ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Галимова Светлана Валентиновна

Технологии развития связной речи

дошкольников

авторы:: Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ Технологии развития связной речи дошкольников авторы:: Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н.

Слайд 2

Содержание этапов 1 ЭТАП «ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА КАРТИНЫ» 2 ЭТАП «УСТАНОВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ ОБЪЕКТАМИ НА КАРТИНЕ» 3 ЭТАП «ОПИСАНИЕ НА ОСНОВЕ ВОЗМОЖНОГО ВОСПРИЯТИЯ ОБЪЕКТОВ КАРТИНЫ РАЗНЫМИ ОРГАНАМИ ЧУВСТВ» 4 ЭТАП "СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК И МЕТАФОР ПО КАРТИНЕ» 5 ЭТАП «Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины» 6 ЭТАП «ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ВО ВРЕМЕНИ» 7 ЭТАП «ОПИСАНИЕ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НА КАРТИНЕ» 8 ЭТАП «СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ ОТ ЛИЦА РАЗНЫХ ОБЪЕКТОВ" 9 ЭТАП «СМЫСЛОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАРТИНЫ»

Слайд 3

"Определение состава картины" Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка). Алгоритм мыслительных действий при определении состава картины Перечисление объектов на картине (в том числе и частей). Моделирование объектов. Группировка по заданному признаку. Обобщение перечисленных объектов. Рефлексия. Используется прием "подзорная труба". Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Для определения деталей одного объекта используется приемы "Аукцион", "Охота за подробностями", "Кто самый внимательный" и др

Слайд 4

«Установление взаимосвязей между объектами на картине" Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Алгоритм мыслительных действий Выделение двух объектов на картине. Обоснование связей между ними. Обобщение наиболее существенных связей, подводящих к осмыслению содержания картины. Рефлексия. Творческие задания: Пришел волшебник "Объединяй" и объединил два объекта. Волшебник просит объяснить, почему он это сделал. "Ищу друзей" - найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению. "Ищу недругов" - найти объекты, которые между собой "не дружат ".

Слайд 5

" Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств" Цели: обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств; Алгоритм мыслительных действий "Вхождение в картину". Выбор органа чувств, который помогает "путешествовать" по картине. Речевая зарисовка ощущений. Работая с картиной, начинайте речевую зарисовку с фразы: "Я слышу, как…", "Я чувствую запах…", "Когда я трогаю руками …". Добивайтесь передачи отношения ребенка к воспринимаемому на картине. Побуждайте детей описывать не единичные ощущения, а их комплекс. Передача ощущений может идти как от лица постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины. Активизируйте в речи ребенка слова, характеризующие вкусы, звуки, запахи, тактильные ощущения. Можно предложить детям передать диалоги персонажей картины (мини-театр).

Слайд 6

" Составление загадок и метафор по картине" Цели : познакомить детей с моделями составления загадок и метафор; сформировать мыслительные действия ребенка, необходимые для составления загадок и метафор. Алгоритм мыслительных действий при составлении загадок Выбор объекта на картине. Выбор модели загадки. Подбор характеристик и сравнение с другими объектами. Выбор наиболее удачных сравнений. Какой? Что такое же? Что делает? Кто делает так же? зеленая колючая пушистая высокая трава ежик кошка башня спит сосёт рычит ежик ребенок трактор Как Но не

Слайд 7

Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины Цель: учить подбирать к названиям объектов на картине и составлять с ними рифмованные тексты. Алгоритм составления рифмованных тестов создан на основе сочинения лимериков Алгоритм Пример Подбери рифмующиеся слова к предметам на картине Весна – красна, Птички – невелички, Елочка – иголочка , Мишка – топтыжка , Цветочек - огонечек Из пары слов составь две сточки так, чтобы каждая строчка заканчивалась рифмующимся словом Злиться зимушка зима пришла весна красна Прилетели птички птички невелички Проснулся мишка Мишка топтыжка На полянке огонечки Выросли цветочки. Теперь составь стишок из этих четырех строчек Добавь о предмете пятую строчку (можно без рифмы) по содержанию картины

Слайд 8

" Преобразование объектов во времени" Цели: учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени; учить составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты. Алгоритм мыслительных действий Выбрать объект, определить его настоящее, схематизировать. Обозначить прошлое (будущее) с учетом классификационной группы. Составить рассказ-фантазию о прошлом (будущем) объекта. Назвать рассказ. В рассказе следует использовать словесные обороты, характеризующие временные отрезки (было - будет, утро - вечер, весна - осень, раньше - позже, до того - после того…). Выбранный объект необходимо схематизировать на отдельном листе бумаги или доске. Стрелками вправо и влево от него показать линию прошлого и будущего.

Слайд 9

" Описание местонахождения объектов на картине" Цели: учить детей пространственной ориентировке на картине; активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки; учить алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины; формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное . Алгоритм мыслительных действий составления описательного рассказа по местонахождению объекта на картине Выбрать объект на картине и описать его местонахождение на плоскости. Данный объект описать с точки зрения расположения других объектов по отношению к нему: а) с позиции постороннего наблюдателя; б) в роли самого объекта. Сценой для моделирования композиции картины может служить ковер. После того, как ребенок нашел себе место на сцене, он составляет рассказ-описание своего местонахождения относительно других объектов

Слайд 10

" Составление рассказов от лица разных объектов" Цели: обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения; уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта; упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица. Алгоритм мыслительных действий Выбрать объект (героя) на картине. Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера. Войти в образ героя. Описать восприятие изображенного на картине от лица выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой. Решение проблемных ситуаций, содержащихся в сюжете картины . Творческие задания: " Я назову тебе черту характера, а ты скажи наоборот". " Покажи действием и мимикой изменение твоих чувств". " Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь. Опиши твои чувства".

Слайд 11

" Смысловая характеристика картины" Цели: развивать мыслительные действия детей, ведущие к объяснению смысла изображенного на картине; упражнять в умении подбирать название картины, точно отражающее ее смысл, с помощью пословиц и поговорок; подвести детей к пониманию того, что содержание картины может иметь не один смысл. Алгоритм мыслительных действий Выбор пословицы или поговорки. Представить содержание картины через призму выбранной пословицы или поговорки. Объяснение-рассуждение ребенка, почему эта пословица может быть названием картины. Целостный рассказ по сюжету картины согласно смыслу пословицы или поговорки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ является методическим пособием, где прописан полный алгоритм действий в работе с картиной с использованием технологии ТРИ...

Мастер-класс "Обучение детей составлению творческого рассказа по картине

обучение педагогов использовать технологию по составлению творческого рассказа по картине....

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ

Обучение составлению творческих рассказов по картине методом ТРИЗ...

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ

Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определенную тему. Следует всемерно поддерживать это стремление детей и развивать их навыки связной речи. Большим подспорьем для пе...

«Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »

laquo;Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »...