Конспект НОД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Юркина Ирина Николаевна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Ягоды» с использованием технологии Синквейн

Цель: формировать умение составлять описательный рассказ, используя схемы.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект по развитию речи185.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Ягоды» с использованием технологии Синквейн

Цель: формировать умение составлять описательный рассказ, используя схемы. 
Задачи:
- учить задавать вопросы к словам обозначающим живой или не живой предмет;
- учить задавать вопросы к словам, обозначающим признак предмета;
- активизировать словарь по теме «Ягоды»;
- учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;  
- способствовать развитию связной речи, речевого слуха, мышления.
Оборудование: предметные картинки ягод, схема в картинках по Синквейну, настольная игра «Лото».

Ход занятия

Организационный момент. Дети встают врассыпную на ковре. Звучит музыка (детям предлагается угадать, где они оказались).
Воспитатель: Мы пришли в лес. Звуки чего мы сейчас слышали? (ответы детей).

Что всегда кричат в лесу, если заблудились? (Ау)
Хороводная игра. Взявшись за руки,  дети  идут по кругу:

Мы по лесу идем,
Зверей найдем.
Зайца громко позовем:
«Ау-ау-ау!»
Никто не откликается,
Лишь эхо отзывается,
Тихо позовем: «Ау-ау-ау!»

Д/и «Тихо – громко».
Мальчики говорят только звук  А по нарастающей:  от тихого до громкого.
Девочки только звук  У от тихого до громкого.
Воспитатель: А теперь тихо садимся на стульчики. Какое время года сейчас? А потом какое будет? В саду, в лесу начнет спеть ягода. Давайте вспомним название некоторых ягод.   (на экране слайды с изображением ягод).

 Назовите ягоды ласково теперь (ответы детей).
– А где растут ягоды? (Садовые – в саду, лесные – в лесу.)
Д/и «Скажи что получится» - образование относительных прилагательных.
Сок из малины (клубники, ежевики, вишни, облепихи, брусники)

варенье из вишни, малины, рябины, облепихи, клюквы;

Д/и «Составь рассказ о ягодах» (например: смородина - по схеме)

Пример рассказа: смородина растет на кустах, бывает черного, красного, желтого цвета. Смородина вкусная и ароматная. Из смородины варят варенье, делают компот, пекут с ней пироги.

C:\Users\DNS\Desktop\IMG_E9957.JPG


--------Физминутка  -  «Земляника»

Этой крохотной девчушке           (приседают на корточки)
Жить не скучно на опушке
С паучками и жучками,          (тихо бегут)
Земляными червячками,
А порою за травой                  (останавливаются, качают руками, как трава колышется)
С милой матушкой-землей.
Можно здесь уединиться (приседают)
И секретами делится  (шепчутся друг с другом).
Воспитатель: а  сейчас  игра на внимание. Вам надо постараться запомнить несколько слов.
Д/и «Запомни и повтори» (на слух)
- смородина, черника, малина, клубника;
- рябина, арбуз, крыжовник, ежевика;
- малина, вишня, земляника, клубника .
Воспитатель: предлагаю вам решить такую проблему. 
Проблема  - нарвать вишни.
– представьте себе, что поспела вишня. Но вишни могут расти на очень высоких кустах, почти, как деревья. Как нарвать вишни?

Варианты детских ответов:

-взять лестницу;   подставить что-то высокое;   использовать палку.
Воспитатель: Какое решение вам понравилось больше? Почему?!
Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами»

(Загибаем поочередно пальцы)

Толстый палец, он большой в сад за сливами пошел,

Указательный с порога указал ему дорогу.

Средний палец – самый меткий, он сбивает сливы с ветки.

Безымянный – собирает, а мизинчик – господинчик

В землю косточки бросает.
Воспитатель. Сейчас я вам предлагаю охарактеризовать некоторые ягоды (малина, крыжовник), используя схемы Синквейн.

название предмета                                                                   (например: малина)

Какой ? Какая?                                                                                       (сладкая, красная)

Что делает?                                                                                                      (растет, спеет, падает)

Ваше отношение

 к предмету                                                                                                       (я люблю малиновое варенье)

Обобщающее слово                                                                                       (ягода)

Итог.  Сегодня на  занятии мы научились составлять не большой рассказ о ягодах, используя схемы, нашли выход из проблемной ситуации, развивали слуховую память – запоминали название ягод. Занятие окончено.

Если останется время можно предложить детям поиграть в «Лото». Но немного изменив правила: поделить детей на команды по 4-5 человек. Раздаточные карточки из нужного лото и несколько их другого набора , перевернуть картинкой вниз. Дети должны быстро перевернуть карточки и выбрать нужные. Чья команда быстрее соберет свои карточки – та и победила.

Ягоды Ягоды 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...