звуковая культура речи «Веселая прогулка».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Cибирёва Елена Николаевна

Конспект занятия по развитию речи

 

Образовательная область: речевое, познавательное развития.

Тема: звуковая культура речи «Веселая прогулка».

Группа: старшая

Цель: создание благоприятных условий для формирования звуковой культуры речи для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_1_1.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

Образовательная область: речевое, познавательное развития.

Тема: звуковая культура речи «Веселая прогулка».

Группа: старшая

Цель: создание благоприятных условий для формирования звуковой культуры речи для детей старшего дошкольного возраста.

Программные задачи:

  • Воспитательные: воспитывать интерес к родному слову, языку, воспитывать культуру речи, общения; воспитывать навыки сотрудничества в игре; совершенствовать умение слушать других внимательно не перебивая собеседника; воспитывать организованность; интерес к результатам своей деятельности.
  • Развивающие: развивать фонематический слух и восприятие; развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и предложения; развивать общую и артикуляционную моторику; формировать, обогащать и активизировать словарь, развивать связную речь, внимание, память, сообразительность, любознательность, словотворчество, расширять кругозор, творческие способности.
  • Образовательные: учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [с],[ш]; упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком; учить детей выделять последовательность звуков в простых словах; учить детей внимательно слушать взрослого и друг друга; правильно отвечать на вопросы, задавать вопросы друг другу.
  • Здоровьесберегающие: сохранение здоровья детей, повышение двигательной активности и умственной работоспособности, создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.

Активизация словаря: звуки [с] и [ш], каша, машинка, кошка, шорты, шар.

Наглядный материал и оборудование:

Оборудование: разрезные картинки: кота Матроскина, пес Шарик, Язычок, кубик с заданиями, мяч, карточки с заданиями, компьютер, колонки, файлы с чистоговорками.

Демонстрационный материал: иллюстрации, фотографии, картины.

Раздаточный материал: листы бумаги, цветные карандаши.

Предварительная  работа: просмотр мультфильма «Алфавит», беседа о звуках.

Содержание организованной образовательной деятельности детей:

  • Организационный этап:

1. Приветствие:

В.: Посмотрите ребята, к нам сегодня пришло много гостей, поздоровались дети.

Д.: Здравствуйте!

2. Проверка готовности детей:

Ребята, приготовьтесь к увлекательному занятию,

Глаза смотрят увлекательно, а уши слушают внимательно!

Работаем активно, играем позитивно!

3. Мотивация к организованной деятельности детей

Вводное слово воспитателя. Введение игровой ситуации:

В.: Ребята, сейчас я вам расскажу интересную историю. Жил-был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, умылся, почистил зубы верхние, нижние. Открыл окошко, посмотрел, какая погода. Увидел Язычок, что погода хорошая и решил прогуляться. Увидел Язычок улыбку и трубочку и начал тянуть губки.

Дети выполняют артикуляционные упражнения (в стихах).

«Улыбка – трубочка»

- Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А теперь сужаем губы,

Словно дуем, дуем в трубы.

- Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята с горки катаются.

«Качели»

- Эх, раз! Еще раз!

Мы качаемся сейчас

Вверх, вниз мы летим,

Тормозить мы не хотим.

Покачался он на качелях вместе ребятишками и пошел к себе домой. Решил он попить чаю из чашечки.

«Чашечка»

- Мы чаек горячий

Будем пить на даче.

Чашечку мы держим,

Крепче, крепче, крепче.

Скрылось солнце за горой. Дверь он запер на замок, лег в кроватку и умолк. Давайте и мы с вами расслабимся и отдохнем.

«Нам пора передохнуть»

Нам пора передохнуть,

Потянуться и вздохнуть

(глубокий вдох и выдох)

Покрутили головой,

И усталость вся долой.

II. Основной этап:

1.  Сообщение темы занятия и уточнение артикуляции звуков [С] и [Ш] - сравнение артикуляционных укладов (использовать карточки-символы) .

В.: Язычок у нас жил в деревне Простоквашино. Он давно не видел своих друзей, Матроскина и Шарика, и вот однажды он пригласил их в гости. (Дефектолог вставляет картинки Матроскина и Шарика на пенопласт). Пришли они в гости не с пустыми руками, у Матроскина был красивый синий воздушный шар, у Шарика велосипед. Но к несчастью у Матроскина шарик сдулся [Ш-ш-ш-ш], а у Шарика спустило колесо [С-с-с-с]. Но не стоит огорчаться мы сейчас надуем шарик и накачаем шину колеса.

В.: - Как вы думаете, какие звуки мы сегодня будем закреплять?

Д.: - Сегодня мы будем закреплять и правильно произносить звуки [С] и [Ш].

В.: - Правильно [С] и [Ш]. Сегодня на занятии мы будем различать эти звуки, слышать и проговаривать.

(На наборном полотне выставить с помощью детей карточки-символы, уточняющие артикуляцию звуков [С] и [Ш]) .

В.: - Звук [С] - согласный, твердый, глухой, губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние передние зубы.

- Звук [Ш] - согласный, всегда твердый, глухой, губы вытянуты вперед и округлены, язык принимает форму чашечки, находится вверху.

2. Игра «Замени звук»

В.: я вам буду кидать мяч и буду говорить слог со звуком [С], а вы замените на звук [Ш], например са – ша.

Со – Шо Су – Шу Сы – Шы Си – Ши

- Ребята, давайте встанем в круг и поиграем в игру «Звуковой кубик».

3. Физкультминутка:

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик,

Раз-сюда, два-туда

Повернись вокруг себя.

Раз-присели, два-привстали

Раз, два заниматься нам пора!

  • Игра «Звуковой кубик»

Дети встают вкруг и по очереди бросают кубик на пол, и если на грани кубика выпадает картинка с шариком – дети придумывают слова со звуком [Ш], а если выпадет картинка с насосом – дети придумывают слова начинающие со звука [С].

В.: Что-то наши друзья заскучали, давайте вместе песенки споем. (Включает компьютер с песенками-чистоговорками)

Са-са-са – это хитрая лиса

Су-су-су – и живет она в лесу

Сы-сы-сы – много дела у лисы

Со-со-со – она крутит колесо

Ша-ша-ша – наша Маша хороша

Шо-Шо-Шо – рисует Маша хорошо

Шу-шу-шу – свежим воздухом дышу

Ши-ши-ши – каши ешьте малыши

  • Игра «Исправь ошибку»

В.: Внимательно послушайте предложения, и найдите ошибку.

Мама положила кассу – Мама положила кашшу

У Вадима красивая массинка – У Вадима красивая машшинка

Максим надел ссорты – Максим надел шшорты

У Вани рыжая косска – У Вани рыжая кошшка

- Молодцы дети! Ой, как интересно Матроскину и Шарику. А давайте покажем нашим друзьям, как мы хорошо слышим слова. Сколько всего звуков в слове ШАР, СОМ.

Д.: В слове шар первый звук – Ш, Второй – А, и третий – Р. Всего- три звука.

III Заключительный этап:

1. Подведение итогов. Рефлексия:

В.: Какие вы у меня молодцы! Матроскин говорит ребята, что им пора уже домой. Зато что вы надули ему шарик, а Шарику накачали шину, они дарят вам свои картинки-раскраски. (Дарит раскраски кота и пса). Давайте скажем до свидания, и приходите к нам еще в гости.

Д.: До свидания!

2. Оценка деятельности воспитанников:

В.: Молодцы ребят! А что вам больше всего понравилось? Что больше всего запомнилось?