конспект НОД по речевому развитию в средней группе "Придумывание загадок-описаний об игрушках"
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)

В конспекте в игровой форме предложены задания для детей по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_razvitiyu_rechi_detey_sredney_gruppy.docx45.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи детей средней группы

Тема. Придумывание загадок-описаний об игрушках.

Цель: учить составлять описательный рассказ посредством моделирования.

Задачи:

• связная речь: учить описывать предмет, используя модели, не называть его; развивать диалогическую речь, учить задавать вопросы и отвечать на них;

• словарь и грамматика: активизировать в речи детей глаголы, прилагательные; упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и косвенных падежах;

• звуковая культура речи: продолжать знакомить с термином «слово», учить вслушиваться в звучание слов.

Развивать внимание, воображение, наглядно-образное мышление при работе с моделями.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам, умение слышать товарищей.

Материал: ширма, Петрушка; игрушки – мяч, матрешка, барабан, машина, кукла, корова, утенок, султанчики.

Ход НОД

Части НОД, методы и приемы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I часть

Вводная

Психогимнастика. Создание эмоционального настроя.

 Упражнение-приветствие «Общий круг»

- Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас.

- А теперь пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед.

(Воспитатель заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой). Поздоровавшись со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами.

- Ребята, сегодня к нам в гости пришли игрушки, а какие, сейчас посмотрим. Проходите, присаживайтесь на стульчики.

Дети выполняют задание

II часть

Основная

Рассматривание игрушек, вопросы.

Сюрпризный момент

Игра «Петрушка, угадай мою игрушку»

Рассматривание моделей

Образец рассказа с использованием моделей

Рассказ воспитателя, инсценирование

Пояснение, упражнение

- Какие игрушки пришли к нам в гости?

- Давайте их рассмотрим.

(Рассмотреть каждую игрушку)

- Что это?

- Какой мяч?

- Для чего он нужен?

- Что с мячом можно делать?

Появляется Петрушка.

П: - Здравствуйте, ребята! Я хочу с вами поиграть в игру, которая называется «Петрушка, угадай мою игрушку».

П: - Вы, дети, будете рассказывать все, что знаете об игрушке, но не называйте ее, а я спрячусь за ширму и оттуда постараюсь угадать, о какой игрушке идет речь.

- Хорошо, Петрушка. Ребята, а чтобы рассказать об игрушке, нам помогут вот эти картинки.

(Рассмотреть модели, их обозначение)

- Ребята, давайте я первая загадаю игрушку, а Петрушка пусть отгадает. (Петрушка прячется за ширму),

- Это игрушка. Она нарядная, овальной формы, большого размера. Сделана она из дерева. У нее радостное лицо, улыбающиеся глаза. Внутри у нее спрятаны такие же игрушки, одна другой меньше. Они тоже все нарядные, веселые. Все дети любят складывать и раскладывать эту игрушку.

(Петрушка угадывает и получает игрушку).

- Кто хочет загадать загадку Петрушке про игрушку?

Если ребенок затрудняется, воспитатель задает наводящие вопросы, помогает подобрать нужные слова, обращает внимание на модели.

- Молодцы! Хорошо рассказывали об игрушках, Петрушка смог все загадки отгадать.

Физкультминутка

(Воспитатель раздает детям султанчики).

- Сегодня очень ветреная погода, дует сильный ветер.

(Дует на султанчик, демонстрируя правильный длительный выдох.)

- Ветер подул, и листочки с деревьев облетели. 

- Молодцы. Послушайте историю. Жили утенок и корова.

- Иди, Лиза, на тебе утенка, иди, Вика, на тебе корову.

- Однажды утенок пошел гулять увидел первый раз в жизни корову.

- Поздоровайтесь друг с другом.

- Утенок, что ты хочешь спросить у коровы?

- А ты, корова, что хочешь спросить у утенка?

(Воспитатель побуждает детей задать друг другу вопросы и ответить на них).

- У коровы голос грубый, а утенок разговаривает тоненьким голоском.

- Молодцы! Поговорила корова с утенком и пошли они к себе домой.

П: - Ребята, сколько много разных слов вы рассказали про игрушки. Я заметил, что они по-разному звучат, вот послушайте, уте-е-енок, коро-о-ова, ку-у-укла. Вы заметили, как я сказал эти слова: протяжно, как будто пел. А теперь произнесите, пожалуйста, мое имя также протяжно.

П: - Спасибо, вы очень хорошо произнесли мое имя. И еще я вам хочу сказать, что слова бывают короткие и длинные. Вытяните руки вперед, соедините ладони. Скажите слово кот, отведите одну руку в сторону. Теперь скажем слово ко-те-нок — еще дальше отодвинулась рука. А сейчас скажем слово ко-те-но-чек. Какое слово самое длинное?

Мяч, матрешка, барабан, машина, кукла, корова, утенок.

Ответы детей.

Один из детей подходит к столу, берет из коробки игрушку и дает ее словесное описание.

2-3 рассказа.

Дети дуют на султанчики и приседают.

Оба ребенка встают и подходят друг к другу.

Дети выполняют задания, вступают в диалог. Дети имитируют голос животных.

Хоровые и индивидуальные ответы детей.

Ответы детей.

III часть

Заключительная

- Молодцы! А сейчас поиграем. Я вызову кого-нибудь из вас, он будет изображать животное, которое назову, а вы должны будете угадать это животное.

Воспитатель вызывает ребенка, шепотом дает ему задание изобразить котенка (котенок моет лапкой мордочку, ловит мышку, мурлычет).

- Ребята, отгадайте, кто это?  

Воспитатель вызывает еще несколько детей и дает им шепотом то же самое задание.

- А теперь кто у нас?

- Котята испугались и убежали, и не стало кого?

Аналогично изображаются и называются козленок, козлята, утенок, утята.

- Молодцы, ребята. Петрушка, говорит, что ему очень понравилось с вами играть, но ему пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с ним.

Ребенок выполняет.

Котенок!

Котята.

Котят.

Дети прощаются и идут играть.

Конспект нод по развитию речи Тема: Придумывание загадок-описаний об игрушках

ЗАДАЧИ: связная речь: учить описывать предмет, не называя его; развивать

диалогическую речь, учить задавать вопросы и отвечать на них;

словарь и грамматика: активизировать в речи детей глаголы,

прилагательные; упражнять в образовании названий детенышей

животных в именительном и косвенных падежах;

звуковая культура речи: продолжать знакомить с термином «слово»,

учить вслушиваться в звучание слов;

развивать интерес к речевой деятельности; психические процессы:

память, мышление, внимание;

воспитывать культуру поведения, дружелюбие, уважение друг к

Приоритетная задача: развитие связной речи.

Материал: ширма, Петрушка; игрушки - мяч, матрешка, машина, кукла, корова, утенок,.

ХОД НОД :

1 Организационный момент. Эмоциональный настрой-упражнение «Я делюсь с вами»

В-: «Я делюсь с вами своим хорошим настроением! Дети:- «мы тоже! »

В-: «я дарю вам улыбку». Дети: «мы тоже»

В-: «я радуюсь». Дети: «мы тоже! »

В-: «Я прыгаю от счастья!». Дети: «Мы тоже!»

В-: «Я вас люблю!». Дети: «Мы тоже! »

В-: «Я вас обнимаю!». Дети: «Мы тоже»

Все обнимаются в едином кругу .Ваше настроение отличное? (ДА)

Приятных вам эмоций!

В-Я предлагаю поиграть в игру «Хлоп»-будьте внимательны (перечисляю предметы хлопнуть в ладоши, если услышишь название игрушки).(дом,ромашка,кукла),(стол,дерево,кубик.),(облако,машинка,пирожок)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

- Ребята, когда я утром пришла в группу, то увидела вот эту большую

коробку. Мне стало интересно, что же внутри. Я открыла ее и увидела...

(воспитатель говорит загадочно)

- Ребята, а вы хотите узнать что внутри коробки? (да)

- Тогда внимательно слушайте мои загадки.

Дети отгадывают загадки, а воспитатель достает по одной из

коробки игрушки и выставляет их перед детьми.

Догадайся кто такой? Если бьешь его рукой,

Он совсем не плачет, Только выше скачет…

Эти яркие сестрички, Дружно спрятали косички

И живут семьей одной. Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая, В той еще сестра меньшая.

Доберешься ты до крошки, Эти девицы... (Матрешки)

Удивительный ребенок! Только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять, Как его родная мать. (Утенок)

Четыре колеса, Резиновые шины,

Мотор и тормоза… Как это называется? (Машина)

Кто нам рано по утру Громко промычит «Му-му!»

Кто даёт нам молочка, Маслица и творожка,

Чтоб детвора была здорова. Это добрая… (Корова)

Ей меняю я наряды, Спать кладу, гулять вожу,

Расчешу и если надо, Бант красивый повяжу.

С чем же так играю я, Подскажите-ка, друзья? (Кукла)

Рассматриваем мяч,

- Что это? Какой мяч? Для чего он нужен? Что с мячом можно делать?

Рассматриваем машину

-Что это? Какая машина? Для чего она нужна? Что с машиной можно делать?

Стук в дверь, появляется Петрушка.

Рассматриваем матрешку,Куклу,

-Что это? Какая матрешка? Для чего она нужна? Что с матрешкой можно делать?

Дыхательная гимнастика с султанчиками

_сегодня ветряная погода,дует сильный ветер. Покажите как раздувает ветер султанчики.

СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ

появлется петрушка:

- Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам в гости повеселиться, поиграть.

- Я вижу у вас на столе мяч,матрешку,машину,куклу.Что это?.

- Что это у вас на столе? (игрушки)

- А давайте поиграем с вами в игру "Петрушка, угадай мою игрушку".

- Вы будете рассказывать все, что знаете об игрушке, но не называя ее,

а я спрячусь за ширму и оттуда постараюсь угадать, о какой игрушке

идет речь.

Петрушка прячется за ширму, один из детей подходит к столу, берет

из коробки игрушку и дает ее словесное описание. Петрушка

угадывает и получает игрушку. Если ребенок затрудняется,

воспитатель задает наводящие вопросы, помогает подобрать

нужные слова, предлагает свой образец описания.

Воспитатель:

- Это деревянная игрушка. Она веселая. У нее радостное лицо,

улыбающиеся глаза. Внутри у нее спрятаны такие же игрушки, одна

другой меньше. Они тоже все нарядные, веселые. Все дети любят

складывать и раскладывать эту игрушку.

Затем об игрушках рассказывают еще несколько детей, а воспита-

тель помогает вопросами: "Милана, о какой игрушке ты хочешь

рассказать? Опиши ее. Какого она цвета, какой величины, чем

отличается от других предметов или игрушек?"

Физкультминутка

ФИЗМИНУТКА Будем прыгать и скакать!

Раз, два, три, четыре, пять! Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)

Раз, два, три. Наклонился левый бок.

Раз, два, три. А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.) И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку, (Присели на пол.) Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.) Раз, два, три! Согнем левую ножку,

Раз, два, три.

Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.) И немного подержали.

Головою покачали (Движения головой.) И все дружно вместе встали. (Встали.)

Головою повертели и на место тихо сели

Воспитатель:

- Ребята, а с какими игрушками мы еще не поиграли? (с утенком и

коровой).

- А вы хотите поиграть с этими игрушками? (да)

- Жили утенок и корова. (Воспитатель вручает игрушки, одному

ребенку -утенка, другому - корову). Однажды утенок пошел гулять и

увидел первый раз в жизни корову.

Оба ребенка встают и подходят друг к другу. Воспитатель

побуждает их разыграть диалог: поздороваться, задать друг другу

вопросы и ответить на них. Подсказывает, что у коровы голос

грубый, а утенок разговаривает тоненьким голоском.

Петрушка:

- Ребята, вы такие молодцы, много разных слов рассказали про игрушки.

Я обратил внимание на то, что они по-разному звучат, послушайте: уте-

е-енок, коро-о-ова, ку-у-укла. Вы заметили, как я сказал эти слова:

протяжно, как будто пел. А теперь произнесите, пожалуйста, мое имя

также протяжно.

Хоровые и индивидуальные ответы детей.

- Спасибо, вы очень хорошо произнесли мое имя. И еще я вам хочу

сказать, что слова бывают короткие и длинные. Вытяните руки вперед,

соедините ладони. Скажите слово кот, отведите одну руку в сторону.

Теперь скажем слово ко-те-нок - еще дальше отодвинулась рука. А

сейчас скажем слово ко-те-но-чек.

- Какое слово самое длинное? (дети отвечают)

Воспитатель:

- А сейчас давайте поиграем, отгадайте, кто это?

Воспитатель вызывает ребенка, шепотом дает ему задание изобра-

зить котенка (котенок моет лапкой мордочку, ловит мышку, мурлы-

чет).

Дети:

- Да, это котенок!

Воспитатель вызывает еще несколько детей и дает им шепотом то

же самое задание.

- А теперь кто у нас? (котята)

- Котята испугались и убежали, и не стало кого? ( котят)

Аналогично изображаются и называются козленок, козлята, утенок,

утята.

Рефлексия

-Дети,вам понравилось играть с Петрушкой?

-Какая игра понравилась больше всего?

-Вам понравилось придумывать загадки про игрушки?

-Кого мы с вами сегодня изображали?

В конце дети прощаются с Петрушкой, благодарят его за веселые

игры, воспитатель подводит итог, хвалит детей за речевую

активность.

https://w7.pngwing.com/pngs/272/880/png-transparent-teddy-bear-cuteness-baby-shower-mammal-brown-child.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Тема: «Опиши игрушки» - описательные рассказы об игрушках.

Форма организации: составление описательного рассказа об игрушках Цель: Формирование умения составлять описательный рассказ об игрушках с помощью схемы «Опиши игрушку» Задачи: формировать умение д...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему «Забавные игрушки»

Цель конспекта состоит в том, что бы закреплять знания детей по лексической теме «Игрушки»....

Конспект занятия по речевому развитию в 1 младшей группе "Мои любимые игрушки"

Аннотация занятия "Мои любимые игрушки" разработано с учётом возрастных особенностей детей 1 младшей группы. На занятии дети учатся к бережному отношению к своим и чужим игрушкам, правилам о...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Возрастная группа 4-5 лет Тема «Дикие животные» Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение представления о диких животных.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группеВозрастная группа 4-5 летТема «Дикие животные»Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: расширение предс...

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе. Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»

Конспект занятияпо развитию речи в средней группеТема: «Составление описательного рассказа об игрушке»                        ...