КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»
консультация по развитию речи (младшая группа)

Елена Александровна Шмакова

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ  

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад №161»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Роль устного народного творчества

в речевом развитии детей

младшего дошкольного возраста»

                                                                   

                                                                            Подготовила: воспитатель

Шмакова Елена Александровна

Г.Оренбург

Роль устного народного творчества

в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста


Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.

Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, методику и ритм родного языка.

Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей второй младшей группы я выбрала тему «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста».

Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве, является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно-психический процесс, совершающийся в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и под влиянием непосредственных воздействий взрослых в процессе воспитания.

Анализируя соответствующую педагогическую литературу мною были сделаны, определенные выводы, что для своевременного и полноценного развития речи необходимо учесть следующие условия.

Обогащение чувственного опыта в правильном сочетании его со словесным сопровождением. «Ощущения и восприятия – первая ступень познания мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений… Сенсорное, и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятий» (Тихеева И. И. Развитие речи детей.)

При установлении общения ребенка с взрослыми необходимо выполнение двух обязательных условий:

обеспечить частое общение воспитателя с каждым ребенком

воспитывать у детей потребность в общении с взрослыми.

Общеизвестно, что основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении всего дошкольного возраста.

Работая по программе «От рождения до школы»(под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой). В этой программе по «Коммуникации»развитию речи детей младшего возраста я определила следующие задачи:

-развивать свободное общения со взрослыми и детьми;

-развивать всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи-диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;овладевать воспитанниками нормами речи.

-содействовать развитию умения рассказывать об изображенном на картинках, об игрушках, о событиях из личного опыта

-вызывать интерес к чтению художественной литературе.

Были поставлены следующие задачи:

-формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

-развитие литературной речи;

-приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Всем известно, что развитие речи неразрывно связано с художественными произведениями. Припевки, потешки, песенки – первые художественные произведения, которые слышат дети с самого раннего возраст. Взрослые используют их, чтобы успокоить малыша, развеселить, просто поговорить. Такие процессы в жизни маленького ребенка, как одевание, купание, укладывание спать, требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного эмоционального настроения.

Особое внимание я обращала, на эмоциональное чтение мною произведения народного творчества. Ребенок чувствовал отношение взрослого к описываемым ситуациям.

В младшем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка, почаще привлекать его внимание к предметам, животным, людям. Увеличить запас слов, произносить разные звуки помогут малые формы фольклора. Их звучность, напевность, занимательность привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствуют развитию разговорной речи.

В своей работе я уделяю широкому использованию произведений устного народного творчества в развитии речи, а также в воспитании доброжелательности, заботливого отношения друг к другу.

Организуя эту работу, и проанализировав речь детей группы. Результаты показали, что некоторые малыши знали и с удовольствием повторяли потешки, прибаутки, песенки. Но большинство детей не владели навыками речевой деятельности. Узнавая потешку, сказку, они только называли ее персонажей.

Я поставила перед собой задачу систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества с целью формирования у детей первоначальных навыков художественно-речевой деятельности, интереса и любви к фольклору, воспитания гуманных чувств.В основу системы были положены научные достижения А. П. Усовой («Русское народное творчество в детском саду») и Е. А. Флериной («Эстетическое воспитание дошкольников»). Выбрать наиболее удачные приемы воздействия на детей помогли исследования Н. А. Ветлугиной («Самостоятельная художественная деятельность дошкольников) и рекомендации Е. Т. Тихеевой, а также разработки Гербовой В. В.

Для решения поставленной задачи я создала соответствующие условия: подбирала книги, наглядный материал (картинки, иллюстрации, приобрела и изготовила дидактические игры, которые помогали детям закреплять простейшие речевые навыки знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. Благодаря родителям и мною пополнили книжный уголок. В книжном уголке разместили книги-игрушки, книги-раскладушки, книги-картинки, книжки-малышки.

В театральном уголке поместили фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, разные виды театров дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений.

Все это сразу привлекло внимание детей. Они с радостью шли в «книжный дом» рассматривали иллюстрации, пересказывали содержание знакомых потешек, сказок. Малые формы использовали и при формировании навыков самообслуживания и гигиены.

Опыт работы показал, что в момент появления увлекательной игрушки, показа красочной картинки эмоциональность детей столь высока, что они не слышат взрослого. Ребята всецело захвачены внешней стороной ситуации. Им нужно дать возможность эмоционально пережить и адаптироваться к присутствию, скажем Сороки-воровки, яркого петушка, колобка, красивой куклы.

Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью. В дальнейшей свое работе я буду активно использовать все виды и формы детского фольклора, русские народные игры, чтение и рассказывание сказок.

Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, пестушки, потешки. Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей:

  • обогащая словарь,
  • развивая артикуляционный аппарат,
  • фонематический слух,
  • давая образцы для составления описательных рассказов и др.

Художественное слово народного поэтического творчества сопутствует ребенку значительно раньше того, как он учится удерживать в руках предметы.Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи и рд., требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо.. Уже в первые месяцы жизни взрослый приговаривает напевные двустишия («Ой, лю – ли»), колыбельные, которые каждый из нас знает: с незапамятных времен в доме, где рождался ребенок, под потолок подвешивали зыбку – колыбель для младенца. Мать, мерно раскачивая ее, порой выполняя какую-либо работу, напевала колыбельную своему ребенку:

Баю-баю, спи, дружок,

Повернись на правый бок.

Только ты один не спишь,

Закрывай глаза, малыш!

Лунный лучик-озорник

Сквозь окошечко проник,

Примостился на подушке,

Шепчет песенку на ушко.

 

Ай, люли, ай люли,

Прилетели журавли,

Сказку Маше принесли.

Они сели на ворота.

А ворота скрип-скрип.

Вы, ворота, не скрепите,

Нашу Машу не будите.

(Из русской народной поэзии)

Несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Значительно обогащается и словарный запас. В произведениях устного народного творчества изобилие слов-признаков предметов, образных сравнений, используется множество синонимов, антонимов и т.п.Сначала ребенок копирует то, как взрослый выполняет те или иные движения и интонации, с которыми поется песня. Позже появляются слова, тексты песен. Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками. Важную роль в развитии речи ребенка играет развитие фонематического восприятия, чему способствуют колыбельные песни. По мнению народа, они «спутник детства».Колыбельные, наряду с другими жанрами народного творчества, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька". Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи.Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.Колыбельная песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка.- напевное выделение голосом гласных звуков,- медленный темп,- наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Особую значимость устное народное творчество приобретает в первые дни жизни малыша и в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Педагоги используют в адаптационный период различные потешки, например:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Поднимайся мой дружок,

Встань мой Юрочка.

 

Не плачь, не плачь,

Куплю калач.

Не хныч, не ной,

Куплю другой.

Слезы утри,

Дам тебе три.

 

Ах, кокля-мокля,

Глазоньки промокли.

Кто будет детку обижать,

Того коза будет бодать.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщается к красоте и самобытности слов. Простота и мелодичность звучания позволяет детям запоминать их. Дети начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы, или укладывания ее спать. Так же большой интерес вызывают народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки, например:

Тук-тук-тук. Кто там?

- Я лягушка ква-ква-ква. А ты кто?

- А я киска мяу-мяу-мяу.

- Иди, киса, в теремок, иди, иди!

 

«Гуси-гусенята в лесочке – га-га-гаааа,

Красные надели чулочки – га-га-гаааа,

И пошли гуськом чтоб напиться – га-га-гааа,

Свеженькой воды из корытца – га-га-гааа.

Напились воды десять братцев – га-га-гааа.

Начали в корыте купаться – га-га-гааа.

Гуси-гусенята сердиты – га-га-гааа.

Очень близко дно у корыта – га-га-гааа».

Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости,Адресованные детям потешки, заклички, считалки, прибаутки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора.Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове.Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке (к каким именно явлениям природы ему нужно обратиться), снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее.

Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы, представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих поколений. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания. В работе с детьми над пословицами и поговорками, необходимо опираться на принципы постепенности и последовательности усложнения материала. Сначала идет непосредственное знакомство с пословицами и поговорками, затем вместе с детьми пытаемся понять их смысл и назначение в речи, и только после этого переходим к выполнению различных творческих заданий, таких, как составление небольших рассказов по пословицам и рисование пословиц. Для закрепления материала можно использовать такие формы работы, как:

Игра-соревнование «Кто больше назовет пословиц».

Дидактическая игра: «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает.

Нарисуй пословицу (домашнее задание).

Каждый ребенок иллюстрирует свою пословицу. Показывает рисунок и называет пословицу. Все запоминают. Затем я показываю рисунки, а дети стараются вспомнить пословицы. Таким образом, постепенно образуется копилка рисованных детьми пословиц. Предложила детям сделать альбом из рисунков и записать туда уже известные им пословицы и поговорки. В настоящее время мы совместно работаем над созданием этого альбомом.

Очень важно, чтобы дети не только запоминали пословицы и поговорки, но и понимали их прямое и переносное значение и умели их применять в подходящей речевой ситуации.

Примеры некоторых пословиц в рассказах детей подготовительной к школе группы:

• У одного мальчика не было друзей. Ему было грустно и одиноко. Правильно говорят: «Человек без друзей, что дерево без корней»

• Маша увидела в магазине лото. Она попросила папу его купить. Папа купил лото и принес домой. Маша поиграла с ним, а убирать не захотела. Тогда папа сказал ей: «Любишь кататься, люби и саночки возить».

• Мой папа работает машинистом в метро. Когда я вырасту, я тоже буду водить поезда как папа, ведь яблочко от яблони недалеко падает.

Еще одним интересным жанром фольклора являются загадки. Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова. Кроме того, правильно подобранные загадки помогут усвоить грамматический и звуковой строй русской речи. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета.

Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию. Одним из таких упражнений является использование скороговорок и чистоговорок для выработки правильной, фонетической чистой речи.

Скороговорка и чистоговорки – трудно произносимая фраза (или несколько фраз) с часто встречающимися одинаковыми звуками. Они лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся чистому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.

Сказка это фантастический, вымышленный рассказ, о том чего не бывает. Она возникла раньше всех произведений устной и письменной литературы и существует у всех народов с незапамятных времен. Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.

Как отмечала Е.А. Флерина, литературное произведение и в частности сказка дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности

Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. По словам А.П. Усовой "словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности". Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития.

Литература:

1. А. П. Усова «Русское народное творчество детскому саду», М. «Просвещение» 1972г.

2. Н. Орлова «Использование пословиц и поговорок в работе с детьми» «Д\В» – 1984 № 4

3. Л. Павлова «Фольклор для маленьких» «Д\В» – 1990 № 4, 1990 № 7, 1990 № 12

4. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id

5. http://www.moi-detsad.ru/metod83.html

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад №161»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«МОТИВАЦИЯ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                 В ДОУ»

                                                                   

                                                                            Подготовила: воспитатель

Шмакова Елена Александровна

Г.Оренбург

Доклад

«Устное народное творчество в

речевом развитии детей»

Древние люди говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою страну, Родину, патриотизм?

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Ребёнок как можно раньше должен впитывать культуру своего народа через

- народный фольклор (потешки, пословицы, сказки),

- народные песни, музыкальные инструменты,

- умение найти и выделить русский народный костюм,

- знание народных игрушек и народных игр,

- произведения народного декоративного искусства,

- знание народных примет и особенностей быта и труда русских людей.

- знаний, чем питались и каким блюдам отдавали предпочтение русские люди,

- как отмечали праздники, какие обычаи соблюдали.

Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес к русской культуре.

Почему я решила заниматься этой работой. Потому, что развивая у детей представления о человеке, мы в первую очередь обращаемся к истории и культуре собственного народа.

Работая по данному направлению, я поставила перед собой задачи:

1. Приобщать детей к истокам народной культуры.

2. Расширять представления о народных и православных праздниках.

3. Знакомить детей с русскими хороводами, плясками.

4. Показать и рассказать о народном костюме.

5. Показать значение русского языка. Формировать желание использовать в речи потешки, поговорки.

6. Раасширять интерес к участию в народных праздниках.

7. Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен, частушек.

8. Продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа через сказки, пословицы и т.д.

9. Воспитывать патриотов.

Исходя из поставленных задач, я считаю наиболее эффективными следующие формы работы:

- Совместная творческая деятельность взрослого и ребёнка.

- Творческая деятельность воспитателя с подгруппой детей.

- Фронтальная: проведение развлечений и праздников.

Свою работу я организовала по нескольким этапам:

1. Создание соответствующей обстановки.

В Фойе нашего сада выделили и оборудовали место в виде уголка «русской избы». В уголке разместили предметы, которые часто упоминаются в русских сказках. Это русская печь, домотканые половички, самовар на столе, чугунки, расшитые полотенца, куклы - обереги и многое другое. Всё это пробуждает у ребёнка интерес, любознательность.

Все эти атрибуты часто используются для проведения праздников и развлечений в музыкальном зале.

2. Потешки, пальчиковые игры.

В устном народном творчестве хорошо сохранились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре и зле, правде, храбрости, трудолюбии.

Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Моя задача заключается в раскрытии духовных потенциалов произведений.

Я стараюсь довести его до ребёнка в доступной форме, расширяю словарный запас путём объяснения новых слов.

Знакомство с потешками начинается с рассматривания картинок. Сначала я даю возможность рассмотреть иллюстрацию, затем рассказываю о персонаже, объясняю незнакомые слова. Потом я вместе с детьми обыгрывала потешку. Малыши всей группой учились двигаться, говорить, как медведь, волк, лисичка, заяц.

Заинька, походи,

Серенький, походи,

Вот так, вот сяк походи.

Серенький подбодрись,

Вот так, вот сяк подбодрись.

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой,

Вот так, вот сяк, топни ножкой.

Заинька, попляши,

Серенький, попляши,

Вот так, вот сяк попляши.

Заинька, поклонись,

Серенький, поклонись,

Вот так, вот сяк, поклонись.

Например, при умывании используется потешка:

Водичка, водичка,

Умой моё личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Что б смеялся роток,

Что б кусался зубок.

В старших группах используются пальчиковые игры.

Этот пальчик – дедушка.

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик - я,

Это вся моя семья.

3. Загадки.

Именно в загадках сфокусированы наблюдения за характерными изменениями в природе, поведение животных, насекомых, птиц и многое другое.

Загадки полезное упражнение для детского ума. При отгадывании загадки, ребёнок разоблачает то, что хитро спрятано и скрыто. Загадки используются на занятиях, прогулках, индивидуальных беседах с детьми.

Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой,

Другой молодой,

Третий скачет,

А четвёртый плачет. (Времена года.)

По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь.)

 

Кто у постели больного сидит,

И как лечится, он всем говорит,

Кто болен – он капли предложит принять,

Тому, кто здоров, - разрешит погулять. (Доктор.)

Загадки требуют от ребёнка наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность.

4. Русские народные игры.

Игра имеет большое воспитательное и образовательное значение в жизни ребёнка. Широко внедряя народные игры, я привлекаю детей к мысли о таких понятиях, как дружба, добро, трудолюбие. «Жмурки», «У медведя во бору», «Гуси – лебеди», «Лиса и куры» , «Молчанка», «Воробушки», и др. В этих играх звучит художественное слово, позволяет ребёнку прикоснуться к духовному богатству народного творчества, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей. В народных играх проявляется смекалка, ловкость, чувство товарищества, любознательность, интерес.

5. Сказки.

Много внимания в каждой группе я уделяю русским народным сказкам. Это такие любимые и знакомые детям сказки «Репка», «Колобок», «Три медведя», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят» и много других. Сказка помогает разобраться, что такое хорошо, а что плохо, отличить добро и зло, расширить кругозор, фантазию, воображение, а также духовно- нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

Сказки лучше не читать, а рассказывать, глядя на детей. Дети должны видеть мимику, эмоции рассказчика. Это помогает детям понять смысл и содержание сказки. Для того, чтобы создать атмосферу сказки, достаточно накинуть шаль и сказать: - «Здравствуйте, я бабушка Сказочница!» Слушая, сказочный голос, дети легко запоминали сказку, а после с удовольствием пересказывали. Во время самостоятельной деятельности дети часто обыгрывают сказки, используя кукольный театр. На гимнастике прыгают, как зайчики, изображают походку хитрой лисы, косолапого медведя.

6. Пословицы, поговорки, считалки.

Пословицы используются в старших группах. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключённые в них очень легко запоминаются. «Семеро одного не ждут», «Поспешишь – людей насмешишь», «Труд человека кормит, лень портит», «Весна красна цветами – а осень плодами» и т.д.

Помогают в работе по воспитанию и считалки, которые используются в подвижных играх для установления очерёдности, для определения кому начинать игру.

Благодаря считалкам у детей развивается память и чувство ритма. Разучивая с детьми всевозможные считалки, тренируется память, чувство ритма
Считалки зачастую придумывают сами дети, и их изобретательность в этом безгранична. Часто используются также народные потешки и дразнилки или стихи.

Жаба прыгала, скакала,
Чуть в болото не упала.
Из болота вышел дед,
Двести восемьдесят лет.
Нес он травы и цветы.
Выходи из круга ты.

Бегал зайка по дороге,
Да устали сильно ноги.
Захотелось зайке спать,
Выходи, тебе искать.

Вышла мышка как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре,
Мышка дернула за гири.
Вдруг раздался сильный звон.
Выходи из круга вон.

7. Декоративно – прикладное творчество.

Приобщать детей к народному творчеству невозможно без таких занятий, как рисование, лепка, ручной труд. Познавая народные промыслы, дети с удовольствием расписывают дымковскую барышню, хохломские ложки, жостовские подносы. Данные занятия позволяют детям узнать об игрушках прошлого века, научиться их делать. А так же отметить, как умело люди мастерили и расписывали красивые и очень добрые по внешнему виду игрушки, которые радовали и детей и взрослых.

Рассматривая изделия прикладного искусства, мы любовались их красотой, сравнивали роспись разных видов, для того что бы дети могли использовать узоры в своих рисунках. В группе провела диагностику «Декоративно – прикладное творчество». У детей имеются необходимые умения и навыки, соответствующие их возрасту.

8. Развлечения и праздники.

Раскрытие личности в ребёнке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. А это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции посредством вхождения в годичный праздничный круг. Это помогает детям лучше ориентироваться во временных понятиях, понимать зависимость деятельности людей от природных условий, запоминать названия и понятия.

Фольклорные праздники – это наиболее яркое, интересное, красивое, весёлое, артистичное, коллективное, насыщенное яркими впечатлениями действие. Каждый ребёнок может принять участие в таком развлечении, ведь он будет участвовать в народных играх, песнях, плясках, отгадывать загадки.

Главным показателем успешности праздника является эмоциональная окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведения детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действием персонажа. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей.

В нашей группе уже стало хорошей традицией отмечать следующие праздники:

Рождество. На музыкальных занятиях дети разучивают рождественские колядки, на занятиях по изодеятельности и конструированию готовят рождественские подарки, педагоги устраивают детям представления и рассказывают им, что святки – это радостное событие, когда можно поделиться любовью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь.

Проводы зимы – Масленица с весёлыми шутками и прибаутками, играми со скоморохами, с пением закличек, с угощением детей блинами и сжиганием Масленицы.

В Вербное воскресенье ставим веточки вербы в вазу, делаем различные поделки с изображением вербы.

Праздник Пасха проходит с изготовлением атрибутов, росписью яиц и народными играми.

В Троицу украшаем берёзку, водим хороводы, поём песни, дарим рукодельные подарки.

В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам.

В работе с детьми я использую различные формы: занятия, экскурсии – путешествия в историю отдельных вещей и традиционного быта в целом (история самовара, утюга, сундука), целый ряд занятий построен в форме инсценировок – это «посиделки в светёлке», где дети становятся участниками событий, на которых не только веселились, но и работали.

Во время занятий старалась активизировать мыслительную деятельность детей методом сравнения (например, каким был утюг раньше и каким стал сейчас), вопросами, моделированием ситуаций (например, представьте, что вы попали в прошлое. Что бы вы делали? Чем занимались? Какую одежду носили? Во что играли?). Дети анализировали увиденное и услышанное, делали выводы, искали ответы в иллюстрациях, получали задания на дом (спросить у мамы, у бабушки, какие были у них игрушки и и сравнить со своими, выучить с мамой и папой пословицу, а с бабушкой частушку).

Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, я создаю соответствующую развивающую среду в группе детского сада. В интерьер группы включила картотеку с элементами русского декоративно – прикладного искусства: предметы утвари (горшки, ухват, кочерга, самовар и др.), мини – музей «Куклы наших бабушек», который постоянно пополняется с помощью родителей, различные виды театров.

Создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. Вместе с детьми изготовлены книжки – самоделки. В группе отведено место для театрализованной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов, шапочки для игр – драматизаций и инсценировок сказок, настольный и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе по сюжетам русских народных сказок «Курочка Ряба» «Теремок», «Гуси – лебеди», «Маша и медведь». В группе имеются дидактические и настольно – печатные игры «Подбери картинку», «Собери сказку», «Мои любимые сказки», «Ты чей, малыш?», «Из какой сказки герой?» и др.

Всю работу по развитию у дошкольников нравственных качеств я провожу вместе с родителями: сообщаю им о достижениях и проблемах детей, консультируюсь с ними, обучаю самих родителей приёмам и методам нравственного воспитания в семье.

Родителям даются рекомендации по проработке и прочтению сказки. Они вместе с ребёнком рисуют иллюстрацию к любимой сказке, учат ребёнка пересказывать, обсуждая смысл и эмоции, вызываемые ею. Ну а в детском саду мы устраиваем выставки «Любимая сказка» и «Домашняя библиотека».

Дети с большим удовольствием раскрашивают раскраски по русским народным сказкам.

Расширяя тематику праздников, вовлекаем в свою работу персонал дошкольного учреждения, родителей воспитанников. Большую помощь оказывает музыкальный руководитель, логопед. Только при совместной работе удаётся донести народную мудрость, доброту, юмор в доступной для детей форме.

Таким образом углублённая, комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры имеет положительные результат.

Своим достижением я считаю создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания. Я убедилась, что устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и духовно – нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.

От того, насколько наши дети будут доброжелательны, трудолюбивы, как будут сформированы в них привычки нравственного поведения , во многом зависит успешность ребёнка в жизни, становление его как личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию во второй младшей группе по теме: "Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста".

Цель моей работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные,коммуникативные способности детей на основе ...

"Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста"

В этой консультации идет повествование о том , как применяя русский пессенный фольклор, можно играть с ребенком и одновремменно развивая память, речь, мелкую моторику рук. Материал разработывался для ...

Консультация для воспитателей. "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста."

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, пословицы, поговорки). Овладение р...

Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста

В русском песенном фольклоре (песенки, колыбельные, пестушки, потешки) чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера,...

План по самообразованию педагога на 2020-2021 уч. год. Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога на 2020-2021 уч. год. Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста»...

Статья "Роль устного народного творчества в развитии речи дошкольного возраста"

РОДНЫЕ ЯЗЫКИ НАРОДОВ РОССИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ: БИЛИНГВАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА, СТРАТЕГИИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ   Материалы межрегионал...

"Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста".

План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год....