Конспект по развитию речи "Лекарственные растения"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Матвеева Надежда Владимировна

Конспект для средней группы по развитию речи по теме "Лекарственные растения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_moy.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Ребята какое сейчас время года? Что происходит в природе? (ответы детей). Предлагаю сейчас всем вместе отправиться на прогулку. Каждый день, выходя на прогулку, мы общаемся с природой.  Мы наблюдаем за небом, солнцем и ветром. А еще, за кем или чем мы можем наблюдать?

Верно, мы видим птиц, насекомых, иногда животных, но всегда в любое время года мы попадаем в настоящее царство растений – царство деревьев, кустарников и трав.

Воспитатель обращает внимание детей на цветы.

- Ребята: что это? (ответы детей) 

Какие они красивые. Посмотрите сколько здесь насекомых. Каких насекомых вы тут видите?

«Кто как передвигается?» Составление сложных предложений со значением противопоставления. Ребенок не только подбирает нужное слово, но и повторяет предложение целиком.

Муравей бегает, а бабочка …

Оса летает, а червяк …  
Гусеница ползает, а кузнечик … 
Бабочка летает, а улитка … 
Жук ползает, а стрекоза … 
Паук ползает, а пчела… 
Кузнечик прыгает, а комар … 
Таракан ползает, а стрекоза … 
Бабочка порхает, а муха …

Улитка ползает, а стрекоза … 

Я начну, а ты закончи: «Чьи лапки, чья голова?»

У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова. 
У пчелы – ……… лапки, …….. голова. 
У комара – …….. лапки, ………голова. 
У таракана – …… лапки, ……..голова. 
У паука – ………… лапки, ……. голова.

Давайте представим, что и мы с вами превратились в насекомых и цветочки.

Педагог делит детей на две команды. В руках у одних детей цветы, у других – фигурки насекомых (бабочки и пчелки). Воспитатель читает стихотворные строки, дети передвигаются по помещению, выполняя движения соответственно тексту.

Перед вами картинки с изображением растений, многие из них вам известны, но вы пока еще не знаете их главную тайну – это не простые растения, а лекарственные.

- Что означает слово лекарственные? Ответы детей.

Да, эти растения могут лечить людей и животных, нужно только знать, как правильно их использовать.

Обожжёт без огня
И тебя и меня,

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву? (Крапива).
Верно – это крапива.

Предлагаю ребенку найти и показать всем крапиву.

Нам не стоит обижаться за  «злую»  крапиву, ведь растение это очень полезное. Правда, не нужно срывать ее голыми руками.

- Как же защитить свои руки при сборе крапивы? ( Надеть перчатки).

Из крапивы  можно приготовить  витаминный борщ, щи и салат. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов,  она умеет останавливать кровь,  поэтому хорошо заживляет раны.  Если отваром из крапивы полоскать волосы, то они укрепятся и будут красивыми и блестящими.

Угадайте, о каком лекарственном растении  я говорю?

Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит?
 (Подорожник)

Правильно это всем известный подорожник.

- Найдите картинку с изображением дорожника.  Почему он так называется? - Чем же он так хорош?

Ответы детей.
Правильно,

Поранил ты в походе ногу, 
Усталость не даёт идти – 
Нагнись: солдатик у дороги 
Готов помочь тебе в пути. 

- Кто-то из вас лечился подорожником?

Давайте немного отдохнем и подвигаемся:

ЦВЕТЫ (пальчиковая)

 Наши алые цветки распускают лепестки. (раскрываются пальчики, кисти рук поворачиваются вправо- влево)

 Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (потихоньку пошевелить пальчиками)

Наши алые цветки, закрывают лепестки, (сомкнуть пальцы вместе в бутон)

Тихо засыпают, головками качают. (кисти рук опустить вниз, круговые движения кистями рук).

Я совсем не царапучий,
И не жгучий, не колючий.
На ромашку я похож,
Только жёлтый, ну и что ж?
Вот когда я отцвету,
Ноготками обрасту.
(Ноготки, календула)
Найдите изображение ноготков.

- Как вы думаете, почему это растение так называется? Ответы детей.

 Воспитатель:

Семена немножко
Вам напомнят коготки,
Что на лапках кошки.

Поэтому в народе это растение называли ноготками,  а научное название этого лекарственного растения – календула. Цветы календулы очень яркие  и красивые. А еще их используют

в лечебных целях. Отвар из цветов пьют при простуде, для лечения желудка, для хорошей работы сердца. Настойка из цветов – отличное средство для полоскания горла и для заживления ран. Она продается в аптеке.

У лесной дорожки

Солнышко на ножке.

Серединка золотая,

юбочка белая…. (Ромашка).

У ромашки листочки узорные, головка белая. Используют отвар, когда болит горло.

Одуванчик растет в парках, садах, лесах, порой и при дороге. Используют для возбуждения аппетита, улучшения пищеварения, для лечения сахарного диабета, болезней печени.

На лужайке, возле леса,
Расцвели цветочки.
Желтые, как солнышко.
На зеленой ножке.
А как только подрастут
Шапочки наденут-
Мягкие, воздушные-
Ветерку послушные!
(Одуванчики)

Ой, ребята, кто это к нам вышел такой грустный? (Появляется лисенок)

Что случилось?

Звери  в лесу разболелись, а айболит занят? Мы с ребятами тебе подскажем, какими растениями можно полечиться зверятам.

Д.И.: расскажи о растении.

Ободки с крапивой, подорожником, календула, ромашка, одуванчик.

Лисенок, ты запомнил, чем можно полечиться зверятам? Передай, пожалуйста, им, чтоб скорее выздоравливали. Но обязательно помните, что собирать и использовать  лекарственные растения нужно только под присмотром взрослых, ведь среди лекарственных растений встречаются и ядовитые.

 

В огороде у Маши тоже растут полезные растения, давайте их рассмотрим.

 Какие растения вы тут видите?

- Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии?

Лекарственные растения можно встретить на лугах, в лесу, в горах и даже в домах у людей. Можно сказать, что Природа – это огромная Зеленая Аптека, где  для лечения любых болезней можно отыскать свое лекарство.

Травам нужно поклониться

И навечно в них влюбиться,

Трав лекарственных запас

Помогает в трудный час.

Мы растенья эти знаем,

Бережем и охраняем.

Мы их  рвем не на потеху,

Отнесем мы их в аптеку.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарства.

НАЗОВИ КАКОЕ? (речевая) Поле, где растут васильки –васильковое Поле, где растут ромашки – ромашковое Глаза цвета фиалок - фиалковые Глаза цвета незабудок - незабудковые Мед из клевера – клеверный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей логопедической группы по познавательному развитию «Лекарственные растения» воспитателя Светланы Валерьевны Бусло

Конспект непосредственно образовательной деятельности  в старшей логопедической группе «Лекарственные растения»    Цель: расширять представления детей о лекарственных ра...

Конспект «Цикл развития растения»

Конспект «Цикл развития растения»...

Конспект по познавательному развитию «Царство растений» в старшей группе

Образовательные задачи:• Закрепить знания детей о деревьях, кустарниках и травах, как представителей земной флоры, об их красоте и пользе для человека.• Развитие представлений о внешних отли...

Конспект занятия по развитию речи РАСТЕНИЯ (ДЕРЕВЬЯ)

Конспект занятия по развитию речи  РАСТЕНИЯ (ДЕРЕВЬЯ)...

Конспект ООД. Развитие речи. "Комнатные растения".Старшая группа.

Конспект ООД развитие речи. "Комнатные растения".Старшая группа....