Составление описательного рассказа (животные жарких стран)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Малышева Анна Сергеевна

Конспект  НОД по развитию речи (подготовительная группа)

Тема: Составление описательного рассказа (животные жарких стран)

Цель: закрепление умений в составлении описательных рассказов о животных.

Задачи: уточнять и расширять кругозор детей о жизни животных жарких стран; совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в правильном употреблении существительных  множественного числа в родительном падеже, учить согласовывать прилагательные с существительными, учить образовывать притяжательные прилагательные, сложные слова; развивать связную речь; обогащать словарный запас; развивать внимательность и мыслительную активность; воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Интеграция: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа:  организация развивающей среды (внесение тематических альбомов «Животные жарких стран», иллюстраций и фотографий с изображением животных разных стран для рассматривания); чтение художественной литературы экологической тематики; беседы о животных с использованием иллюстраций; загадывание и отгадывание загадок о животных; чтение художественной литературы о животных; рисование и раскрашивание животных разных стран в свободной деятельности.
Оборудование и материалы: карта мира, картинки с изображением животных, мнемотаблица-план, мяч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi.docx40.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД по развитию речи

Тема: Составление описательного рассказа (животные жарких стран)

Цель: закрепление умений в составлении описательных рассказов о животных.

Задачи: уточнять и расширять кругозор детей о жизни животных жарких стран; совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в правильном употреблении существительных  множественного числа в родительном падеже, учить согласовывать прилагательные с существительными, учить образовывать притяжательные прилагательные, сложные слова; развивать связную речь; обогащать словарный запас; развивать внимательность и мыслительную активность; воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Интеграция: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа:  организация развивающей среды (внесение тематических альбомов «Животные жарких стран», иллюстраций и фотографий с изображением животных разных стран для рассматривания); чтение художественной литературы экологической тематики; беседы о животных с использованием иллюстраций; загадывание и отгадывание загадок о животных; чтение художественной литературы о животных; рисование и раскрашивание животных разных стран в свободной деятельности.
Оборудование и материалы: карта мира, картинки с изображением животных, мнемотаблица-план, мяч.

Ход НОД:

I.      Вводная часть

-Ребята, я сегодня получила  письмо от белого медвежонка Умки:

«Здравствуйте дети, я белый медвежонок  Умка. Живу на Севере, где всегда зима.  Вместе со мной живут звери, которые не боятся холода,  но я слышал, что есть страны, где всегда лето, и там живут совсем другие животные. Пожалуйста, расскажите мне о них, мне очень хочется с ними познакомиться».

- Ну что, ребята, поможем Умке?

-Ребята, скажите: а жаркие страны это какие? (Африка, Южная Америка, Австралия, Индия - показ на карте)

-Давайте вспомним, какие животные живут в жарких странах. А для этого ответьте на мои вопросы (появляются картинки с животными):

-Какое животное называют царём зверей?(лев)

-У какого животного самая длинная в мире шея?(жираф)

-У какого животного на животе есть сумка? (кенгуру)

-Какое животное имеет самые большие уши?(слон)

-Назовите животное, имеющее полосатую окраску. (зебра)

-Животное, у которого есть горб, в котором находятся жировые отложения? (Верблюд)

-У какого животного есть один рог? (Носорог)

-Какое животное больше всего похоже на людей? (Обезьяна)

-У какого животного огромное тело опирается на короткие ноги? Он почти всю жизнь проводит в воде и покидает водоём, чтобы только позавтракать или позагорать. (Бегемот)

-Полосатый зверь из семейства кошачьих? (Тигр)

-Какое животное жарких стран половину жизни проводит в воде? Температура тела животного зависит от температуры окружающей среды. (Крокодил)

-Ребята, мы с вами вспомнили далеко не всех животных, но давайте сейчас поговорим о них, чтобы отослать интересные рассказы Умке.

II.      Основная часть
-Перед тем, как рассказать о животных, давайте немного поиграем. 

Дидактическая игра «Один-много"

В «Чудесном мешочке» лежат фигурки животных, дети достают животное, составляют предложения. Первый ребенок составляет предложение об одном животном, а следующий – о нескольких животных.

Я видела одного льва. А я видел много львов.

Я видела одну обезьяну. А я видел много обезьян. И т. д.

Дидактическая игра «Добавь словечко»

Дети садятся на стулья.

- Нам надо быть осторожными, ведь в Африке живут сильные, гривастые … (львы).

Пугливые, полосатые…(зебры).

Пятнистые, длинношеие… (жирафы).

Огромные, сильные… (слоны).

Ловкие, хвостатые… (обезьяны).

Страшные, зеленые… (крокодилы).

Дидактическая игра «Чье это?» 

Дети стоят по кругу. Отвечает тот, кто получает мяч и бросает мяч обратно.

- Я вижу лапы льва. Лапы чьи? (лапы львиные)

- Я вижу панцирь черепахи. (черепаший панцирь)

- Я вижу хвост крокодила. (крокодилий хвост)

- Я вижу шею жирафа. (жирафья шея)

- Я вижу голову верблюда. (верблюжья голова)

- Я вижу рог носорога. (носорожий рог)

- Я вижу хобот слона. (слоновий хобот)

Дидактическая игра «Скажи одним словом».

Дети стоят по кругу, воспитатель вразнобой указывает на детей,

-У слона не только длинный хобот, но и большие уши. Поэтому мы его можем назвать большеухим.

-Давайте поиграем в игру «Скажи одним словом».

У тигра острые зубы – он … острозубый.

У жирафа длинная шея – он … длинношеий.

У зебры быстрые ноги – она …быстроногая.

У слона толстые ноги - он … толстоногий.

У бегемота толстая кожа –он … толстокожий.

У крокодила острые зубы - он …острозубый

У попугая перья разного цвета – он … разноцветный.

У обезьяны длинный хвост - она … длиннохвостая
У бегемота толстая кожа - он  …
толстокожий
У верблюда два горба - он … двугорбый
У жирафа короткая шерсть – он … короткошерстный
У черепахи короткие ноги  - она … коротконогая
У страуса тонкие ноги - он … тонконогий

- Вот какие сложные слова мы с вами составили. А теперь время изобразить животных, о которых мы говорим.

Физкультминутка «Чудесное превращение»

Дети изображают животных.

Дилы-дилы-дилы - появились крокодилы.

Моты-моты моты - появились бегемоты.

Афы-афы-афы – листики жуют жирафы.

Ны-ны-ны – водой брызгают слоны.

Яны-яны-яны – по веткам скачут обезьяны.

Составление рассказов

- Теперь ребята, давайте расскажем о животных, которые проживают в жарких странах, а потом их отошлем Умке на Север.

- А чтобы вам легче было рассказывать, я приготовила картинки – подсказки, план. При составлении рассказа ребенок использует опору на мнемотаблицу, план, а так же на изображение животного.

План рассказа:

Как называется животное?

Внешний вид: цвет, размер, части тела.

Чем покрыто тело?

Его характер (злой, сердитый, добрый и т.д.).

Где живёт (берлога, нора, логово, дупло)?

Чем питается (на кого охотится)?

Заслушиваются 3-4 рассказа.

Сравнение животных Севера и животных жарких стран

-Ребята, вы составили такие чудесные рассказы.

-А как вы думаете, чем отличаются животные севера от животных жарких стран?

III.     Заключительная часть

- Ребята, мы с вами вспомнили, какие животные в них проживают в жарких странах,  и рассказали о них. Теперь мы с вами сможем написать письмо медвежонку Умке, что бы и он тоже узнал, что существуют в мире такие места, где нет зимы, и там живут такие замечательные животные .
-Вам понравилось? Что вам понравилось больше всего? А какое задание вам было сложно выполнить?

Примерные рассказы:

Слон

Это слон. Он обитает в Африке, Индии. Слон очень большое животное. Его тело покрыто толстой, серой шкурой. У слона есть белые бивни и длинный хобот. С помощью хобота слон добывает пищу и пьет воду. Уши у слона очень большие. Ими он отгоняет насекомых. Ноги у слона толстые, а хвост короткий. Питается слон растительной пищей: травой, листьями и плодами деревьев.

Обезьяна

Это обезьянки. Они обитают в Африке, Индии, и других теплых странах. Их тело покрыто густой серой шерстью. Только мордочка, уши, ладони совсем голые. По внешнему виду они очень похожи на человека. У обезьянок  очень длинный хвост, которым они могут цепляться за ветви деревьев. Передние лапы у обезьян длиннее  задних. Питаются они сочными плодами, орехами, молодыми веточками растений, очень любят бананы.

Крокодил

Это крокодил, длинное зубастое животное. Обитает он в жарких странах, селится в разнообразных пресных водоёмах. Крокодилы могут менять окраску. Когда холодно они коричнево или темно серого цвета. Согревшись, кожа крокодила становится грязно-зеленой. Плоская длинная голова, приплюснутое туловище, мощный хвост, довольно короткие лапы. Глаза расположены в верхней части головы. Малыши питаются насекомыми, постарше – рыбой, взрослые - рыбой, птицами.

Бегемот.

Это бегемот, крупное и тяжелое животное. Стада бегемотов заселяют болота, реки и озера Африки. Шкура у бегемота серая. Кожа бегемота плотная, толстая. Ноги короткие, уши маленькие. Бегемоты питаются только растениями. Весь день он проводит в воде, спасаясь от жары. А кормится, вылезают на берег ночью. Хоть они кажутся неповоротливыми, они умеют быстро бегать, плавать и нырять.

Зебра.

Это зебра. Для неё характерна полосатая окраска и оттопыренные уши. Это  животное похоже на лошадь, только грива у нее густая и короткая, а шкура с полосатым рисунком. Хвост заканчивается кисточкой из волос. Питается растительной пищей. Она быстро бегает.

Жираф

Это жираф. Он очень высокое роста. У него маленькая голова, короткие уши, небольшие рожки и большие глаза. У жирафа очень длинная шея, длинные ноги и длинный хвост. Жираф светло-коричневого цвета с темно-коричневыми пятнами. Жираф питается листьями, молодыми веточками деревьев, корой, цветами. Он - травоядное животное. Жираф обитает в Африке или в Австралии. Детёныш у них - жирафёнок.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Область:коммуникация. Интеграция:познание,х/т,музыка. Тема:Составление описательного рассказа животного(по мнемотаблице.)

Программное содержание:- совершенствовать умение составлять описательный рассказ животного по схеме;-закреплять знания детей названий детенышей животных; употреблять в речи существительные в единствен...

Конспект НОД Область:коммуникация. Интеграция:познание,х/т,музыка. Тема:Составление описательного рассказа животного(по мнемотаблице.)

Программное содержание:- совершенствовать умение составлять описательный рассказ животного по схеме;-закреплять знания детей названий детенышей животных; употреблять в речи существительные в единствен...

Примерные описательные рассказы детей с ОНР и применением ИКТ технологий на тему "Животные жарких стран"

Ребята подготовительной группы, вместе с родителями, готовят красочные презентации и с удовольствием выступают перед детьми других групп и детских садов. Представляем вашему вниманию некоторые из них....

Составление описательного рассказа о животных северных стран с опорой на схему.

Активизация и актуализация словаря по теме «Животные северных стран». Совершенствование навыка составления рассказов - описания с опорой на схему. Совершенствование грамматического строя р...

Составление рассказа о животном жарких стран

Цель: Развитие грамматически правильной речи в процессе закрепления представлений  животных жарких стран.Образовательные: закреплять знания о животных жарких стран. Закреплять  знания детей ...

Составление описательного рассказа о животном жарких стран с опорой на план-схему

Фронтальное логопедическое занятие по теме "Животные жарких стран". ОО "Речевое развитие"...

Конспект занятия по развитию речи (коммуникации) «Как дикие животные готовятся к зиме. Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схем для детей подготовительной группы»

В конспекте дети обогащают свои знания о диких животных :зайце, лисице, волке, лосе и др., учатся составлять описательный рассказ по цепочке, играют в различные речевые  игры....