Перспективное планирование по речевому развитию
календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа)

Дорохова Юлия Владимировна

Перспективное планирование по речевому развитию

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЦ ГРУППЕ

Тема недели

Тема, литература

Программное

содержание

Материалы и

оборудование

Методы и приёмы

Совместная деятельность

с детьми

Совместная деятельность с родителями

СЕНТЯБРЬ

1.

Здравствуй, детский сад.

1. «Здравствуй, детский сад»

Т.И. Петрова, Е.С. Петрова. Игры и занятия по развитию речи дошкольников, стр. 5.

Познакомить детей с группой, игровыми уголками, закрепить знания об окружающем мире; формировать умение отвечать на вопросы и учить составлять короткий рассказ по игрушке, побуждать детей договаривать фразы из знакомых произведений;

учить употреблять в речи обобщающее слово – игрушки и прилагательные, обозначающие качества предмета; закреплять правильное произношение звука [у], изолированного и в словах, с разной силой голоса, меняя высоту голоса.

Игрушки, книги А.Л. Барто, С.Я Маршака, К.И. Чуковского.

Беседа по игрушке, игровой момент, чтение стихов А.Л. Барто и произведения К.И. Чуковского С.Я Маршака.

Чтение стихов А.Л. Барто «Лошадка», «Мишка», «Зайчик», «Козленок», «Слон».

Чтение отрывки произведения «Телефон» и др.

Для закрепления материала, необходимо попросить родителей расспросить своих детей о происходящем на занятии. Тем самым активизировать и речь и память.

2.

Я и улица.

2. «Не попади в беду на дороге»

В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова.

Конспекты занятий во второй младшей группе, стр.153.

  • связная речь: учить детей отвечать на вопросы воспитателя;
  • грамматический строй: активизировать глаголы;
  • звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [ш] [би].

Книга со сказками К. Чуковского, иллюстрация по теме.

Рассказ и вопросы воспитателя, ответы детей, чтение отрывка К. Чуковского «Айболит», беседа по содержанию прочитанного, подвижная игра «Цветные автомобили», итог.

Рассматривание иллюстраций. Чтение художественной литературы по теме недели.

Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы»

5.

Осень.

3. «Любуемся красотой осени»

В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова.

Конспекты занятий во второй младшей группе, стр. 65.

связная речь: активизация прилагательных; описательные рассказы о явлениях природы по своим личным впечатлениям;

звуковая культура речи: закрепление произношения звуков [а], [и], [ц], [н], [н '];

  • словарь и грамматика: активизация прилагательных и глаголов.

Иллюстрация по теме, игрушка мишка.

Игровой момент, беседа, рассматривание иллюстрации, дидактические игры.

Дидактические игры «Листопад», «Найди самый красивый листок».

Чтение по теме.

Рассматривание иллюстраций по теме. Наблюдение за погодой во время прогулки и из окна группы.

Индивидуальные беседы

ОКТЯБРЬ

1.

Мой дом.

Мои

игрушки.

4. «Мы играем в кубики, строим дом»

Ушакова О.С. Развитие речи детей 3 – 5 лет, стр. 23.

  • связная речь: учить рассматривать картину, формировать умение ответить на вопросы (по картине) и составлять  совместно с воспитателем короткий рассказ;
  • словарь и грамматика: учить правильному употреблению форм единственного и множественного числа существительных и личных окончаний глаголов (строит – строят, играет – играют, везет – везут);
  • звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [а], [у], [и], изолированных и в словах, учить различать звуки на слух, произносить слова, фразы четко и громко; развивать речевой выдох.

Картина «Мы играем в кубики, строим дом», игрушки (кукла, паровоз, жеребенок, султанчики).

Воспитатель показывает картину, задает вопросы, предлагает детям дать имена: девочку назвать Аней, мальчика, который строит дом Игорем, а мальчика, который везет машину, Аликом (голосом выделяет первый звук в именах).Физкультминутка. Воспитатель показывает игрушки, задает вопросы, произносит звуки [а], [у], [и] в любом порядке.

Игры с кубиками, со строительным материалом, с игрушками.

Консультации на тему: «В какие речевые игры можно играть дома».

2.

Осень.

Овощи, фрукты.

5. «Чудесная корзиночка» Рассматривание овощей.

Затулина Г.Я.
Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа, стр. 13.

  • Продолжать учить детей различать по внешнему виду и вкусу овощи.
  • Словарь: сладкий, горький, сочный, кислый, хрустящий.

Развивать умение обследовать предмет, выделяя его цвет, форму и качество, развивать мышление и память.

Воспитывать интерес к окружающим предметам природы.

Корзинка с натуральными овощами, тарелка с нарезанными овощами, салфетки, муляжи овощей, лото.

Игровой момент с корзинкой, дети описывают овощи с помощью воспитателя, игры с овощами,

отгадывания загадок, итог.

Наблюдения за ростом в огороде, рассматривание овощей, узнавание на картинках, в загадках. Дидактические игры: «Вершки-корешки», «Что можно приготовить из овощей», лото для малышей «Овощи»

Участие в конкурсе поделок из природного материала «Дары природы». Вместе с ребёнком сочинить сказку к своей поделке.

3.

Домашние птицы.

6. «На птичьем дворе»

Затулина Г.Я.
Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа, стр. 16.

  • Закрепить знания детей о домашних птицах, воспитывать правильное звукопроизношение.

Учить употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей.

Развивать внимание, выдержку, умение подождать своей очереди в ответах.

Воспитывать интерес к домашним птицам.

Обручи для игры, игрушки-птицы, картинки, желтый пластилин, тарелочки.

Рассматривание  игрушек, загадывание загадок, дидактическая игра «Кто как кричит», игры: «Кто в домике живет», «У кого, кто», самостоятельная работа, итог. 

Наблюдения за повадками домашних птиц, рассматривание картинок, загадывание загадок описательного характера, с точными повадками птиц.

Нарисовать вместе с родителями сказку на тему: «Домашний любимец».

4.

Моя

семья.

7. «Семья»

Т.И. Петрова, Е.С. Петрова. Игры и занятия по развитию речи дошкольников, стр. 49.

  • Учить детей отвечать на вопросы, составлять с помощью воспитателя рассказ из личного опыта, используя фотографии;
  • активизировать в речи детей прилагательные; учить детей употреблять в речи слова, обозначающие название домашних животных, птиц и их детенышей и птенцов;
  • учить детей произносить правильно и четко звукосочетание с разной силой голоса и интонацией.

Фотографии своей семьи, иллюстрации домашних животных со своими детенышами.

За круглым столом рассматриваются семейные фотографии, Воспитатель задает вопросы, дети отвечают, рассказы детей о своей семье, пальчиковая гимнастика, дидактическая игра.

Рассматривание иллюстраций и фотографий по теме.

Дидактическая игра «Чьи детки».

Пальчиковая гимнастика «Семья».

Объяснить родителям значимость посильного детского труда для развития нравственных чувств ребёнка и сплочения семьи.

НОЯБРЬ

1.

Осень. Одежда,

обувь.

8. «Одежда»

Т.И. Петрова, Е.С. Петрова. Игры и занятия по развитию речи дошкольников, стр. 30.

Развивать дидактическую речь детей, учить отвечать на вопросы; активизировать в речи детей доброжелательную лексику, слова «сначала», «потом», слова, относящиеся к обобщению  «одежда», закрепить правильное произношение звуков [ф] и [ф '], учить плавно и протяжно, на одном выдохе, произносить этот звук.

Куклы Катя и Дима, одежда для кукол, иллюстрация по теме.

Игровой момент с куклами, физминутка, театрализованная игра «Петух»

Рассматривания иллюстраций одежды, таблицы - алгоритм одевания на улицу.

Информация на стенде для родителей: «Одежда и обувь  для ребёнка».

2.

Поздняя

осень. Деревья.

9. «Ходит осень по дорожке»

Т.И. Петрова, Е.С. Петрова. Игры и занятия по развитию речи дошкольников, стр. 11.

  • Учить детей отвечать на вопросы, с помощью воспитателя пересказывать небольшие рассказы (придумывать конец рассказа), развивать диалог;
  • учить детей употреблять
  • в речи прилагательные, согласуя их с существительными, учить образовывать формы родительного падежа множественного числа имен существительных и уменьшительно-ласкательную форму существительных;
  • закреплять правильное, отчетливое произношение звуков [в], [ф], произносить с разной силой голоса.

Иллюстрация и книги по теме.

Чтение стихотворения под музыку П.И. Чайковского «Времена года», дидактические игры, чтение рассказа воспитателем, вопросы по рассказу, рассказывание детьми свои варианты окончания рассказа.

Дидактические игры: «Расскажи про осень», «Измени слово»; на прогулке понаблюдать за изменением погоды, за осенними деревьями.

Предложить родителям с детьми понаблюдать за осенним лесом.

3.

Осень.

Дикие животные.

10. «Составление описательного рассказа об игрушках – мишке и мышке»

Ушакова О.С. Развитие речи детей 3 – 5 лет, стр. 43.

  • связная речь: учить составлять вместе с воспитателем короткий рассказ об игрушке;
  • словарь и грамматика: учить образовывать форму повелительного наклонения глаголов (поскачи, поезжай); использовать предлоги в, на, под, около, перед;
  • звуковая культура речи: закреплять правильное произношение [б] - [б '],  учить различать на слух звучание музыкальных инструментов: барабана,

бубена, балалайки.

Грузовая машина, бубен, балалайка, барабан, мишка, мышка.

Игровой момент с игрушками, рассказы детей о мишке и мышке, физкультминутка игра.

Рассматривание иллюстраций, чтение произведений по теме недели.

Игры с игрушками диких животных.

Консультация «Развитие речи  детей 3-4 лет через театрально – игровую деятельность»

4.

Моя

мамочка.

11. «Моя любимая мама»

В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова.

Конспекты занятий во второй младшей группе, стр. 257.

  • связная речь: учить детей отвечать на вопросы воспитателя, составлять с помощью воспитателя короткий рассказ, пользуясь алгоритмом;
  • словарь: учить детей правильно подбирать прилагательные и глаголы, активизировать словарь;
  • звуковая культура речи: учить детей четко, громко произносить слова , закреплять произношение [ч '], [м].

Иллюстрация по теме, фотографии мам.

Беседа с детьми, игра с пиктограммами, динамическая пауза «Чему нас научили мамы», рассказ детей.

Рассматривание фотографий и иллюстраций по теме недели.

Сочинить вместе с родителями сказку на тему: «Моя любимая игрушка»

ДЕКАБРЬ

1.

Здравствуй, зимушка -  зима!

12. «Зима»

Т.И. Петрова, Е.С. Петрова. Игры и занятия по развитию речи дошкольников, стр. 34.

  • учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, составлять с помощью воспитателя небольшой рассказ по картине; побуждать детей отгадывать загадки;
  • учить четко, произносить слова стихотворения; активизировать  в речи детей прилагательные;
  • воспитывать умение правильно и отчетливо произносить звук [ш], с разной силой голоса.

Стихи, иллюстрация по теме; картина «Саша и снеговик»

Чтение стихотворения, повторение его с детьми; рассматривание иллюстраций; дидактическая игра; физкультминутка; рассматривание картины, беседа по содержанию картины.

Чтение стихов и рассматривание иллюстраций на тему «Зима»; дидактическая игра «Подбери слово»; физкультминутка «Представьте себе»; рассматривание картины «Саша и снеговик».

Домашнее задание для родителей с ребёнком: - нарисовать рисунок на тему «Зимняя сказка»  и придумать рассказ или сказку к своему рисунку.

2.

Зима.

Одежда,

обувь.

13. «Описание предметов одежды куклы Оли»

Ушакова О.С. Развитие речи детей 3 – 5 лет, стр. 40.

  • связная речь: учить составлять вместе с воспитателем небольшой рассказ, отвечать на вопросы законченным предложением;
  • словарь и грамматика: учить правильно, называть предметы одежды, действия, использовать прилагательные, обозначающие цвет;
  • звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [п] - [п '],  учить отчетливо и достаточно громко произносить слова с этими звуками; обратить внимание на наличие [п] в словах.

Кукла и одежда для нее (пальто, шапка, шарф, варежки, рейтузы, ботинки, кофта, платье); Петрушка; картинки – пальто, платье, пирамидка, поезд.

Игровой момент с куклой, рассказ детей о кукле совместно с воспитателем, одевание куклы последовательно на улицу, физкультминутка игры с Петрушкой, отгадывания звука [п] в словах.

Рассматривания иллюстраций одежды, таблицы - алгоритм одевания на улицу, чтение произведений по теме.

Во время одевания на прогулку обратить внимание детей на свою зимнюю одежду, рассматривание прохожих на улице как они одеты.

К новогоднему празднику; разучивание совместных хороводов.

3.

Зима. Зимующие птицы.

14. «Кормушка»

Затулина Г.Я.
Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа, стр. 59.

  • Формировать у детей интерес к птицам, узнавать их по внешнему виду. Расширять и активизировать словарный запас детей.
    Развивать наблюдательность, внимание, учить говорить спокойно с естественными интонациями. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание подкармливать их зимой.

Иллюстрация по теме, картинки, конверты с разрезными картинками.

Беседа с детьми, рассматривания картинки, беседа по содержанию картинки, чтение стихотворений В. Стоянова «Воробей», А. Барто Е. «Синица», Трутневой «Галка» , Р. Бухараева «Кормушка», итог.

Наблюдение за птицами у кормушки, подмечать их повадки, какой корм им нравится, рассмотреть следы птиц (большие следы – голуби, маленькие – воробьев), рассматривание иллюстраций по теме недели.

Индивидуальные беседы.

4.

Дикие животные зимой.

15. «Как спасаются звери от стужи зимой»

В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова.

Конспекты занятий во второй младшей группе, стр. 196.

  • связная речь: учить детей  отвечать на вопросы предложениями;
  • грамматический строй: учить образовывать  уменьшительно-ласкательные название детенышей животных, соотносить названия детенышей животных в единственном и множественном числе; активизировать прилагательные;
  • звуковая культура речи: правильное произношение звуков [ч], [у], [ф].

Иллюстрация по теме.

Чтение загадок, беседа, игровой момент, игры: «Спрячьте нас в наши домики», «Назови детенышей»

Рассматривание иллюстраций и чтение произведений по теме недели.

Вместе с родителями украсить елку в группе.

5.

Новогодний праздник.

16. «Вырастала ёлка»

В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова.

Конспекты занятий во второй младшей группе, стр. 162.

  • связная речь: учить детей  составлять описательный рассказ;
  • словарь и грамматика: упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе, падеже, активизировать в речи в речи детей прилагательные;
  • звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звука [у], учить произносить этот звук длительно, на одном дыхании.

Иллюстрация по теме

Загадывание загадок, чтение стихотворение Трутневой «Вырастала елка в лесу на горе…», при помощи картинок по стихотворению дети создают картину, беседа по картине, закрепление правильного  произношения звука [у].

Чтение стихов по теме недели, рисование елки, рассматривание ели во время прогулки, хороводные игры «Зимушка», «Под елочкой зеленой,

мы хоровод ведем»

ЯНВАРЬ

2.

Зимние забавы.

16. Составление рассказа по картине «Катаемся на санках»

Ушакова О.С. Развитие речи детей 3 – 5 лет, стр. 47.

  • связная речь: учить отвечать на вопросы по содержанию картины; составлять рассказ вместе с воспитателем;;
  • словарь и грамматика: закреплять в активном словаре название предметов одежды; качеств (величина, цвет); учить использовать  слова  с противоположным значением (тепло – холодно, широкий – узкий);
  • звуковая культура речи: закреплять произношение звуков [т] - [т '],  учить  произносить звукосочетание (топ-топ-топ) в различном темпе, с различной громкостью.

Картина «Катаемся на санках», игрушки – большой медведь, медвежонок, барабан.

Беседа по картине, вопросы воспитателя – ответы детей, рассказ воспитателя, физкультминутка, хоровые и индивидуальные ответы на вопросы воспитателя.

Игры детей на участке во время прогулки, рассматривание иллюстраций по теме, чтение стихов и произведений по теме недели.

 «Новогодние чудеса» - вместе с ребёнком зарисовать новогодние впечатления и записать их.

3.

Цветы на подоконнике.

17. «Комнатное растение»

Т.И. Петрова, Е.С. Петрова. Игры и занятия по развитию речи дошкольников, стр. 47.

  • учить детей отвечать на вопросы, составлять небольшие описательные рассказы с помощью взрослого;
  • учить употреблять в речи прилагательные, сочетая их с существительными;
  • упражнять детей в произношении звука [ж], учить произносить слова с разной силой голоса и в разном темпе.

Комнатные растения, иллюстрации по теме.

Чтение стихотворения, рассматривание картинок комнатных растений, беседа по картинкам, физкультминутка, чтение чистоговорки с разной силой голоса, рассматривание комнатных растений в группе, рассказ воспитателя, пересказ  детьми, итог.

Рассматривание комнатных растение в группе,

описание цветка бегонии, наблюдение за ухаживанием комнатных растений воспитателем.

Индивидуальные беседы, рекомендации.

4.

Продукты питания.

18. «Каравай»  Рассматривание хлебных изделий.

Затулина Г.Я.
Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа, стр. 26.

  • Познакомить детей с хлебобулочными изделиями, учить различать и называть существенные признаки и качества изделий

Ввести в словарь детей слова: каравай, буханка, булка, пышный, золотистая, ржаной и слова, обозначающие другие качества предметов.

Учить детей понимать заданный вопрос и отвечать на него.

Обратить внимание детей на то, что хлеб сделан руками не одного человека, а многих людей и его надо беречь, не бросать, а доедать.

Поднос с караваем и ржаного хлеба, салфетка, иллюстрация по теме НОД.

Проведение хоровода «Каравай», рассматривание каравая на подносе, повторение новых слов детьми за воспитателем, беседа, проговаривание пословицы «Хлеб всему голова», разучивание новой игры «Каравай», чтение потешек по теме, сюрпризный момент, итог.

В повседневной жизни во время еды обращать внимание детей на то, что они едят, из чего сделано блюдо, используя при этом потешки или стишки.

Индивидуальные беседы, рекомендации.

ФЕВРАЛЬ

1.

Дни благодарности и доброты.

19. «Наши добрые дела»

В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова.

Конспекты занятий во второй младшей группе, стр. 249.

  • связная речь: учить детей отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями;
  • словарь: пользоваться словами обозначающими предметы и действия;
  • грамматика: активизация глаголов и прилагательных, подбор антонимов;
  • звуковая культура речи: закрепление произношения звуков [ч], [к], [в], [д].

Кукла в грязной одежде.

Показ неряшливой куклы, беседа по кукле, чтение потешки «Водичка, водичка, умой мое личико…», пальчиковая игра, дети сочиняют объявление.

На прогулке повесить объявление на доску объявлений.

Беседа с детьми на тему «Добрые дела», «От чего портится настроение».

Индивидуальные беседы и консультации

2.

Зимушка хрустальная!

21. «Как котенок зиме удивился»

В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова.

Конспекты занятий во второй младшей группе, стр. 185.

  • связная речь: учить детей составлять короткие описательные рассказы по описанию явлений природы;
  • словарь: подбирать глаголы, обозначающие действия;
  • грамматика:  закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает.
  • звуковая культура речи: закрепление произношения звука [у] изолированно.

Иллюстрация по теме.

Беседа с детьми о времени года зима, рассказ воспитателя о котенке Пушок, беседа по рассказу, закрепление произношения звука, чтение стихотворения.

Рассматривание иллюстраций «Времена года», чтение стихов и произведений по теме недели.

3.

Мы поздравляем наших пап.

22. «О моем любимом папе»

В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова.

Конспекты занятий во второй младшей группе, стр. 249.

  • связная речь: учить детей рассказывать небольшие истории из личного опыта;
  • грамматический строй: учить подбирать характерные определения;
  • звуковая культура речи: активизация звуков [з], [ч], [п '], [у].

Иллюстрация по теме.

Беседа о папе, рассказ детей, игра-имитация со звукопроизношением, рассказывание детьми о случаях, когда папа очень порадовал детей.

Рассматривание фотографии, иллюстраций по теме, аппликация «Флажок», беседа на тему «Мы поздравляем наших пап»

Индивидуальные рекомендации

4.

В гостях у сказки.

20. «Пересказ сказки «Репка»

Ушакова О.С. Развитие речи детей 3 – 5 лет, стр.38.

  • связная речь: учить пересказу совместно со взрослым на примере сказки «Репка»;
  • словарь и грамматика: учить правильно по смыслу называть качество предметов, закреплять в активном словаре название детенышей животных;
  • звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звука [м], учить дифференцировать на слух близкие по звучанию слова, менять высоту голоса (произнесение звукоподражаний на низких и высоких нотах), обратить  внимание на наличие звука  [м] в словах.

Настольный театр «Репка»; игрушки (кошка, котенок, мышка, медвежонок)

Рассказ воспитателя с использованием настольного театра; воспитатель начинает рассказывать сказку, а дети хором  или индивидуально отвечают  по рассказыванию сказки; физкультминутка. Игровой момент с игрушками, хоровые ответы детей; произношение на низких тонах звукоподражание   отгадывание загадок;  отгадывания звука [м] в словах.

Чтение сказки «Репка», слушание песенки «Репка», дидактические  игры «овощи», «Вершки - корешки», рассматривание иллюстраций по теме.

Домашнее задание для родителей с ребёнком: «Весна» - нарисовать, сочинить сказку или рассказ, записать и принести в детский сад.

МАРТ

1.

Мамы

всякие

нужны.

24. Заучивание стихотворения Е. Благининой

«Мамин день»

Затулина Г.Я.
Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа, стр. 89.

  • Познакомить детей с короткими литературными произведениями, вызвать эмоциональный отклик на них.

Учить детей запоминать короткое стихотворение, уметь отвечать на вопросы по его содержанию.

Развивать память, выразительность речи.

Воспитывать любовь к маме.

Бумагу в виде открытки и готовую форму красного цветка для аппликации, игрушки.

Чтение: рассказа  Д. Габе «Мама», стихотворение Е.Благининой «Мамин день», беседа, повторение стиха хором и индивидуально с педагогом, игра, самостоятельная работа, итог

Подготовка к празднику 8 Марта. Заучивание стихов и песен. Беседы индивидуальные с детьми о семье ребенка. Чтение Е. Благининой стихотворение

 «8 Марта». Чтение рассказа Ю. Яковлева «Мама».

Беседа на тему: «Нужно ли дома играть с ребенком в сюжетно - ролевые игры и как? Какое значение эти игры имеют в развитии речи?»

2.

«Весна – красавица!»

25. «Весна»

Т.И. Петрова, Е.С. Петрова. Игры и занятия по развитию речи дошкольников, стр. 43.

  • Учить детей отвечать на вопросы, развивать диалогическую речь, договаривать предложения, называя действия предмета;
  • учить детей употреблять в речи глаголы, сочетая их с существительными словами превосходной степени;
  • учить детей отчетливо и выразительно произносить слова стихотворения, соблюдая умеренный темп речи.

Рисунки детей старших групп с весенней тематикой,

Воспитатель загадывает загадку, рассматривание рисунков, игра «Закончи предложение», физминутка, игра-пантомима по стихотворению, игровой сюрприз, дидактическая игра «Продолжи»

Рассматривание иллюстраций по теме.

Беседа на тему «Как читать и обсуждать прочитанное с ребёнком»

3.

Транспорт.

23.  Составление рассказа по картине «Троллейбус и игрушки»

Ушакова О.С. Развитие речи детей 3 – 5 лет, стр.59.

связная речь: учить составлять рассказ по картине («Троллейбус и игрушки»),  ориентируясь на образец, предложенный воспитателем;

словарь и грамматика: учить правильно, называть предметы, изображенные на картине, давать описания игрушек, называя их цвет;

звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звука [г] - [г '].

Картина «Троллейбус и игрушки»; картинки – гусь, голуби.

Рассматривание картины, беседа по картине, рассказ воспитателя, пересказ рассказа детьми, рассматривание картинок, физкультминутка игра с картинками.

На прогулке наблюдение за голубями, рассматривание иллюстраций по теме недели.

Информация на стенде: «Необходимость прогулок с ребёнком  и бесед во время прогулок.

4.

Народная игрушка.

26.  Проведение игры «Что в мешке у Буратино»

Ушакова О.С. Развитие речи детей 3 – 5 лет, стр. 52.

связная речь: учить правильно, употреблять в речи названия качеств предметов (величина, цвет); отвечать  на вопросы воспитателя, составлять рассказ;

словарь и грамматика: упражнять  в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных, в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе;

звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [н] - [н '].

Пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая), ленточки (разного цвета и длины), лошадки, утята, Буратино, качалка-лошадь, мешочек.

Игровой момент с Буратино, Игра «Что в мешке у Буратино», рассматривание игрушек, вопросы воспитателя, физкультминутка «Лошадки», Игра с Буратином «Чего не стало».

Рассматривание картинок, игры с народными игрушками.

Консультация на тему: «Почему с ребёнком необходимо ходить в театры, как это влияет на речь»?

5.

Весна.

Дикие животные.

28.  «Составление описательного рассказа об игрушках – лисенке, медвежонке»

Ушакова О.С. Развитие речи детей 3 – 5 лет, стр. 66.

  • связная речь: учить по вопросам, составлять описание игрушки; объединять с помощью воспитателя все ответы в короткий рассказ;
  • словарь и грамматика: активизировать в речи прилагательные, обозначающие свойства и качества предметов; учить  сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки;;
  • звуковая культура речи: закреплять правильное произношение слов со звуком [и],  - [г '].

Игрушки – лисенок, медвежонок (разного размера); картинки – змея, еж, елка, муравей.  

Рассматривание игрушек, вопросы по описанию диких животных, игры:  «Сравни разных зверят»,  «Кто лучше похвалит», физкультминутка,  игровой момент,  вопросы воспитателя – ответы детей.

Игры с игрушками. Рассматривание иллюстраций по теме недели.

Сочинить вместе с родителями сказку на тему: «Домашние животные»

АПРЕЛЬ

1.

Весна. Перелетные птицы.

27. «Птицы прилетают» рассматривание птиц.

Затулина Г.Я.
Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа, стр. 113.

  • Познакомить детей с перелетными птицами, узнавать их по характерным признакам.

Активизировать словарь. Развивать наблюдательность, внимание, умение поддерживать разговор на определенную тему, говорить спокойно с естественной интонацией.

Воспитывать интерес к птицам своего края, желание оберегать их.

Предметные картинки с птицами.

Чтение стихотворение стихотворений  А. Плещеева, А.Прокофьева «Снегири», В. Стоянова «Ласточка», И. Белоусова, рассматривание картинок,  беседа, игра «Птички», итог.

Наблюдения за птицами на участке детского сада. Рассматривание иллюстрации. Заучивание стихов с отдельными детьми к занятию. Подвижные игры: «Птички-невелички», «Воробушки – попрыгунчики», «Воробушки и автомобиль».

Консультация на тему «Чем и как заниматься с ребёнком дома?»

2.

Мы – космонавты.

29. «Составление рассказа на тему из личного опыта»

Ушакова О.С. Развитие речи детей 3 – 5 лет, стр. 83.

  • связная речь: учить составлять совместно с воспитателем короткий рассказ (два-три предложения) на тему из личного опыта детей;
  • словарь и грамматика: активизировать в речи прилагательные и глаголы;
  • звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [с]  - [с '];  учить слышать и выделять  звук [с] в словах, произносить фразы с различной громкостью.

Картинки – самолет, лиса, дом, елочки; игрушки – собака, кошка, медведь.

Загадывание загадок, показ картинок, беседа по картинкам, рассматривание игрушки, вопросы по игрушке, рассказ детей, физкультминутка «Самолет», Чтение стихотворения, дети сначала рассказывают стихотворение громко, тихо, шепотом.

Рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений и произведений по теме недели. Рисование по теме «Лети наша ракета».

Индивидуальные беседы.

3.

День Земли.

30. «Радуга»

Затулина Г.Я.
Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа, стр. 127.

  • Формировать у детей интерес к явлениям природы. Продолжать активизировать словарный запас детей, закрепить название цвета, ввести в словарь название цветов: оранжевый, голубой, фиолетовый.

Развивать внимание, наблюдательность, память, учить отчетливо, произносить слова и фразы. Воспитывать эстетические чувства, обращая внимание на красоту природных явлений.

Рисунок с изображением радуги, игрушки и предметы разного цвета, ленточки цветов радуги, бумагу и краски (акварель) для рисования.

Чтение стихотворения С. Маршака «Радуга», рассматривание картинки хором и индивидуально дети называют цвета радуги, игры с предметами и ленточками, самостоятельная работа, итог.

Наблюдения явлений природы, загадывание загадок, чтение стихов, рассматривание рисунков, картинок, обращая внимание на цвета окружающих предметов.

Индивидуальные беседы

4.

Книжкина неделя.

31. «Пересказ сказки «Козлята и волк»

Ушакова О.С. Развитие речи детей 3 – 5 лет, стр. 77.

  • связная речь: учить пересказывать вместе с воспитателем сказку «Козлята и волк»;
  • звуковая культура речи: приучать отчетливо и правильно произносить звук [с], изолированный и в словах.

Настольный театр к сказке «Козлята и волк»: картинка, на которой изображении осы.

Чтение сказки, вопросы по содержанию; затем рассказ сказки воспитателем, используя настольный театр; игра в сказку; физкультминутка  повторение потешки детьми со звуком [с].

Рассматривания книг в уголке библиотеки, помощь воспитателю по ремонту книг, рассматривание иллюстраций к сказкам.

Использование групповой библиотеки в работе с детьми и их родителями.

Май

1.

День

Победы!

32. «Цветы» Рассматривание растений.

Затулина Г.Я.
Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа, стр. 119.

Формировать представления о растениях родного края.

Активизировать словарь детей, учить понимать обобщающее слово –

цветы.

Развивать умение вести беседу в ходе рассматривания, говорить в нормальном темпе.

Воспитывать интерес к природе.

Развивать эстетические чувства.

Букет живых цветов и картинки. Шапочки цветов. Зеленый лист бумаги и готовые формы цветов, клей. Магнитофон с записью мелодии вальса.

Чтение стихотворений

Е. Серова «Ландыш», беседа о цветке ландыш,  Чтение детьми стихотворений: Г.Я. Затулиной.

        «Одуванчик золотой…», Е. Серов        «Носит одуванчик

        Желтый сарафанчик…», беседа о цветке одуванчика, танец по музыку вальса, игра с цветами в вазе,  аппликация, итог.

Наблюдение за одуванчиками и другими цветами на участке. Рассматривание картинок, чтение стихов. Чтение стихов о празднике «День Победы!», раскраски по теме, беседа с детьми на тему «День Победы!», рассказы детей о параде.

Вместе с детьми придумать загадку по теме.

2.

«Цветущая весна»

33. «Деревья нашего участка»

Затулина Г.Я.
Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа, стр. 128.

  • Формировать представление о растениях на участке детского сада.

Активизировать словарь детей, уточнять названия деревьев, их характерные особенности.

Развивать внимание, наблюдательность, говорить о своих впечатлениях спокойно, в нормальном темпе.

Воспитывать интерес к растениям, любовь к родной природе.

Листочки деревьев, книга со сказкой «Под кустом» Н. Павловой.

Занятие проводится во время прогулки. Рассматривание деревьев на участке, беседа, игра с листочками, сравнение листочков с геометрическими фигурками, загадывание загадок, чтение сказки «Под кустом» Н. Павловой, рассматривание куста сирени, итог.

Наблюдения за деревьями весной, когда распускаются листья. Обратить внимание детей на отличительные особенности каждого дерева. Проведение дидактических игр с листьями, цветами и т. д. Загадывание загадок, чтение стихов.

Информация на стенде для родителей: «Что и как читать ребёнку летом».

3 - 4.

Мониторинг

Выявление умений и навыков у детей на конец учебного года.

Индивидуальные рекомендации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по речевому развитию в старшей логопедической группе.

  Сентябрь  НеделяЛексическаятемаРечевое развитиеЦелиЛитератураФормаработы1Обследование    2Обследование     3 Детский сад...

Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе

Данный материал используется для облегчения работы с детьми в старшей группе...

перспективное планирование по речевому развитию(развитие речи) за первый квартал ст.гр.

перспективное планирование по речевому развитию(развитие речи) за первый квартал ст.гр....

перспективное планирование по речевому развитию

программа "Радуга" подготовительная группа...

перспективное планирование по речевому развитию(развитие речи) за второй квартал

перспективное планирование по речевому развитию(развитие речи) за второй квартал...

Перспективное планирование ОО "Речевое развитие" подготовительная к школе группа

Перспективное планирование организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе ДОУОбразовательная область «Речевое развитие»  по программе «От рождения до школы» под ред...

Перспективное планирование по "Речевому развитию" "РАЗВИТИЕ РЕЧИ"

Перспективное планирование по "РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ" РАЗВИТИЕ РЕЧИ"...