Конспект ОД "В гости к Солнышку"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Цанава Елена Николаевна

Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста «В гости к солнышку»

Цель:

Развитие речевой активности детей в разных видах деятельности.

Задачи:

Обогащать и активизировать словарный запас существительными (следы, колючки, шубка), глаголами (дрожит, пыхтит, топочут, согревать, цокает, скачет), прилагательными (яркое, лучистое, колючий, рыжая, пушистая).

Упражнять детей в правильном воспроизведении звукоподражаний (топ-топ, пых-пых, цок-цок и т.п.) слов и несложных фраз (из двух-четырех слов).

Формировать умение понимать речь взрослых, слушать небольшие рассказы, отвечать на вопросы (кто? как? что делает? и т.п.).

Способствовать развитию речи как средства общения.

Формировать первоначальные представления о диких животных сибирского края, отличительных особенностях их внешнего вида.

Упражнять в технике рисования пальчиками.

Развивать моторику речедвигательного аппарата.

Развивать двигательную активность, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

Воспитывать сочувствие, желание делать добрые дела, интерес к окружающей природе.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста «В гости к солнышку»

Цель:

Развитие речевой активности детей в разных видах деятельности.

Задачи:

Обогащать и активизировать словарный запас существительными (следы, колючки, шубка), глаголами (дрожит, пыхтит, топочут, согревать, цокает, скачет), прилагательными (яркое, лучистое, колючий, рыжая, пушистая).

Упражнять детей в правильном воспроизведении звукоподражаний (топ-топ, пых-пых, цок-цок и т.п.) слов и несложных фраз (из двух-четырех слов).

Формировать умение понимать речь взрослых, слушать небольшие рассказы, отвечать на вопросы (кто? как? что делает? и т.п.).

Способствовать развитию речи как средства общения.

Формировать первоначальные представления о диких животных сибирского края, отличительных особенностях их внешнего вида.

Упражнять в технике рисования пальчиками.

Развивать моторику речедвигательного аппарата.

Развивать двигательную активность, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

Воспитывать сочувствие, желание делать добрые дела, интерес к окружающей природе.

Предварительная работа:

Наблюдение за солнцем; рассматривание иллюстрации с изображением солнышка; чтение потешки «Смотрит солнышко в окошко»; разучивание потешки «Солнышко-ведрышко».

Материалы и оборудование:

Игрушки – зайчик, белочка, дерево, пенек, елка, шишки, грибочки; корзинка, ведерко; картонная заготовка – изображение ежа без колючек; прищепки (1-2 на каждого ребенка); кружки из бумаги белого цвета; лист ватмана с изображением солнца без лучей; акварельная краска желтого цвета; вязаные фрагменты голубого или синего цвета в форме тучек (по одному на каждого ребенка); влажные салфетки; массажные дорожки; доска шириной 20 см.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на следы на полу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто-то тут наследил. Как вы думаете, кто у нас на полу мог свои следы оставить? (Предположения детей) А давайте пойдем по следам и найдем того, кто тут  проходил.

Дети идут по следам и находят игрушку – зайчика. Воспитатель беседует с детьми по вопросам, выслушивая ответ каждого ребенка.

 - Кто это? (Зайчик.)

- А как вы догадались, что это зайчик? (Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы)

- Что это у зайчика? (Ушки.)

- Какие у зайчика ушки? (Длинные.)

- А что еще есть у зайчика? (Хвостик.)

-Хвостик какой? (Маленький, короткий.)

- Погладьте зайку, какая у него шубка? (Мягкая, пушистая.)

- А какого цвета шубка? (Белая.)

Воспитатель. Ой, ребята, да он весь дрожит. Спросите у зайчика, почему он дрожит.

Дети выполняют поручения воспитателя.

Воспитатель. Молчит зайка, не отвечает, замерз, наверное. Ребята, давайте согреем зайчика своим дыханием.

  • Артикуляционная гимнастика «Согреем зайку»

Воспитатель берет в руки зайчика, делает вдох через нос и резкий выдох через открытый рот с произнесением звука [Х], затем передает игрушку ребенку и просит его также согреть зайку.

Воспитатель. Отогрелся зайчик и рассказал мне на ушко свою историю. Хотите послушать? Давайте присядем на коврик и зайчика пригласим, скажем: «Садись, зайка, на коврик».

Дети приглашают зайчик присесть.

Воспитатель (от имени зайчика). Я и мои друзья, лесные звери, каждое утро просыпаемся и встречаем солнышко, которое согревает нас и гладит наши шубки своими лучиками. А сегодня солнышка нет, оно уснуло за тучками, поэтому и я, и все лесные звери очень замерзли. Ребята, что случилось с зайчиком и его друзьями?

Дети. Они замерзли.

Воспитатель. А почему они замерзли?

Дети. Потому что солнышка нет.

Воспитатель. А почему солнышка нет?

Дети. Оно спит.

Воспитатель. А где спит солнышко?

Дети. За тучками.

Воспитатель. Ребята, а как мы можем помочь зайчику, солнышко разбудить? (Предположения детей) Давайте все вместе громко солнышко позовем, прочитаем потешку, - вдруг оно проснётся.

Дети.

Солнышко, солнышко, 
Выгляни в окошко: 
Твои детки плачут, 
По дорожкам скачут. 

Воспитатель. Солнышко не слышит, не выглядывает. А пойдемте все вместе солнышко искать? И зайчика с собой возьмем.

  • Физкультминутка

По дороге мы шагаем,

Дети идут друг за другом по массажным дорожкам.
Идут, высоко поднимая колени.
Вот так, вот так!
Повторяют за воспитателем слова.
Дружно руки поднимаем,
Поднимают руки вверх.
Вот так, вот так!
Повторяют за воспитателем слова.

Очень долго с вами шли,
Только солнце не нашли.

Шагают на месте.

Воспитатель прислушивается, затем обращает внимание детей на ёжика без колючек.

Воспитатель. Слышите?

Ёж бежит к нам по дорожке.
Топ-топ-топ – топочут ножки.
Пых-пых-пых – сопит, пыхтит,
А на нас и не глядит.

Воспитатель. Кто бежит к нам ребята? (Ёжик.) Как топочут ножки? (Топ-топ-топ.) Как ёжик пыхтит? (Пых-пых-пых.) Смотрите, ребята, какой-то странный ёжик – у него нет колючек. Спросите у ёжика, где его колючки?

Дети спрашивают.

Воспитатель (от имени ежа). Темно было в лесу без солнышка, вот я все колючки и растерял. Поможете мне их найти, ребята?

Воспитатель. Поможем! Только где же их искать? Давайте посмотрим под деревом. Не нашли? А на пенечке? Тоже нет? Посмотрите за елкой…

Дети находят прищепки, прикрепляют их на спину ёжика.

Воспитатель. Какой теперь стал ёжик?

Дети. Колючий.

Воспитатель. Ёжик, ёжик, а ты не знаешь, где нам солнышко искать?

Воспитатель (от имени ёжика). А вы у белочки спросите, она высоко по деревьям скачет, может и видела, где сейчас солнышко.

Воспитатель. Слышите, ребята, белка на дереве цокает: цок-цок-цок. Что делает белка? (Цокает.) Как цокает белка? (Цок-цок-цок.) Смотрите, а вот и белочка – рыжая, пушистая, с ветки на ветку ловко скачет. Какая белочка, Даша? (Рыжая, пушистая.) Что белочка делает? (Скачет.) Спросите у белочки, где спит солнышко?

Дети спрашивают.

Воспитатель (от имени белочки). В лесу темно без солнышка, я все свои запасы, грибы и шишки, растеряла. Помогите мне их собрать: грибы –в корзинку, а шишки – в ведерко, а я вам покажу, где спит солнышко.

Воспитатель. О чем просила вас белочка?

Дети. Помочь собрать грибы и шишки.

Воспитатель. А куда нужно сложить грибы?

Дети. В корзину.

Воспитатель. А шишки куда положить?

Дети. В ведерко.

Дети помогают белочке рассортировать запасы. Белочка показывает им дорогу к солнышку. Дети идут по дорожке-мостику, подходят к столу, на котором лежит лист ватмана с изображением солнышка без лучей, поверх солнца-тучки.

Воспитатель. А вот и наше солнышко, спит себе спокойно и просыпаться не собирается. Давайте его разбудим.

  • Физкультминутка «Солнышко»

В гости к солнышку мы шли
Наше солнышко нашли.

Ходьба на месте.

Нам в ладоши посвети,

Протягивают руки к солнышку.

Солнышко, скорее.

Сжимают и разжимают кулачки.

Мы ладошки согреваем,
Стало нам теплее!

Хлопают в ладоши.

Воспитатель. Ребята, а почему солнышко не просыпается?

Дети. Оно не слышит, тучки мешают.

Воспитатель. Давайте тучки разгоним.

Каждый ребенок берет по одной тучке (вязаному фрагменту) и распускает его. В это время воспитатель (незаметно от детей) рисует на солнышке глазки и улыбку.

Воспитатель. Смотрите, ребята, солнышко проснулось, всем нам улыбнулось. Да только мне кажется, что нашему солнышку чего-то не хватает. Как ты думаешь, Вова, чего? А ты как считаешь, Женя? (Предположения детей.) Конечно, у нашего солнышка нет лучиков! Как же без них оно будет землю согревать? А давайте их нарисуем! Сколько лучиков у солнышка?

Дети. Много.

Воспитатель. А ребяток сколько?

Дети. Тоже много.

Воспитатель. Нарисуйте каждый по одному лучику.

Дети обмакивают пальчики в желтую краску и пририсовывают к солнышку лучики.

Воспитатель. Сколько лучиков ты, Саша, нарисовал? (Один.) А ты, Маша, сколько лучиков нарисовала? (Один.) Сколько, Катя, лучиков у солнышка? (Много.) Наше солнышко теперь яркое, лучистое. Какое солнышко, Аня? (Яркое, лучистое.)

Воспитатель размещает лист с изображением солнышка на стенку.

Воспитатель (зайчику). Ну что, зайчик, мы тебе помогли, солнышко разбудили, ты беги теперь к своим друзьям –лесным зверям, а нам пора возвращаться в детский сад. Ребята, попрощайтесь с зайчиком.

Дети прощаются с зайчиком и «возвращаются в детский сад» – ходьба по доске-мостику, по массажной дорожке.



Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности в младшей группе.

«Посиделки в русской избе»

Цель:  формировать элементарные представления о быте, традициях русского народа, развивать познавательный интерес к истории Родины.  

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (рушник, сундук, ухват  и т.д.);
  • развивать и обогащать словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
  • закреплять знание русских народных сказок и  умение отгадывать загадки;
  • приобщать детей  к художественному русскому - народному  слову, развивать интерес к нему;

Воспитательные:

  • воспитывать патриотизм, уважение к русским традициям, культуре России;
  • воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;

Развивающие:

  • развивать познавательную активность и интересы детей;
  • развивать мышление, способность воспроизводить в речи старинные названия домашней утвари.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое, социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа:  чтение русских – народных сказок, рассматривание иллюстраций, знакомство детей с традициями русского народного творчества: потешками, прибаутками, пословицами; предметами быта и домашней утвари. Разучивание плясок, народных песен и игр.

Словарная работа: посиделки, горница, самовар, ухват, печь, сказка, пляска, хоровод.

Оборудование: Русская изба с предметами быта (стол, лавки, кровать, печь, самовар, чугунок, ухват  и т.д.). Клубочки 3-х цветов и один клубок-колобок, корзины 3-х цветов, русские - народные костюмы, «каравай», соль, столы и доски для лепки, мультимедийный проектор, музыкальный центр.

Раздаточный материал: Деревянные ложки по две на каждого ребенка, тесто, салфетки, пироги.

Ход образовательной деятельности:

Все дети в народных костюмах. Самостоятельная, игровая деятельность детей «Игра – Клубочки»

Воспитатель: Ой, пока мы клубочки собирали к нам гости пришли.

Дети здороваются с гостями

Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, а один клубочек настоящий не связанный. Он что-то хочет мне сказать (подносит клубок к уху). Он предлагает совершить нам путешествие в старину и побывать в настоящей русской избе. Ну, что ребята, отправимся в прошлое?

Ответы детей:

Воспитатель: А клубочек укажет нам дорогу, куда он покатится, туда мы и пойдем.

Звучит музыка. Дети с воспитателем идут за клубком, подойдя к избе, останавливаются, стучатся.

Воспитатель: Не зря ребята, мы с вами одели русские - народные костюмы, привел нас клубочек в настоящую русскую горницу.

 Их встречают бабка с дедом.

Дед:   Здравствуйте, гости дорогие. (Дети здороваются)
           Гости званные и желанные.
           Красивые и молодые,
           Застенчивые и боевые.

Бабка:   Гости на пороге – хозяйке радость. 
              Для них и место готово.
              Желанным гостям – красное место.

Проходите, гости дорогие, не стесняйтесь.

Воспитатель: Ребята, а помните, когда мы с вами рассматривали картинки к сказкам, там мы тоже видели убранство русской избы. А сейчас мы все это рассмотрим наяву, воочию. Давайте пройдем в избу. (Но только помните, что мы в гостях и вести себя надо подобающим образом).

 Воспитатель: Ой, смотрите печка! А знаете ребята, что печь была самой главной в доме? Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Русская печь и грела, и кормила, и сушила одежду, и кроватью была. Печь топили дровами (показывает детям дрова)

( Включить огонь + звук треск дров)

А здесь, смотрите,

          К низу узок,

          Вверх широк,

          Не кастрюля… (чугунок).  

Его ставили в печь, в нем варили щи, кашу.

Воспитатель показывает чугунок, просит подержать, спрашивает: «Тяжелый чугунок или нет?»

В таком чугунке пища долго могла оставаться горячей, поскольку стенки у него очень толстые.

Бабка: А вот знаете ли вы, чем вынимали горячий чугунок из печи? Расскажу вам немного: «Чугунок очень рад, что его схватил…(ухват)».

Дети рассматривают ухват. Воспитатель показывает, что у ухвата «рожки», которые держат чугун (демонстрирует детям)

Воспитатель: А это - сундук, а это рушник (полотенце), а это лавки в старину на них сидели, т.к. стульев еще не было.

Дед: Ну-ка сядем все рядком, да поговорим ладком!

Дед и баба рассаживают детей

Воспитатель: Давным-давно в старину, долгими зимними вечерами собирались люди в большой избе, зажигали свечи, пели песни, водили хороводы, отгадывали загадки,  да рассказывали сказки.

Дед: А вы ребята много сказок знаете? (ответы детей)

Бабка: А вот сейчас мы дед и проверим. Если вы правильно угадаете сказку, то в окне появится картинка.

Проводится речевая игра:  «Угадай, из какой сказки»

( на отгадки показ слайдов)

Дед:  Он по коробу скребен,
         По сусеку он метен,
         У него румяный бок,
         Он веселый…(
Колобок)

Бабка:  Как-то мышка невеличка,
              На пол сбросила яичко.
              Плачет баба, плачет дед.
             Что за сказка, дай ответ!  
(Курочка Ряба)

Дед:    В этом доме без забот
           Жили звери, только вот,
           Медведь к ним пришел потом,
           Поломал звериный дом.
(Теремок)

Воспитатель: Ну что дедушка и бабушка, удивили вас ребята, что столько сказок знают?

Дед: Молодцы ребята, ничего не скажешь.

Бабка: Со сказками то у вас все ладно, да складно, а вот послушайте загадку потруднее. Стоит толстячок, блестит бочек, шипит, кипит, всем чай пить велит.

Дети: (Самовар)

Дед: Правильно.

Воспитатель: А, ведь мы с вами и пляску знаем про самовар! Давайте её нашим гостям исполним.

Пляска «Самовар»

Воспитатель предлагает детям продолжить знакомство с избой и подойти к столу.

Воспитатель: Когда в дом приходили гости, на стол ставили самовар, и все, что спрятано в погребе ставили на стол, на столе всегда стоял хлеб и соль. Поэтому русский стол называли «хлебосольный», а после всех гостей приглашали на чаепитие.

Ребята, а вы с чем любите пить чай? (Ответы детей). А пироги вы любите? А хотите сами испечь пироги  в настоящей русской печке?

Ответы детей

Бабка: Ой, а у меня уже и тесто подошло.

Дети встают за столы, воспитатель с бабкой и дедом раздает детям тесто и показывает приемы лепки.  Дети  лепят пироги.

(Звучит музыка)

Дед: А я тем временем печь истоплю. (Звучит треск поленьев)

Бабка: А я самовар вскипячу.

Воспитатель с детьми ставит пироги в печь.

Бабка: Вот как славно потрудились.

Дед:  Делу время, потехе час.

Воспитатель: Ну, что ребята, загадки мы отгадали, сказки вспомнили, поплясали, на ложках поиграли  пора и отдохнуть. Хотите поиграть в игру «Золотые ворота»?

Проводится народная игра «Золотые ворота»

Воспитатель: Поиграли, пора и в избу возвращаться. Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Пока мы играли, наверно уже и пироги испеклись.

Раздается треск поленьев

Дед: Ой, бабка что-то печь пыхтит!

Бабка: Ой, дед, да это пироги поспели, наружу просятся.

Дед: Ой, а у меня уже самовар пыхтит, мне на ушко говорит: «Пора к столу приглашать, гостей чаем угощать»

Бабка вынимает пироги из печи

Бабка: Ой, ребята, какие ваши пироги славные получились, ароматные, румяные.

Угощают пирогами гостей

Воспитатель: А можно мы бабушка с дедушкой наши пироги в группе отведаем, т.к. нам надо руки помыть.

Воспитатель: Ну, что ребята, понравилось в избе?

А что больше всего понравилось? А дед с бабой?  А печь? А сундук? И т.д.

Интересно раньше жили..? Еще не раз мы с вами будем возвращаться в избу к деду с бабкой. Ну, а сейчас, пришло время, идти в группу (есть пироги)

Дед и баба:  Будьте здоровы счастливы,

                       Живите без бед много-много лет!

Воспитатель:  А мы желаем вам счастья в доме умножать!

                          Нас почаще в гости звать!

Дети говорят бабке, деду и гостям до свидания и под музыку уходят в группу



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект, - "В гостях у солнышка"

                  Тема: "У солнышка в гостях"Задачи:1.Формирование у детей правильно задавать вопросы, имитировать движение цыплят.2.Развиваем ...

Конспект "В гости к солнышку"

«В гости к солнышку» Используемые современные образовательные технологии: здоровьесберегающие. Цель: обучение рисованию прямых линий нетрaдиционной художественной техникой – рисование пальчи...

Конспект " В гостях у Солнышка "

Конспект занятия в средней группе. Занятие разработано с использованием активных методов обучения. Соблюдена последовательность всех этапов АМО....

План-конспект "В гости к солнышку"

Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Дать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах,  полезных для здоровья человека....

Конспект "В гости к солнышку" младшая группа

Конспект занятия в младшей группе"В гости к солнышку"...

конспект «В гости к Солнышку»

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в средней разновозрастной группе на тему: «В гости к Солнышку»...

Конспект занятия по аппликации «Солнышко в гостях у ребят» во второй младшей группе Название работы: «Солнышко в гостях у ребят».

Конспект занятия по аппликации «Солнышко в гостях у ребят» во второй младшей группеНазвание работы: «Солнышко в гостях у ребят»....