Методические рекомендации к работе с текстом «Буквенные сказки»
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Серкунова Клара Рауфовна

Буквенные сказки выбраны целенаправленно для  развития у детей старшего дошкольного возраста связной речи, формирования фонематических процессов, элементов грамоты, графомоторных навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к работе с текстом

 «Буквенные сказки»

Составила:

Учитель-логопед Серкунова К.Р.

Буквенные сказки выбраны целенаправленно для  развития у детей старшего дошкольного возраста связной речи, формирования фонематических процессов, элементов грамоты, графомоторных навыков.

Подобранные тексты  доступные детям по содержанию, при пересказе дети могут  отразить личное отношение к данному событию.

В произведениях присутствуют знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера. Мотивы поступков действующих лиц понятны. Произведения сюжетные, с четкой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий.

Язык небольших рассказов для пересказа характеризуется доступным детям словарем, короткими, четкими фразами, отсутствием сложных грамматических форм. Произведения выразительные, присутствуют определения, сравнения, несложные формы прямой речи. Они  доступны по размеру,  подобраны с учетом особенностей детского внимания и  памяти.

Представленные вниманию родителей серия рассказов о девочке Алёнке, ее маме и папе помогут закрепить у детей  понятия «Звук», «Буква», «Слово», «Предложение», «Рассказ» и т. д. Рассказы представлены в этом сборнике практически на все буквы алфавита и располагаются в соответствии с буквами алфавита.  Занимательные рассказы научат детей выделять из текста слова на заданный звук, а так же сформировать связную монологическую  речь детей. Устная монологическая речь делится на два типов: пересказ и рассказ. В первую очередь необходимо упражнять детей   пересказыванию. Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети учатся владеть живым родным языком. Детей дошкольного возраста обучить пересказу короткого рассказа целесообразно в форме ответов на вопросы и с опорой на картинки (рисунки).

Пересказ - полезное упражнение, так как ребёнок запоминает слова и выражения, учится целостности формы, композиции. Задания на выделение слов на заданный звук помогут в развитии фонематического слуха. Дети, отвечая по тексту на вопросы взрослого, рассматривая картинки (рисунок) к данному тексту, научатся правильно составлять предложения.

Рисунки, нарисованные детьми после прослушивания рассказов, целесообразно использовать для самостоятельного сочинительства детьми новых историй. Помогите детям развить воображение, проведите время, раскрашивая рисунки вместе.  

Почувствуйте себя счастливыми от общения с детьми!

                                 

Этапы работы над рассказом:

  1. Прочитать рассказ медленно, выделяя интонацией каждое предложение, утрировать каждый звук в словах для облегчения выделения ребенком изучаемого звука;
  2. Предложить дошкольникам   придумать название рассказу;
  3. Провести беседу по содержанию. Расспросить детей: кто главный герой, имена главных героев, остальных членов рассказа, где происходит действие и т. д. (к каждому предложению в тексте задать вопрос, добиваться полных ответов)
  4. Объяснить  незнакомые слова по тексту;
  5. Вспомнить часто встречающийся звук в словах;
  6. Вспомнить все слова с изучаемым звуком;
  7. Определить позицию изучаемого звука в словах (начало, середина, конец слова);
  8. Разделить слово на слоги (ст.гр. - хлопками, подг.гр. – по количеству гласных в слове);
  9. Составить предложения со словами (выделенными на определенный звук)
  10.  Нарисовать рисунок по содержанию текста
  11.  Пересказать содержание
  12.  Сочинить  продолжение рассказа (новый рассказ с заменой персонажей, местом действия,  добавлением  новых персонажей и т. д.)
  13.  Игры с буквой. На что похожа буква? Подбор рифм к словам и т.д.

 (Ст.гр.- составляет буквы из палочек, пуговиц, камешков, цветных шнурков и т. д.     Подгот.гр. – печатает буквы, заштриховывает, разукрашивает, вырезает из цветной бумаги и т. д.).

Учитель-логопед Серкунова К. Р.     07.05.2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по работе с бумагой

Методические рекомендации педагогам по работе с бумагой в технике оригами...

методические рекомендации по работе с детьми в сенсорной комнате

В рекомендациях использованны материалы по работе с детьми в сенсорной комнате, способствующие всестороннему развитию детей....

Методические рекомендации по работе со сказкой в детском саду

Сказка для ребенка является не просто фантазией, но особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейших нравственных категорий, в дальнейшем - мир жизненны...

Методические рекомендации по работе со "сказкой-шумелкой."

Данный материал будет интересен педагогам-психологам,воспитателям ДОУ,педагогам дополнительного образования......Всем тем,кто собирается использовать в своей работе данную методику....