Конспект занятия по развитию речи для старшей группы «Путешествие в волшебный мир сказок А. С. Пушкина»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Крылова Анастасия Николаевна

Цель: уточнить знания детей о сказках А. С. Пушкина, уточнить и систематизировать знания детей о творчестве А. С. Пушкина; развивать у детей речь, память, наблюдательность, умение проявлять их интерес к русской литературе, к литературным сказкам, расширять кругозор дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи для старшей группы «Путешествие в волшебный мир сказок А. С. Пушкина»

Программное содержание. Уточнить знания детей о сказках А. С. Пушкина, уточнить и систематизировать знания детей о творчестве А. С. Пушкина; развивать у детей речь, память, наблюдательность, умение проявлять их интерес к русской литературе, к литературным сказкам, расширять кругозор дошкольников.

Предварительная работа. Чтение сказок А. С. Пушкина. Знакомство с биографией, рисование иллюстраций к сказкам.

Материалы. Портрет, иллюстрации из сказок, презентация с биографией поэта, сборники стихов, поэм, сказок А. С. Пушкина, рулетка, конверты с заданиями, раскраски.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Воспитатель читает отрывок из произведения «У лукоморья дуб зелёный…»

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

2. Основная часть

В.- Ребята, кто узнал произведение, отрывок из которого я вам прочла? (ответы детей)

- Кто написал это произведение? (ответы детей)

- Да, «У лукоморья дуб зелёный…» написал Александр Сергеевич Пушкин. Это великий русский поэт.

(показ портрета А. С. Пушкина)

Беседа о биографии А. С. Пушкина (показ слайдов)

Александр Сергеевич Пушкин –великий русский поэт. Детство его прошло в Москве. У Саши была старшая сестра и два младших брата. Отец Александра Сергеевича любил читать, и сам немного писал стихи. Писатели и поэты часто приходили в гости к Пушкиным. Смышленого мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали свои произведения. Саша начал сочинять стихи очень рано, когда ему было 3 года. Русскому языку мальчика учила бабушка Мария Алексеевна и любимая няня Арина Родионовна, которая знала много песен, сказок и замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил эти длинные певучие сказки.

Когда Саше исполнилось 11 лет, его привезли учиться в Царское Село –это недалеко от Петербурга. Учился он в лицее для мальчиков из знатных дворянских семей. Александр проучился 6 лет, подружился со своими сверстниками. Здесь Пушкин начал писать свои настоящие стихи. После окончания лицея Пушкин писал стихи, поэмы, повести и путешествовал. Красивы и мелодичны стихи Александра Сергеевича о природе. В его произведениях описаны все времена года, но особенно он любил осень (воспитатель зачитывает стихи на тему: «Времена года»). У Пушкина была большая семья: красавица жена Наталья Николаевна и четверо детей. Пушкин был честным, решительным человеком, писал смелые, правдивые стихи, в которых высмеивал глупцов, злых и нечестных людей, из-за чего у него было много врагов. Александр Сергеевич не мог терпеть и прощать оскорбления. Поэтому он стрелялся на дуэли –это поединок, в котором человек защищает свою честь. Пушкин был тяжело ранен и умер, но его стихи и он сам не забыты. Его именем названы города, улицы, площади, станции метро. Вы ещё много узнаете о нашем великом поэте в школе, а когда станете взрослыми прочитаете не только его сказки, но и все стихи, повести и романы.

В.- Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие по сказкам Александра Сергеевича? (Ответы детей). Во время путешествия на нашем пути будет встречаться много испытаний, и нам нужно будет с ними справиться.

А поможет нам в путешествии волшебная стрелка-указатель (на столе стоит рулетка, вокруг неё конверты с заданиями).

(Звучит музыкальная заставка. Дети с воспитателем раскручивают рулетку и стрелка останавливается около конверта.)

В.-А вот и первое испытание.

1. «Вопрос — ответ». (Конверт с вопросами.)

В.- Я буду задавать вопросы, а вы отгадайте, что же это за сказка А.С. Пушкина.

В.- Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Что это за сказка?

Д.- Это «Сказка о рыбаке и рыбке».

В.- Сколько раз старик закидывал невод в море?

Д.- Три.

В.- Что просила у золотой рыбки старуха?

Д.- Корыто, избу, стать столбовой дворянкой, вольной царицей, владычьецой морской.

В.- С чем осталась старуха в конце сказки?

В.- Старуха осталась с разбитым корытом.

В.- Молодцы, ребята! Первое испытание преодолели! Что же ждет нас дальше?

(Звучит музыкальная заставка. Дети с воспитателем раскручивают рулетку и стрелка указывает на следующий конверт)

2. Конверт-Игра «Доскажи словечко»

Родила царица в ночь

Не то сына, не то …. (дочь)

Белка песенки поет

Да орешки все…. (грызет)

Жил старик со своею старухой

У самого синего …. (моря)

Свет мой зеркальце скажи,

Да всю правду доложи,

Я ль на свете всех милее,

Всех …. (румяней и белее)

Вы ж голубушки-сестрицы

Выбирайтесь из светлицы.

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой.

Будь одна из вас ткачиха,

А другая… (повариха)

В.- Молодцы, ребята! И со вторым испытанием мы справились! Отправимся дальше?

(Звучит музыкальная заставка. Дети с воспитателем раскручивают рулетку и стрелка останавливается около картинки моря.)

В.-На пути нам встретилось море. С этим препятствием мы быстро справимся.

3. Физминутка.

- Ветер по морю гуляет (дети показывают волны правой рукой)

И кораблик подгоняет. (дети показывают волны левой рукой)

Он бежит себе в волнах (вытянув руки вперед, дети соединяют ладони)

На раздутых парусах (дети соединяют руки над головой)

Мимо острова крутого, (дети расцепляют руки, садятся на корточки)

Мимо города большого. (дети встают)

Пушки с пристани палят - (дети хлопают)

Кораблю пристать велят (дети топают)

В.-Ребята, а из какой сказки А.С. Пушкина этот отрывок?

Д.- Из «Сказки о царе Салтане»

В.-Ну, что ж отправляемся дальше.

(Звучит музыкальная заставка. Дети с воспитателем раскручивают рулетку и стрелка останавливается около конверта с иллюстрациями.)

4. Пересказ отрывка по иллюстрациям к сказке

В.-Ребята, а тут в конверте какие-то слова: хитрость, зависть, злость, себялюбие. Героя, какой сказки А.С. Пушкина можно назвать хитрым, завистливым и самовлюблённым?

Д.- Это злая мачеха из сказки «О мертвой царевне и семи богатырях».

В.- Ребята, а давайте мы с вами по иллюстрациям расскажем небольшой отрывок из этой сказки.

(дети по иллюстрациям к сказке рассказывают отрывок из сказки)

В.-Ребята, мы с вами преодолели все препятствия и наше путешествие заканчивается. У меня есть небольшой подарок для вас - раскраски с иллюстрациями из сказок А. С. Пушкина. Вы можете раскрасить их в группе или дома.

3. Подведение итогов.

В.- Мне с вами было очень приятно путешествовать, потому что вы показали себя настоящими любителями сказок Александра Сергеевича Пушкина.

-Ребята, о творчестве какого поэта мы сегодня говорили?

- По страницам каких сказок А.С. Пушкина вы сегодня путешествовали?

- Что вам понравилось больше всего?

- Какой герой из сказок А.С. Пушкина у вас самый любимый?

- Вы сегодня узнали что – то новое? Если да, то что?

В.-Сегодня мы побывали в прекрасной стране пушкинской поэзии. И не смотря на то, что занятие наше заканчивается, произведения А. С. Пушкина всегда будут рядом с вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну сказок».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Путешествие в страну сказок»....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие на планету сказок»

Данный материал предназначен для работников дошкольных учреждений...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну сказок».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну сказок»....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну сказок».

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей. Программные задачи:- закрепить знания о сказках;- закрепить умение подбирать родственные слова и слова антонимы;- упражнять ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в страну сказок"

На занятии дети отправляются в увлекательное путешествие в мир русских народных и литературных сказок. Встречаются со сказочными героями, преодолевают разные препятствия, выполняют интересные задания....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в мир сказок и поэзии

Конспект занятия по развитию речи  с использованием мнемотехники в старшей группе "Путешествие в мир сказок и поэзии"...