«Современные формы работы в организации коррекционно - образовательной деятельности по формированию ценности Родины в работе учителя логопеда ДОУ»
методическая разработка по развитию речи

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение формирования в детях нравственности, интеллекта, физической культуры и эстетических качеств. Образовательные области ФГОС обеспечивают личностное и познавательное развитие дошкольника. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС - актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом.

Человек как личность формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В младшем возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры. Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни. От того, в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина. Личность старшего дошкольника – это важное звено в цепочке преемственности поколений: определяя приоритеты воспитания будущих граждан с детского возраста, общество определяет путь, по которому будет происходить развитие страны через 20-30 лет.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Современные формы работы в организации коррекционно - образовательной деятельности по формированию ценности Родины в работе учителя логопеда ДОУ»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение формирования в детях нравственности, интеллекта, физической культуры и эстетических качеств. Образовательные области ФГОС обеспечивают личностное и познавательное развитие дошкольника. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС - актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом.

Человек как личность формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В младшем возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры. Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни. От того, в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина. Личность старшего дошкольника – это важное звено в цепочке преемственности поколений: определяя приоритеты воспитания будущих граждан с детского возраста, общество определяет путь, по которому будет происходить развитие страны через 20-30 лет.

ФГОС ДО определяет: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников возможно только с учётом создания условий, которые будут способствовать социализации ребёнка в позитивном ключе, морально-нравственному и познавательному развитию формирующегося гражданина. Для этого ребёнок должен заниматься такими видами деятельности, которые соответствуют его возрасту, вызывают у него чувство радости, влияют на гармоничное развитие способностей умственных и физических. Маленькие дети очень любопытны, эмоциональны, отзывчивы на чужую боль и радость. Это благодатное время для воспитания нравственности. В этот период формируются эмоционально-чувственный мир и мышление ребёнка, поиск себя в мире, окружающем его. Познание мира начинается с восхищения. Для этого ребёнок должен заниматься такими видами деятельности, которые соответствуют его возрасту, вызывают у него чувство радости, влияют на гармоничное развитие способностей умственных и физических. Маленькие дети очень любопытны, эмоциональны, отзывчивы на чужую боль и радость. Это благодатное время для воспитания нравственности. В этот период формируются эмоционально-чувственный мир и мышление ребёнка, поиск себя в мире, окружающем его. Познание мира начинается с восхищения, например: закат на берегу реки, куда ребёнок приехал с родителями на отдых, большие пузыри на луже во время дождя, которые он увидел по дороге в детский сад, или  торжественные звуки марша во время парада в День Победы. У каждого общества свои нравственные ценности.

Формирование гражданина немыслимо без пробуждения в ребенке с ранних лет чувства любви к Родине – Матушке земле, дающей нам хлеб насущный и хранящей прах наших предков. Справедливо заметил в свое время революционер-демократ Н.Г. Чернышевский, что историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами перед родиной, его человеческое достоинство – силою его патриотизма. Перекликаются с этим высказыванием слова В.А. Сухомлинского: «Долг перед Отечеством – смысл и сущность жизни человека… сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладываются в детстве».  Иногда о дошкольнике говорят: «Мал еще, чтобы понимать, что такое Родина». Несправедливое суждение!!! В последнее время о традициях говорят много. Это и громкие слова о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации», и удивительные истории об обычаях других стран, и реклама, где все всегда традиционно.

Воспитание гражданственности и патриотизма сложнейшая задача воспитательного процесса, которая закладывается в дошкольном детстве четкой нитью следует через всю его жизнь. В этом сложном процессе принимают участие все специалисты нашего ДОУ. Ребенок познает через игру, поэтому мы используем в работе игры, чтобы рассказать ребенку о патриотизме. Игры в работе учителя-логопеда все связаны с развитием речи, направлены на расширение и активизацию словаря, на формирование лексико-грамматических категорий.

Дети с нарушениями речи испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер: несформированность чувства языка; неспособность к построению развернутого высказывания; инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности.

Наша задача, как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувства гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с недоразвитием речи, может служить средством в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей.

В начале года мы составляем план по взаимосвязи всех тематических занятий, направленных на реализацию задач по нравственно-патриотическому воспитанию детей. В перечень первичных представлений, формирующихся у дошкольников в ходе познавательно-речевого развития, включаю ряд социокультурных категорий представлений о малой родине и Отечестве. На подгрупповых логопедических занятиях дети осваивают и закрепляют те же лексические темы, с которыми в данный месяц они знакомятся на занятиях с воспитателем.

Благодатную почву дают занятия на тему “Моя семья”.

• Задачи: формирование представлений о семье и родственных отношениях в ней, воспитание любви и привязанности к семье, Расширять представления детей о своей семье. Формировать первоначальные  представления  о  родственных отношениях  в  семье  (сын,  дочь,  мама,  папа и т. д.). Закреплять знание детьми своего имени, фамилии и  возраста;  имен  родителей. Чувства взаимопомощи и ответственности за родных и близких.

Используются следующие дидактические словесные игры:

• “Подбери признак” / Какая у вас семья? - большая, дружная, крепкая, трудолюбивая, работящая, здоровая, заботливая, счастливая и др./;

• “Обязанности в семье” /Что делает папа? Что делает мама? Какие обязанности у сестры, у мамы, у папы и т.д.

Развивается связная речь: дети учатся составлять рассказы по сюжетным картинкам и по плану.

В феврале дети знакомятся с темой “Защитники Отечества”.

•        Задачи: воспитание уважения и чувства благодарности к людям, защищающим Родину Осуществлять патриотическое воспитание. Знакомить с «военными»  профессиями. Воспитывать любовь к Родине.  Формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины).

•        В играх: “Защитники Отечества” «Разные войска» «Назови военную профессию» словарь детей пополняется новыми словами-синонимами -Отечество - Отчизна - Родина; защитник Отечества - боец, воин, солдат; защищать Родину - охранять, беречь. Также дети учатся словообразованию на примере различных военных профессий / граница -пограничник, артиллерия – артиллерист.

При изучении темы “Мой родной город, родная страна”.

•        Задачи: воспитание любви к родной стране, гордости за неё, бережного отношения к ней. Знакомить с родным городом, его названием, основными достопримечательностями. Знакомить с «городскими» профессиями (полицейский, продавец, парикмахер, шофер, водитель автобуса). Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города, в котором они живут; побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни и пр. Знакомить с ближайшим окружением (основными объектами городской инфраструктуры). Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине.

«Букет красивых слов» - Словарь детей обогащается образными выразительными средствами речи /эпитетами, метафорами, синонимами, родственными словами, относящимися к Родине и родному краю.

Дидактическая игра «Угадай места достопримечательности», «Узнай по описанию», «Узнай свой город»

Цель – закрепить в дошкольниках знания родного города и страны, полученные в процессе бесед воспитателя с детьми; патриотическое воспитание.

При изучении темы «Знакомство с народной культурой и традициями».

Задачи: Расширять представления о народной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др.). Знакомить с народными промыслами. Продолжать знакомить с устным народным творчеством.  Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. Учить рассматривать и составлять рассказы про народные  игрушки.

Посещение музея «История народной игрушки».

В конце учебного года - тема великого праздника - “День Победы”.

•        Задачи: воспитание уважения к героям Великой Отечественной войны, гордости за победу над фашистами, глубокой благодарности к ветеранам войны.

•  “Подбери синоним” /смелый - храбрый, отважный, геройский/;

• “Подбери родственное слово” /герой - геройский, героический, героиня/.

Словарный запас детей пополняется новыми словами и словосочетаниями /подвиг, Победа, героический поступок, ветеран, «мир строит, война - разрушает» и др./

Но главное, помнить!

ДЕТИ НАС НЕ СЛУШАЮТ, ДЕТИ НАС СМОТРЯТ!

Можно бесконечно долго играть, беседовать, о патриотизме и любви к Родине, но если ребенок не видит отражения этих слов в действия взрослых, которые его окружают, все это напрасно.

Литература:

1 Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 №8.

2 М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005№1.

3 З.А.Ершова, Н.АКраскина «Никто не забыт, ничто не забыто».

4 Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации / Н.А.Алешина. – М.: ЦГЛ,

2005 – 205 с.

5 Нечаева В.Г., Макарова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду: для педагогов дошкольных учреждений /

В.Г.Нечаева, Т.А.Макарова – М.: Просвещение, 1984 -272с.

6 Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса,

А.Н.Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2008 – 112 с.

7 И. В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 №4.

8 Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград «Учитель», 2007 – 200с.

9 Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005 – 247с.

10 Буре Р.С., Родина Г.Н. Шатова А.Д. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. 2-е изд. Под ред.

Виноградовой А.М.

11 Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. – Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – Санкт-

Петербург, детство – пресс, 2011 – 190с.

12 Водзинский Д.И. Нравственное и эстетическое воспитание. – Мн: Нар. Асвета, 1982 – 151 с.

13 Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой, - М., 1991

14 Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. - Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (средняя

группа). – М.: 2010, 101с.

15 Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. - Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (старшая

группа). – М.: 2010, 109 с.

16 Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. - Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников

(подготовительная группа). – М.: 2010, 93с.

17 Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Д/в № 9 – 2001

18 Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007

19 Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно. – М., 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной коррекционно-образовательной деятельности по формированию звукопроизношения (индивидуальная форма работы)

В конспекте отражена работа по автоматизации звука [л] в прямых слогах, словах с применением компьютерных технологий....

Организация коррекционно-образовательной деятельности в детском саду.

Надо помнить, что частая и длительная работа на близком расстоянии очень утомительна для зрения и способствует его нарушению....

Мастер - класс "Использование песка, как средства организации коррекционно - образовательной деятельности с дошкольниками"

Современные условия ФГОС ДО дали толчок к поиску инновационных, интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих всестороннее развитие детей, их ком...

Инновационные подходы к организации коррекционно - образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения

Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения является основным элементом и необходимым условием подготовки ребёнка к школе. От того как развита моторика рук у ребёнка будет зависеть и у...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы учителя-логопеда Поповой М.Б. по теме "Животные жарких стран" (вариант№1)

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы учителя-логопеда Поповой М.Б. по теме: «Животные жарких стран» (вариант 1)  Коррекционно...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы учителя-логопеда Поповой М.Б. по теме " Животные жарких стран" ( вариант № 2)

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы учителя-логопеда Поповой М.Б. по теме: «Животные жарких стран» (вариант 2) Коррекционно - раз...