграли . Какие ВЫ молодцы. Все чары колдовские мы с животных сняли, и всех их дружно мы расколдовали. Теперь животные вспомнят, кто же они такие и все помирятся. Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глаза, сейчас я произнесу волшебное заклинание, и мы окажемся опять у себя в группе.

«В лес волшебный окунулись, а теперь мы в сад вернулись».

Открываем глаза. Тихо!!!!

 

В благодарность дикие животные, нам подарили картину. Вы хотите посмотреть. Присаживайтесь на стульчики, тихо. Выпрямите спинки, ножки дружат, а глазки внимательно смотрят.(слайд 6).

 

Ребята, посмотрите, что у меня есть. Подзорная труба, давайте картину, мы будем рассматривать через нее.(РАЗДАТЬ) Смотрите внимательно, нам нужно хорошо ее рассмотреть. Рассмотрели???? Собрать. Молодцы!

 Давайте попробуем, рассказать, что ВЫ увидели. Ответ ВАШ должен быть полным. А ты как думаешь, а ты, а ты!

  1. Кто изображен на картине?
  2. Дети: На картине изображены Белка и бельчата!
  3. Воспитатель: Правильно, а что еще можно рассказать про белку, какая она?
  4. Дети: Большая, заботливая, пушистая, добрая, хорошая.
  5. Воспитатель: Молодцы, а какие бельчата?
  6. Дети: Шумные, шустрые, маленькие, веселые, озорные.
  7. Где они находятся?
  8. Воспитатель: А как называется домик где живут белки?
  9. Дети: Дупло!
  10. Воспитатель: А какое время года изобразил художник?
  11. Дети: Лето!
  12. Воспитатель: Почему вы так решили?
  13. Дети: Потому что на ветках зеленые листья, желуди.
  14. Как вы думаете, что они делают?
  15. Воспитатель: А что делают бельчата на картине?
  16. ДетиБельчата смотрят, сидят.
  17. Воспитатель: А что делает белка?
  18. ДетиБелка прыгает, кормит бельчат, заботится, сидит на ветке.
  19. Воспитатель: А что любят кушать белки?
  20. Дети: Орехи, грибы.

Молодцы ребята. А теперь (имя ребенка) попробует нам описать эту картину.

Давайте дадим название этой картине. А ты, а ты, а ты.

  1. "В лесу, в дупле большого дуба живёт беличья семья: мама- белка и бельчата. Бельчата очень похожи на белку : такие же пушистые , длиннохвостые и глазки у них ,как бусинки. Даже шерсть  у белки и бельчат одинакового цвета. Прыгают с ветки на ветку, резвятся. А белка ест большой шишку. А когда она его доест, то будет заготавливать запасы на зиму: грибы, орехи, шишки. Так хорошо живётся беличьей семье в лесу".    

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи «Составление описательного рассказа про диких животных по мнемотаблицам»

Методики и технологии: мнемотехника.Методы и приёмы:- беседа с детьми познавательного характера;- приёмы постановки целей и мотивации деятельности детей в процессе ОД: беседа, создание развивающей сре...

Презентация "Составление описания внешнего вида"

ull;Научить составлять описания друг у    друга внешнего вида, одежды.•Научить образовывать формы единственного и множественного числа  глагола «хотеть».•Ра...

Конспект по развитию речи "Описание внешнего вида диких животных"

Задачи :-продолжать учить составлять описательный рассказ о диком животном по картинке, опираясь на схему.- сформировать умение четко и правильно произносить звук «Л» в слов...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме: «Составление описания внешнего вида»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме:  «Составление описания внешнего вида»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме «Описание внешнего вида детенышей животных»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме «Описание внешнего вида детенышей животных»...

Конспект занятия по развитию речи "Составление описания внешнего вида"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе (4-5 лет)Тема: «Составление описания внешнего вид»Программное содержание:— связная речь: учить составлять описания друг у друг...