Конспект НОД «Жилище ненцев – чум»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Сэротэтто Юлия Дмитриевна

Способствовать расширению и углублению представлений детей о родном крае, быте, жизни коренных народов – ненцы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект 25.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко»

Непосредственно - образовательная деятельность в старшей группе

«Жилище ненцев – чум»

Педагог дополнительного образования:

Сэротэтто Ю.Д.

Яр-Сале 2022 г.

Тема: «Жилище ненцев – чум»

Возрастная группа: старшая, 5-6 лет

Цель: способствовать расширению и углублению представлений детей о родном крае, быте, жизни коренных народов – ненцы.

Задачи:

Обучающие задачи:

асширять знания детей о жилище и быте коренных жителей тундры – ненцев;

- познакомить детей с последовательностью сбора чума; закрепить знания детей через продуктивную деятельность – «Сбор чума»: как строится чум, что и где находится в чуме;

- дать представление об орнаменте.

Развивающие задачи:

-развивать познавательный интерес;

-расширять словарный запас детей;

-развивать диалогическую речь;

-развивать творческие способности и мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

-воспитывать умение работать в коллективе при сборе чума под руководством воспитателя;

-воспитывать чувство толерантности по отношению к коренным народностям Севера.

Форма совместной деятельности: Интегрированная НОД

Форма организации: групповая, индивидуальная

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Предварительная работа: Беседы, рассматривание альбомов, иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства, ненецких национальных орнаментов

        Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная,

        познавательно-исследовательская, продуктивная, трудовая, художественная.

        Методы обучения:

        Проблемно-поисковый

        Наглядный (демонстрация слайдов, показ трудовых приемов)

       Словесный (беседа, рассказ, объяснение)

       Практический (игровая, продуктивная, трудовая, художественная    

деятельность)

       Учебно-методический комплект:

       Средства:

Наглядные – ненецкая кукла Майне, конверт с полосками бумаги с изображением орнамента, предметы для сбора макета чума: основание для чума, деревянные шесты, сукно, дощечки, жестяной лист, печь, столик, дрова.

Мультимедийные – презентация.

Литературные – стихи, загадка.

Оборудование – ИКТ; ненецкая кукла Майне, конверт с полосками бумаги с изображением орнамента, цветные карандаши, предметы для сбора макета чума: основание для чума, деревянные шесты, сукно, дощечки, жестяной лист, печь, столик, дрова.

Словарная работа: чум, сукно, брезент, шест, орнамент.

Ход НОД

  1. Организационный момент.

Входит педагог в руках ненецкая кукла Майне, здоровается с детьми.

К вам пришла я не одна,

Майне в гости куклу  принесла,

Будем вместе мы играть,

На вопросы отвечать.

- К нам пришла сегодня гостья, давайте встретим её. (Дети здороваются с Майне).

- Ребята, Майне, очень люблю свой край. И хотела бы узнать, знаете ли вы что-нибудь о крае, в котором живёте.

-Ребята, давайте расскажем Майне о своём крае.

- Где мы живём? (на Севере, в Тюменской области, в Ямальском районе, в посёлке Яр-сале).

- Как называется наш округ? (Ямало-Ненецкий автономный округ).

- Какие коренные жители проживают в Ненецком округе? (Ненцы).

- Как называется жилище ненцев? (Чум).  

- А кто знает, из чего шьют покрытия для  чума? (Из оленьих шкур).

- Ребята, Майне ненецкая девочка, она со своими родителями живёт в чуме и много про него может рассказать и показать.

  1. Основная часть.

- Давайте посмотрим какие бывают чумы, как их строят и что находится внутри чума.

Детям предлагается просмотреть презентацию «Жилище ненцев – чум».

Презентация сопровождается рассказом педагога.

- Ставят чум быстро, по строго установленным правилам.                                     Сначала определяют центр чума - там будет печь, под неё клали железный лист. Слева и справа раскладывали широкие длинные доски вместо пола.  

     Главный элемент чума — шест. Их делают из ровной ели или сосны подбирают долго и тщательно.

     На одинаковом расстоянии от центра чума в землю втыкают три основных шеста. Верхние концы связаны вместе. Затем по кругу устанавливают другие шесты по порядку.  Чем больше шестов у чума, тем он вместительнее. В верхней части чума находится дымовое отверстие.

     Когда каркас готов, на него натягивали покрышки – из шкуры, войлока либо брезента.  

    Чтобы в чум не проникал ветер, к основанию подгребали снег, ставили нарты.

     Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах. Снег скатывается, не задерживаясь, поэтому при переезде на другое место чум можно разобрать без очистки.

    Когда пастухи вместе со стадом оленей кочуют по тундре, то в местах, где большие и богатые пастбища, они делают временную остановку. Ставят чумы – свои жилища. Раскладывают костры. Вот такое место и называется – стойбище.  Место для стойбища люди выбирают там, где повыше и посуше и чумы издалека видны.

   Летом чума ставят на открытых местах рядом с водоемом. Чтобы вблизи был ягель, корм для оленей.

   Чум - это переносное жилище северных народов - конической формы шатер, покрытый шкурами, корой, войлоком, брезентом.

- Послушайте загадку.

В доме лишь одна стена,

Очень круглая она

До того она кругла –

Ни единого угла (чум).

    Чтобы жилище всегда было тёплым, около входа в чум складываются дрова. Женщины собирают дрова для очага, колют их, сушат у входа и разжигает огонь.

   Из мебели в чуме - низкий столик высотой 20 сантиметров, за которым едят.

    Вещи в чумах хранят в мешках разных размеров из оленьих шкур. Для перевозки деталей чума необходимо восемь грузовых нарт.

    Основная деятельность ненцев – это оленеводство, рыболовство, охота.

- Ребята, а давайте поиграем.

Физминутка «У оленя дом большой»

У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)
Дом большой (руки над головой «домиком»)
Он глядит (правую руку над глазами)
В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)
Заяц (ладони к голове, как уши зайца)
по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)
В дверь к нему стучится: (кулаком «постучаться»)
«Стук-стук
Дверь открой (изобразить, как открывается дверь)
Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)
Охотник злой!» (сердитое лицо)
«Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца)
Лапу мне давай!» (подать руку)

  1. Продуктивная деятельность

- Ребята, Майне к нам пришла с подарком, она принесла всё, что необходимо для строительства чума. Конечно он будет не такой большой как настоящий, но зато вы сможете его сами собрать. Хотите?

- Давайте посмотрим, что нам принесла Майне. (Дети рассматривают предметы, которые принесла Майне и приступают к сбору чума).

- Вот и готов наш чум.

- Хороший чум у нас получился.

- Теперь каждый из вас знает, как строят чум ненцы.

- Давайте скажем Майне спасибо за такой подарок.

- Но посмотрите, у Майне ещё есть конверт.

- Посмотрим, что там?

Педагог достаёт из конверта полоски бумаги с изображением орнамента.

- Ребята, что это такое? (Орнамент, узор).

- Правильно это ненецкий орнамент.

- Для чего его используют? (Для украшения одежды, обуви, сумочек).

- Орнаментом ненцы украшают даже свои чумы, чтобы они были красивые. И мы тоже можем украсить свой чум.

    Педагог раздаёт детям полоски с изображение орнамента и просит его раскрасить, чтобы потом украсить чум, который построили.

Дети украшают чум орнаментом.

  1. Итог.

- Ребята, что вы сегодня интересного и нового узнали из нашей беседы?

- Что вам больше всего понравилось?

- Ребята, а давайте попросим Майне остаться у нас в группе пожить в чуме, который мы построили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадки о быте ненцев.

Загадки о быте ненцев....

Тема: «Ненцы и коми - жители тундры».

В этом занятии  мы знакомим детей с коренными жителями Ненецкого автономного округа -  по национальности ненцы и коми, а так же с природой тундры....

Конспект проекта "Жилища народов мира

узнать о том, какие жилища были у человека раньше...

Конспект по познанию "Ненцы" во второй младшей группе

Конспект по познанию "Знакомство дошкольноков с народностью "ненцы"...

Конспект НОД «Жилище народов Урала» старшая группа

Цель:• Формировать знания о культуре народов Урала;• Дать представление о национальных жилищах татар, башкир, русских.Задачи:Обучающие:познакомить детей с культурой коренных жителей Урала;ак...

Конспект НОД "Жилища русского человека"

- Формировать дифференцированные представления о назначении избы, особенностях материалов, используемых в строительстве жилища.- Поддерживать проявление потребности в получении информации о жилище чел...