Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в страну сказок"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Блыщик Елена Петровна

На занятии дети отправляются в увлекательное путешествие в мир русских народных и литературных сказок. Встречаются со сказочными героями, преодолевают разные препятствия, выполняют интересные задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_puteshestvie_v_stranu_skazok.docx44.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в страну сказок"

 
Программные задачи: 
систематизировать знания детей о русских народных и литературных сказках;  развивать связную речь;
  продолжать учить детей отвечать предложениями;  развивать внимание, наблюдательность;  совершенствовать умения составлять описательный рассказ сказочного героя;  развивать координацию речи с движением;  формировать интонационную выразительность речи;  воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, интерес к сказкам.

Методы и приемы:

 Словесные: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения;
Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций.
Практические:  решение проблемных  ситуаций; поисковые действия; дидактические игры; здоровьесберегающие технологии (зрительная гимнастика, физкультминутка).
Предшествующая работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседы по теме.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор и экран, ноутбук, презентация «В гостях у сказки», шаблоны разноцветных цветов с изображением героев сказок с обратной стороны, волшебный мешочек, игрушка Кот Учёный, разрезные картинки – иллюстрации к сказкам, раскраски, цветик – семицветик, шкатулка добрых дел, аудио запись заставки  «В гостях у сказки»,  музыка из сказки «Три орешка для Золушки».

Ход занятия

- Здравствуйте ребята! Посмотрите сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Собрались ребята в круг -
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся -
И друг другу улыбнёмся.

Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: — Доброе утро!
Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.

(Появляется на ширме сказочный герой – Кот Учёный)

 «Ребята, здравствуйте! Вы  меня узнали? Говорят коты и кошки любят греться на окошке. Любят сметану и печенье, но не любят приключенья. Я совсем наоборот, я не зря учёный кот. Ребята, прибыл я к вам из сказочной страны, где деревья самые причудливые, где горы самые высокие, где птицы самые звонкие, где чудовища самые страшные. Я очень люблю рассказывать сказки, а вы любите слушать сказки? Хотите, я вам сейчас их почитаю? У меня есть волшебная книга со сказками, сейчас я её открою и произойдёт волшебство. Ой, что это, а где же сказки, нет ни одной страницы? Может быть здесь подсказка? (выпало письмо - конверт). Куда же делись странички со сказками?»

Дети слушают аудио письмо: «Здравствуй, Кот Учёный! Знаю, знаю, уж очень ты любишь рассказывать сказки. Вот только меня не приглашаешь послушать, поэтому я обиделась на тебя, разозлилась, и по всей твоей сказочной стране разбросала странички из твоей волшебной книги, перепутала все в сказках, спрятала в волшебные предметы. Обиженная Баба Яга».

Кот Учёный:

-Что же мне делать, как же мне быть, может быть вы мне поможете?  Что нужно сделать?

Дети: - Нужно  найти сказочные  странички.

Кот Учёный:

- Для этого нужно отправиться в сказочную страну. Но мне нужны самые ответственные, самые смелые ребята, вы готовы?    - Да!

Воспитатель: Прежде, чем отправиться в сказочную страну, давайте ребята вспомним:

- А какие бывают сказки? (народные, авторские).
- Ребята, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ).
- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор).
 

А как можно сказать о сказке, какая она? Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);
- есть волшебство, то... (волшебная);
- есть добро, то… (добрая);
- есть радость, то… (радостная);
- есть загадки, то... (загадочная);
- есть мудрость, то… (мудрая) и т.д.

Дети стают в круг.

Кот Учёный: - Чтобы попасть в сказочную страну, нужно назвать сказки, в которых есть числа. («Три поросёнка», Белоснежка и семь гномов», «Двенадцать месяцев», «Волк и семеро козлят», «Цветик-семицветик»,  «Три орешка для Золушки»;  «Али-баба и сорок разбойников»).

 Звучит музыка (мелодия – заставка «В гостях у сказки»), дети идут по кругу.

 Вот мы и попали в сказочную страну.

Первое задание:

Кот Учёный: - Посмотрите, что за чудо цветок перед нами? ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК (герои этой сказки девочка Женя и мальчик Витя). Как Женя распорядилась последним лепестком?
Кот Ученый:  Скорее оторви лепесток  и узнаешь задание  и проверишь свои знания.

Задания на листочках:
1.Как обычно начинаются и заканчиваются сказки (жили – были…, в некотором царстве…. вот и сказочке конец…)

2. Почему Буратино не утонул в озере -  (деревянный)

3. Какому сказочному герою требуется помощь и почему?

 «Помогите, за мной гонятся три медведя!»   (Маша)
«Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок») (Медведь)
«Помогите! Я превратился в козленочка!» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
«Помогите, у меня оторвался хвост!» («Лисичка сестричка и серый волк») (Волк)

4. Как в русских народных сказках называют птицу с золотым оперением? (Жар-птица)

5. Кто убежал из дома и, преодолев много опасностей, всё-таки попался хитрой лисе? (Колобок)

6. Чья смерть на конце иглы? (Кощей Бессмертный)

7. Какой маленький предмет всю ночь мешал спать принцессе? (Горошина)

Получаем первую страницу из сказки (Г. Х. Андерсен «Снежная королева»)

Дальше дети идут по кочкам, по болоту, выходят на  полянку.

(под музыкальное сопровождение «В гостях у сказки»)

Второе задание:

Кот Учёный:  Мы попали  на волшебную поляну сказок, а вот и шкатулка добрых дел. В ней хранятся герои сказок, которые совершили добрые поступки в сказках, (открываем шкатулку) но она пуста. А вот на полянке разбросаны   цветочки, в них спрятаны герои сказок, кто-то их разбросал и всё перепутал, (Баба Яга) как же мы узнаем какие цветы нужно собрать? Рассмотрите цветочки, как вы думаете, в каких спрятались добрые герои? (красный, оранжевый, жёлтый, розовый и т. д)
- Почему вы так считаете?
(это тёплые краски)
- Возьмите каждый по цветочку и сядьте на стульчики. Ребята, вы должны назвать сказочного героя, назвать из какой он сказки, описать его, какой он назвать его добрые поступки, которые он совершил в этой сказке, только тогда можно положить цветочек в шкатулку добрых дел.
- Ребята, а помогать описывать героя нам будет таблица.
- Посмотрите. Что обозначает первая картинка?
(назвать героя)
- А вторая картинка?
(из какой сказки)
- Третья
(описать его внешний вид, сказать кто он человек или животное, размер)
- Четвертая
(сказать какой он: добрый или злой)
- Пятая
(что этот герой сделал хорошего)

- Теперь я даю вам немного подумать, о чем вы будете рассказывать.
(если дети затрудняются, воспитатель рассказывает сам об одном герое, а затем дети по образцу рассказывают сами).
Образец  рассказа:
 Мой сказочный герой - это петушок. Этот сказочный герой из сказки «Заюшкина избушка». Петушок очень красивый, у него красные сапоги, расписной хвост и еще у него есть коса на плече. Петушок добрый, отзывчивый, смелый. Он помог зайчику прогнать лису из его собственного дома. А еще он дружелюбный, поэтому в конце сказки он остался жить с зайчиком.
Затем описание сказочных героев 5-6 детей.
- Все ребята молодцы благодаря вам все герои попали в шкатулку добрых дел.

Вторая страница в книгу (Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»)

Третье задание:

Идем дальше, через лес дремучий, наклоняемся пониже.

Кот Учёный: А вот еще проделки Бабы Яги. (Волшебный мешочек)

Баба яга забрала у сказочных героев их вещи и спрятала в этот мешочек,  помогите вернуть.

Воспитатель: В Волшебном мешочке находятся предметы из разных сказок. Вы должны достать из мешочка предмет и попробовать назвать, какому сказочному герою принадлежат.

1. Туфелька – «Золушка»

2. Монетка – «Муха-цокотуха»

3. Полено – «Приключения Буратино»

4. Цветочек – «Цветик-семицветик»

5. Сапоги – «Кот в сапогах»

6. Яйцо – «Курочка Ряба»

7. Посуда – «Федорино горе»

8. Фонендоскоп (Доктору Айболиту из сказки «Айболит»)

9. Красная шапочка (Красной шапочке из сказки «Красная шапочка»)

10. Стрела (Царевне-Лягушке из сказки «О царевне-лягушке»)

11. Ключик (Буратино из сказки «Приключения Буратино»)

12. Палочка (Сказочной фее крестной из сказки «Золушка»)

13. Мыло (Мойдодыру из сказки «Мойдодыр»).

14. Градусник («Доктор Айболит»)

15.Рукавичка («Рукавичка»)

16.Коса («Заюшкина избушка»)

17. Ложка («Жихарка»)

18. Скорлупка (Дюймовочка)

19. Пчела, оса, комар (Сказка о царе Салтане)

20. Тыква (Золушка)

Третья страница в книгу (Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»)

Четвёртое задание:

Дальше идем по стрелочкам.

(Вопросительный знак нарисован и возле него разные буквы рассыпаны.)

Кот Учёный: - Баба Яга перепутала первые звуки в названиях сказочных героев. Ваша задача

назвать сказочного героя, название которого начинается на звуки:

[З]  - (Заяц, Змей Горыныч, Золушка, Золотая рыбка)

[К] - (Кот в сапогах, Карлсон, Крошка Енот, Конёк-Горбунок, Кощей Бессмертный, Колобок, Красная Шапочка, домовенок Кузя, папа Карло, Кай, Карабас-Барабас)

[М] - (Морозко, Муха-Цокотуха, Маугли, Мальчик-с-пальчик, Мальвина, Мойдодыр, )

[Б] Буратино, Бармалей, Бременские музыканты, Белоснежка, кот Базилио, баба-Яга

[Н]   -  Нильс,  Незнайка

Четвёртая страница в книгу (А. Волков «Волшебник Изумрудного города»)

Физкультурная минутка "Сказки"
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")

Идём дальше под музыкальное сопровождение.

Кот Учёный: - Ребята, а тут Баба Яга разрезала странички сказок. Надо их собрать (дети делятся на пары, тройки и собирают пазлы). Детям предлагаются разрезные картинки-пазлы: разделиться на подгруппы, собрать картинку и сказать название сказки.

Трудно сказочку сложить, но не надо нам тужить,

Дружно, смело и умело, с вами мы взялись за дело!

Пятая страничка в книжку (В. Катаев «Цветик – Семицветик»)

Кот Учёный: Спасибо Вам ребята за помощь, вы собрали мою волшебную книгу сказок. Теперь я смогу снова рассказывать детям сказки. А в подарок вам я дарю раскраски, раскрашивайте и знакомьтесь с новыми волшебными сказками. Предлагаю вам самостоятельно раскрасить их дома, затем маме и папе рассказать сказку об этом герое.

А ещё я вам принёс много новых сказок в книжный уголок, читайте.
Воспитатель: - Сказки любят все на свете. Любят взрослые и дети. Сказки учат нас добру и прилежному труду. - Ну, а наше путешествие заканчивается.
- Давайте встанем в круг и вернемся обратно в детский сад. (Дети под музыку возвращаются в детский сад).

Ребята, вам понравилось путешествие?

А теперь давайте с вами вспомним, как мы помогали Коту Учёному в сказочной стране.

1.Ответили на вопросы Цветика-Семицветика.

2.Собрали волшебные цветы в шкатулку добрых дел.

3.Вернули вещи сказочным героям из волшебного мешочка.

4.Вернули первый звук в именах сказочных героев.

5. Собрали странички сказок, разрезанные Бабой Ягой.

И самое главное: мы вернули странички в волшебную книгу Кота Учёного.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе для детей с тяжелыми нарушениями речи “Наш город. Моя улица”.

Цель: Закрепление представлений о городе.Задачи: Расширение и закрепление представлений о родном городе и его достопримечательностях. Расширение и активизация словаря по теме “Наш город. Моя улица”. Р...

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»

Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....

Конспект занятия по развитию речи в старшей разновозрастной группе "Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж"....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...