культура речи : звук "з" во 2 младшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Татьяна Олеговна Дикарева

Занятие посвящено работе над произношением звука "з",   в словах, слогах, произношению звука "з" твердо и мягко, развивать фонематический слух, слуховое восприятие, монологическую и диалогическую речь, память( вспомнить сказку К.Чуковского Краденое солнце").

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в детском саду во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [з]»

 (Гербова В. В. Развитие речи в детском саду : Младшая группа. -Издательство Мозаика-синтез, 2014 г. – 77 с.)

Цель: упражнять в чётком произношении звука З.

Задачи:

1. Образовательные:

Учить произносить звук З твердо и мягко; различать слова с этим звуком.

2. Развивающие :

Учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звукразвивать речевое внимание.

уточнить и закрепить артикуляцию звука «З»;

3. Воспитательные:

1. Вводная часть.

1 Ритуал приветствия: « Здравствуй солнце золотое! Здравствуй небо голубое! Здравствуйте мои друзья! Вот он ты и вот он я!

2. Игры с язычка или артикуляционная гимнастика. А сейчас мы поздороваемся с язычком, а вот и он. Воспитатель показывает картинку язычка. Покажите свой язычок. Он вышел погулять. И мы с ним поиграем: 1-« Трубочка» ( Вытягиваем язычок и сворачиваем трубочкой), 2- « Колбаска» ( поднимаем язычок кверху  и сворачиваем его во внутрь), 3-«Часики» (высунув язычок, поворачиваем им из стороны в сторону),4-«Шарики» (толкаем язычком щёчку вправо-влево), 5-« Лошадки» ( цокаем язычком),6-« Машинки» ( губами изображаем мотор машины), 7-« Обиделись» ( нахмурили бровки, нижнюю губу вывернули), 8-«Воздушный поцелуй»( целуя ладошку, посылаем поцелуй), « Пузырь»( набираем в рот воздух и держим).

3. Рассказ воспитателя. А сейчас я расскажу вам историю, которая произошла с язычком: Однажды Язычок познакомился с Комаром. « Простите, а вы любите петь? - поинтересовался язычок. « Конечно-конечно - закивал комарик - Мы-комарики-хорошие певцы. Песни наши красивые и звонкие и запел «З-з-з». «З-з-з» - попробовал Язычок. Сначала Язычку было трудновато, ведь песенка комара ему была незнакома, но потом он научился. А не хотите ли вы спеть песенку комара? Давайте попробуем потихоньку «З-з-з». Дети пробуют петь песенку. Хоровые и индивидуальные пения (5-6 человек по желанию). Ребята! А ведь комарики тоже бывают разные и большие и маленькие. Вот большой комар поёт такую вот песенку: «Зу-зу-зу». Повторите со мной. Дети повторяют вместе с воспитателем.  А маленький комарик поёт вот такую песенку: « Зи-зи-зи». Повторите со мной. А теперь, кто хочет спеть песенку большого комара или маленького? Дети по очереди поют песенку большого и маленького комарика, при этом держат картину большого комара и маленького, в зависимости, чью песенку поют.

Сказка для язычка.

«Язычок сидел дома и решил, подружиться с ребятами выглянул из окна (показ язычка).

Посмотрел вверх, потом посмотрел вниз, а затем снова вверх. (показ язычка, дети повторяют)

И увидел яркое солнышко. Язычок очень обрадовался и улыбнулся.

Упражнение «Улыбка»

Вышел на прогулку и побежал быстро- быстро (показ).

Посмотрел язычок по сторонам (влево вправо, увидел, что ребята в футбол играют и решил с ними поиграть.

Упражнение «Футбол»

(Показ воспитателем рот закрыт, кончик языка с напряжением упирать то в одну сторону щеки, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики)

-Однажды он услышал, как поёт комарик и захотел спеть его песенку звук «З»

- Теперь и ваш язычок легко справится с песенкой комара.

Послушайте ее«З- З –З»

(воспитатель произносит изолированный звук «З»)

— Давайте вместе споем песню комара.

(воспитатель напоминает, что при пении песенки губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубки).

Начинайте тихонько«З-З-З-З» (хоровое и 5-6 индивидуальных выступлений)

1. Девочки поют тихо «З- З-3»;

2. Мальчики поют громко «З- З-3»;

3. Маленькие комарики (девочки) поют «Зи-Зи-Зи»

4. Большие комарики (мальчики) «Зу-Зу-Зу»

(повторяют 3 раза, после показа воспитателя, тренируется сила голоса)

 Игра с кубиком. Дети подкидывают кубик и смотрят, что на нём изображено, если комарик, поют песенку комарика «З-з-з», а если кран песенку крана «С-с-с». Участвуют все по очереди.

Воспитатель:

- Послушайте дети, наш комарик придумал интересную песенку.

Воспитатель проговаривает чистоговорку:

«ЗА – ЗА – ЗА – комар, кузнечик, стрекоза» (весело)

- Давайте и мы исполним веселую песенку комарика

(дети хором и индивидуально повторяют чистоговорку)

«ЗУ – ЗУ – ЗУ – мы поймали стрекозу» (удивлённо)

Как сказать одним словом: комар, кузнечик, стрекоза - это насекомые.

(воспитатель предлагает повторить чистоговорку сначала мальчикам, потом девочкам и индивидуально)

Воспитатель:

— Комарику очень понравилось, как вы поете. Поиграем.

2. Словесная игра «Поймай комарика»

(Дети стоят вокруг воспитателя хлопают в ладоши, услышав в словах звук «З»)

Воспитатель:

- Дети, комарик придумал загадки, в которых есть его песенка «З».

- Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите песенку комарика звук «З».

Воспитатель:

Берёза, зеркало, зубы, зима, собака, зебра, пчела.

3. Игра «Назови лишний предмет?»

(Картинки на магнитной доске)

Заяц, таз, зебра, обезьяна, коза, змея.

- Выберите только животных и назовите их:

Заяц, зебра, обезьяна, коза - звери или животные.

4. Игра «Один - много»

Заяц - зайцы, коза-козы, зебра – зебры, змея - змеи, обезьяна - обезьяны.

- Молодцы, вы отгадали все загадки комарика.

5. Пальчиковая гимнастика:

«Надуваем шарик» : придать пальцам такое положение, какое бывает, когда бывает, когда руки держат мячик или шарик.

«Шарик лопнул» : пальцы возвращаются в исходное положение.

«Шарик»

«Я надул упругий шарик,

Укусил его комарик.

Лопнул шарик – не беда,

Новый шар надуваю я»

(повторить 2- 3 раза)

6. Работа над стихотворением.

Комарик нам принёс книгу К. И. Чуковского «Краденое солнце»

(воспитатель показывает в книге картинку про крокодила)

Воспитатель:

-Давайте вспомним, что крокодил проглотил солнце и стало темно и страшно.

- Что сделали птицы и звери? (заплакали, заревели)

А крокодил злодей веселился.

И тогда на помощь пришёл медведь (показ иллюстрации по книге).

Воспитатель:

- Послушайте отрывок:

«Не стерпел медведь,

Заревел медведь,

И на злого врага

Налетел Медведь.

Уж он мял его и ломал его:

«Подавай сюда

Наше солнышко!»

Испугался Крокодил.

Завопил, заголосил.

А из пасти из зубастой

Солнце вывалилось…»

(воспитатель делает акцент на выделенных словах, побуждая детей проговаривать эти слова вместе с ним, повторяют 1-2 раза слова со звуком «З»)

Воспитатель:

- Какие вы услышали слова со звуком «З»?

- Итак, мы произнесли слова со звуком "З" -

заревел, заголосил, завопил, зубастой.

Воспитатель:

«Засияло солнце, звери и птицы обрадовались

И закричали:

«Здравствуй солнце золотое!»

- Как, они закричали? (громко и радостно)

-Давайте и мы произнесём это предложение радостно.

«Здравствуй солнце золотое!»

(Ответы хоровые и индивидуальные 3- 4 раза)

7. Рефлексия.

-Дети с каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук «з»)

Учились произносить правильно слова и предложения. Дети любите книжки и читайте вместе с родителями. Будьте всегда умными и добрыми.

Комарик принёс вам сюрпризы и после занятия он их вам подарит.

Комарик, из какой сказка Корнея Ивановича Чуковского?

(«Муха-Цокотуха»)

Молодцы ребята. До свидания.

+ В Мои закладки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по воспитанию звуковой культуры речи в младшей группе.

Данный конспект  содержит материал для знакомства детей младшей группы со звуком "У"...

Материал для педсовета "Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи детей младшей группы"

Материал для педсовета "Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи детей младшей группы"...

Звуковая культура речи в младшей группе

Программное содержание: продолжать развивать умение слушать и понимать речь воспитателя, обращённую ко всем детям. Формировать правильное и отчётливое произношение звука м в словах и фразах. Закреплят...

Звуковая культура речи для младшей группы звук Ф

Целью данного занятия является создание условий для формирования умения у детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук «Ф» и звукоподражательные слова с этим звуком....

Конспект занятия по звуковой культуре речи в младшей группе детского сада

В этом конспекте Вы сможете увидеть, как можно развивать подвижность артикуляционного аппарата, закреплять правильное произношение звуков Т и Д в слоге, в слове, формировать навыки чёткой дикции в про...

Развитие звуковой культуры речи в младшей группе

Звуковая культура речи с детьми младшей группы...