Конспект итогового занятия по развитию речи (обучение грамоте) в подготовительной группе.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Нефед Ольга Викторовна

 

Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте.

Задачи:

  • Закрепить  умения детей составлять предложения с заданными словами;
  • Закрепить умения правильно образовывать грамматическую форму слов;
  •  Закрепить умения делить слова на слоги;
  • Закрепить умения детей выделять необходимый звук в словах, выполнять звукобуквенный анализ слова;
  • Уточнять понятия «звук» и «буква»;
  • Развивать внимание, память, мышление;
  • Воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга.
  • Воспитывать умение внимательно слушать и понимать устную речь.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа № 322 Фрунзенского  района г. Санкт-Петербурга

                                                                                                                            Воспитатель: Нефед О.В.

Апрель 2022г.

Разделы: Развитие речи.

Задачи речевого развития:

- Овладение речью, как средством общения и культуры;

- Обогащение активного словаря;

- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- Развитие связной речи;

- Грамматически правильной диалогической и монологической речи

- Развитие речевого творчества;

- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Проанализируем задачи. Научить ребёнка владеть речью, как средством общения и культуры – главная задача. Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывал трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим. Мы формируем правильную устную речь детей на основе овладения ими литературным языком русского народа. Поэтому так важно, чтобы ребёнок слышал такую речь, чтобы он чувствовал, что его тоже слышат, и всегда готовы вступить с ним во взаимодействие.

Владеть речью – это, во-первых, владеть словарём. Обогащение активного словаря дошкольника происходит за счёт основного словарного фонда языка и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей. Для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно-тематическом планировании работы. Например, если сейчас мы реализуем тему «Зима», то и словарь детей должен пополняться и активизироваться в рамках данной темы.

Ребёнок осваивает речь, начиная со звукового строя языка. Темп усвоения звуков у каждого ребёнка свой, но к пяти годам основания к тому, чтобы чётко и внятно произносить все звуки родного языка есть практически у каждого здорового дошкольника. В ФГОС реализация этой задачи называется «Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха» и предполагает, что ребёнок усваивает интонационный строй родного языка, систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи.

Конспект итогового занятия по развитию речи (обучение грамоте) в подготовительной группе.

Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте.

Задачи:

  • Закрепить  умения детей составлять предложения с заданными словами;
  • Закрепить умения правильно образовывать грамматическую форму слов;
  •  Закрепить умения делить слова на слоги;
  • Закрепить умения детей выделять необходимый звук в словах, выполнять звукобуквенный анализ слова;
  • Уточнять понятия «звук» и «буква»;
  • Развивать внимание, память, мышление;
  • Воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга.
  • Воспитывать умение внимательно слушать и понимать устную речь.

 

Материал для занятия:

 Конверты с заданиями, предметные картинки, мяч, разрезные слоги, пазл «Золотой ключик».

 Ход занятия: Дети входят в группу, здороваются с гостями. Какое у вас настроение? Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу хорошее настроение. Дети становятся в круг.

Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Наше занятие начнем с проговаривания чистоговорок.

Ра-ра-ра- начинается игра
Лы-лы-лы-забиваем мы голы
Жа-жа-жа- есть иголки у ежа
Са-са-са-под кустом сидит лиса
Ма-ма-ма-на дворе сейчас зима
Ша-ша-ша-мама моет малыша
Ар-ар-ар-кипит наш самовар
Усь-усь-усь-на лугу пасется гусь
Та-та-та- у нас в доме чистота.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, в какую вы ходите группу? (Подготовительную группу). Значит, скоро вы станете школьниками. Представьте себе, что вы сегодня находитесь не в группе, а в школе, в классе. К нам пришли гости, чтобы посмотреть, как вы готовы к школе. Покажем гостям, что мы знаем и умеем?

         Воспитатель: Ребята!  Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну Грамматика. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, соберем все свои знания  и умения,  закроем глаза, и повторим все вместе:

«Раз, два, три, в страну Грамматика нас веди!»
Мы оказались с вами в необычном месте, где нас ждут очень интересные испытания в конвертах. 

Садятся на стулья.

- У нас пять конвертов с заданиями. Еще в каждом конверте лежат части от пазла, который мы должны с вами потом собрать. Мы с вами увидим, что получится. Готовы?  А какой конверт мы откроем сначала? Давайте по алфавиту.

  

Конверт  А «Предложение»

Что такое предложение? Слова в предложениях все перепутались, составьте их правильно.

  1. Юркий воробей собирать крошки.
  2. Черный скворец поселиться в скворечнике.
  3. Машина взял мальчик.
  4. Дети участок гуляют весной на.
  5. Мама интересную читать книгу.

Что мы делали? (Мы старались правильно составить предложения).

 

Конверт  Б «Слово»

Вы знаете уже много слов .

  1. Как можно одним словом назвать следующие слова

             Мячик,кукла,кубики,зайчик,машинка (игрушки)

             Дуб,береза,ясень,осина,бук (деревья)

              Лось,олень,кабан,лиса,волк (дикие животные)

              Корова,овца,коза,лошадь,свинья (домашние животные)

              Тарелка,чашка,бокал,кастрюля,блюдце (посуда)

  1. Какой посуда может быть,по материалу,из чего она сделана? (глиняная,металлическая,стеклянная,фарфоровая).
  2. Подберите слова, противоположные по смыслу: длинный,светлый,быстрый,говорить,смеяться,громко,много,легко.

Воспитатель:А теперь поиграем в игру «Назови правильно детеныша животного»: У свиньи…у коровы…у белки…у лося…у волка…и т.д.

Конверт  В «Согласование числительных с существительными» 

(берем мяч).

- Ребята давайте посчитаем –

Один утюг, два утюга, пять утюгов.

Одно полотенце, два полотенца, пять полотенец.

Один пылесос, два пылесоса, пять пылесосов.

Одна кровать, две кровати, пять кроватей.

Один топор, два топора, пять топоров.

Одна кисть, две кисти, пять кистей.

Одна гитара, две гитары, пять  гитар.

Один петух, два петуха, пять петухов.

(Дети садятся на стульчики).

Конверт  Г «Слоги»

Ребята, а теперь вам необходимо составить слова, сложив слоги. Какие слова у вас получились? А затем расставить картинки, соответственно получившимся словам. Молодцы ребята, вы и с этим заданием справились!

Конверт  Д «Игра Телевизор».

А теперь, ребята, поиграем в еще одну игру. Игра «Телевизор». Я буду читать скороговорки или стишки, в которых один звук будет звучать громче и чаще другого. Вы его запоминаете и составляете слово. Догадайтесь, какое слово получилось:

  1. 1. А-а-а мама моет малыша. (звук А)
  2. 2. Зо-зо-зо – Зое повезло (звук З)
  3. Ба – ба - ба – на избе была труба. (звук Б)

               Бу – бу – бу - побелили мы трубу.

  1. Пароход гудит трубой, (звук У)

               Издаёт он звук какой?
               Угадать вам помогу,
               Загудит он громко: «У-У-У!»

  1. «У меня прекрасный слух!» - (звук К)

  Кукарекает петух.
  «Ко-ко-ко!» - наседка вторит –
  «Станешь ты артистом вскоре!»
  «Ко-ко-ко!»

  1. Анечка упала на пол,                 (звук А)
    Кот ладошку расцарапал,
    И не ладится игра,
    Аня громко плачет: А-А-А!

Ну что, ребята, какое слово у нас получилось, правильно АЗБУКА.

А теперь, сделаем звукобуквенный анализ слова. В первую очередь, на какие две группы делятся все звуки? Какие бывают согласные? Каким цветом мы обозначаем гласные звуки, каким твердые и мягкие согласные. Как мы проверяем звонкий звук или глухой? Молодцы ребята, и с этим заданием вы справились!

Гимнастика для глаз:        

В нашем садике, как в сказке                           (моргают глазками)

Все ребята лечат глазки.

На носу очки сидят вовсе не простые,           (посмотреть на носик)

А волшебные очки, очень озорные!

Через них ,смотря вокруг,                                 (круговые движения)

Узнаешь, что это жук!

А вот сороконожка, гуляет по дорожке!

Там бабочка порхает,                                     (посмотреть налево)

Цветочек расцветает,                                   (посмотреть направо)

Плывут по небу облака,                              (посмотреть наверх)

Листва колышется слегка!                             (посмотреть вниз)

- Ребята, вы справились со всеми заданиями из пяти конвертов – «А,Б,В,Г,Д». Давайте дальше назовем буквы азбуки. Молодцы! Теперь сложим пазл из всех частей. И посмотрите, изображение, какого предмета получилось? (золотой ключик).  А что можно открыть золотым ключиком? (дверь). Я, кажется, знаю, где эта дверь находится.  Я буду открывать ключом, а чтобы дверь быстрее открылась, вы мне поможете.

            Пальчиковая гимнастика «Замок».

               На двери висит замок,

               Кто его открыть бы смог.

               Повертели, покрутили,        

               Потянули и открыли.        

       Подходим с детьми к нарисованной двери, открываем ключиком дверь. За дверью стоят награды. Мы со всеми заданиями справились.

 Молодцы ребята! Давайте поблагодарим наших гостей и пообещаем, что обязательно пригласим их еще в наше увлекательное путешествие! Хором говорим: «Спасибо!» Занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Конспект открытого занятия по развитию речи (обучение грамоте) в подготовительной группе

Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте....

Конспект итогового занятия по развитию речи и грамоте в старшей группе .

Тема занятия: «В поисках клада Лесовичка»Программное содержание: Обучающие задачи: закрепить умения обобщать, классифицировать, использовать все части речи; закреплять умение проводить зву...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и грамоте в подготовительной группе. Тема: "Зима"

Закрепить знания о зиме, развивать умение составлять описательный рассказ по картине, используя мнемотаблицу. Совершенствовать навыки звукового анализа слова. Формирование графических навыко...

Конспект занятия по развитию речи (обучение грамоте) в подготовительной группе «По тропинке знаний»

Конспект занятия в подготовительной группе "По тропинке знаний" Цели и задачи прилагаются к документу....