Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по волшебному миру сказок А.С. Пушкина»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Иванова Ольга Владимировна

Цель: Углубить и расширить знания детей о творчестве А.С. Пушкина

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по волшебному миру сказок А.С. Пушкина»

Аннотация к занятию

Занятие по теме «Путешествие по волшебному миру сказок А.С. Пушкина» проводится с детьми старшей группы. Интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Тема: «Путешествие по волшебному миру сказок А.С. Пушкина»

Цель: Углубить и расширить знания детей о творчестве А.С. Пушкина

Задачи:

- Образовательные:

  •  Закрепить знания детей о произведениях А.С.Пушкина
  •  Формировать связную речь, обогащать словарный запас

- Развивающие:

  •  Развивать у детей творческие способности, внимание, мышление, память
  •  Повторить жанровые различия произведений (рассказы, стихотворения, сказки)

- Воспитательные:

  •  Воспитывать чувство патриотизма, гордость за великих предков, эстетический вкус к литературным произведениям.

Использование современных образовательных технологий:

  •  ТРИЗ-технология;
  •  Здоровьесберегающая технология

Оборудование и материалы: Портрет А.С. Пушкина, иллюстрации с изображением рукописей, книга «Сказки А.С. Пушкина», иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина.

Предварительная совместная деятельность: Просмотр презентации о детстве А.С.Пушкина, чтение произведений А.С. Пушкина, рассматривание иллюстраций к сказкам, посещение библиотеки, организация выставки книг А.С. Пушкина.

Примерный ход ООД:

Дети сидят полукругом перед воспитателем.

Воспитатель:

- Ребята, сегодня мы поговорим о великом русском поэте Александре Сергеевиче Пушкине. А для этого мы с вами отправимся в путешествие. Путешествие наше будет по волшебному миру сказок.

- Давайте сначала вспомним, что мы с вами узнали об А.С. Пушкине на прошлых занятиях. Где родился А.С.Пушкин? (ответы детей – в Москве).

- А кто скажет, большая семья была у Александра Сергеевича? Из кого она состояла? (отец Сергей Львович, мать Надежда Осиповна, сестра Ольга и брат Левушка)

- Что больше любил делать маленький Александр, чем любил заниматься? (любил читать книги и слушать сказки)

- Ребята, а кто рассказывал ему сказки? (няня Арина Родионовна)

- Правильно! Сказки и песни старой нянюшки словно успокаивали и утешали поэта. Они прошли рядом всю его жизнь и оставили яркий след в его творчестве.

        Когда Пушкин стал взрослым, он старался показать всю красоту и выразительность русского языка в своих произведениях. Он писал свои произведения простым русским языком, который был понятен всем русским людям. Пушкина называют народным поэтом, как вы думаете, почему? (потому что сказки его похожи на народные. Они понятны всему народу: и бедным, и богатым, и взрослым, и детям)

- А еще Александр Сергеевич очень любил русскую природу и посвящал стих временам года, но больше всего он любил осень. Давайте послушаем один отрывок:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

- Ну что, ребята, отправимся в путешествие по сказкам? Давайте вспомним произведение, где есть кот ученый («Руслан и Людмила»), (дети рассказывают отрывок из поэмы и выполняют упражнения)

        У Лукоморья дуб зеленый;                Дети поднимают руки вверх

        Златая цепь на дубе том                Делают движения руками крест на крест

И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;                
Идут друг за другом по кругу
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.                
Движения руками вправо, влево
Там чудеса: там леший бродит,        
Закрывают глаза руками; шевеля пальцами,                                                           поднимают руки вверх
Русалка на ветвях сидит;                
Движение «волна» сверху вниз

Там на неведомых дорожках        Идут по кругу на внешней стороне стопы        
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках        
Повороты вокруг себя с высоким подниманием
Стоит без окон, без дверей;                
колена

- Ребята, Вот мы и оказались с вами в волшебном мире сказок А.С.Пушкина! Давайте с вами поиграем: я буду читать отрывок из сказки, а вы отгадывать название и показывать иллюстрации этой сказки. Готовы?

Жил был поп,
Толоконный лоб!

(«Сказка о попе и его работнике Балде»)

Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи;
Я ль на свете всех милее;
Всех румяней и белее?

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

Три девицы под окном
Пряли позно вечерком.

(«Сказка о царе Салтане»)

Год, другой проходит мирно;
Петушок сидит все смирно.

(«Сказка о золотом петушке»)

- Ребята, какие вы молодцы! Все сказки назвали и иллюстрации нашли ко всем сказкам правильно!

- Посмотрите, что я нашла! Это волшебный сундучок! Давайте откроем его и посмотрим что там! Это Золотая рыбка! Рыбка предлагает нам поиграть в игру.

Игра «Подбор признаков к предметам» (с мячом)

Землянка – ветхая, старая, дряхлая, дырявая.

Старуха – злая, грубая, сварливая, жадная, алчная.

Рыбка – золотая, добрая, красивая, умная, волшебная, справедливая.

- Молодцы, ребята! Давайте посмотрим, что еще есть в сундучке! Это зеркальце! Сейчас мы поиграем в игру:

Игра «Доскажи словечко» 

Родила царица в ночь

Не то сына, не то …. (дочь)

Белка песенки поет

Да орешки все…. (грызет)

Жил старик со своею старухой

У самого синего …. (моря)

Свет мой зеркальце скажи,

Да всю правду доложи,

Я ль на свете всех милее,

Всех …. (румяней и белее)

Вы ж голубушки-сестрицы

Выбирайтесь из светлицы.

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой.

Будь одна из вас ткачиха,

А другая… (повариха)

- Молодцы, ребята! Посмотрите, в сундучке еще яблоко есть! Из какой сказки это яблочко наливное? (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях), (дети рассматривая предложенные иллюстрации отвечают на вопросы)

- Как описывает Пушкин яблоко? (молодое, наливное, золотое, будто медом налилось)

- Как пес выражает свое предчувствие беды? (жалко смотрит, грозно вое; словно хочет сказать: брось! Лает, к старухе не пускает, он лесного зверя злей)

- Как выражает царица свое хорошее настроение, после того, как зеркальце ответило, что царица всех милее, всех румяней и белее? (А царица хохотать, и плечами пожимать, и подмигивать глазами, и прищелкивать перстнями, и вертеться подбочась, гордо в зеркальце глядясь)

        Ребята! Мы по морю проплывали –

        Птицу-лебедь увидали.

        А как вышли мы на берег,

        Там увидели мы терем,

        Черномора, повариху,

        Белку, бабу – Бабариху…

        Раз, два, три, четыре, пять,

        Любим сказки мы читать!

- Ребята, наше путешествие подошло к концу. Скажите, вам понравилось в волшебном мире сказок А.С.Пушкина? Какие у вас любимые сказки? Чему нас учат сказки Пушкина? (ответы детей)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну сказок».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Путешествие в страну сказок»....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «В мире сказок К.И. Чуковского»

Цель: Обобщить знания детей о писателе К.И. Чуковском и его произведениях.Задачи: Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям.Развивать познав...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие на планету сказок»

Данный материал предназначен для работников дошкольных учреждений...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну сказок».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну сказок»....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну сказок».

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей. Программные задачи:- закрепить знания о сказках;- закрепить умение подбирать родственные слова и слова антонимы;- упражнять ...

Конспект занятия по развитию речи для старшей группы «Путешествие в волшебный мир сказок А. С. Пушкина»

Цель: уточнить знания детей о сказках А. С. Пушкина, уточнить и систематизировать знания детей о творчестве А. С. Пушкина; развивать у детей речь, память, наблюдательность, умение проявлять их интерес...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в страну сказок"

На занятии дети отправляются в увлекательное путешествие в мир русских народных и литературных сказок. Встречаются со сказочными героями, преодолевают разные препятствия, выполняют интересные задания....