Конспект логопедического занятия на тему "Откуда пришел хлеб"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи на тему: «Откуда пришел хлеб». Для детей с ТНР 5-7 лет

 

Конспект занятия

 

 

Учитель-логопед МАДОУ «ДСКВ №35» п. Бугры

   Крушинская Э. Б.

 

Тема проекта: «Откуда пришел хлеб»

 

Тип: познавательно-исследовательский.

 

Сроки реализации проекта: краткосрочный (1 день)

Участники проекта: дети старшего возраста от 5 до 7 лет, учитель-логопед.

 Актуальность проекта: В мире существуют понятия, которые для людей никогда не теряют своей ценности, они незыблемы, речь идет о хлебе.

Человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни праздничные застолья. Хлеб – это символ благополучия и достатка!

В старину к хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку.

С детских лет необходимо учить  бережно относится к хлебу, как к самому большому богатству, чтобы  дети знали о труде людей, выращивающих хлеб, и относиться к хлебу бережно.

 

Программное содержание:

Цель: формировать представления  детей, о том  какими усилиями взрослых хлеб появляется у нас на столе, и способствовать воспитанию бережного отношения к хлебу.

Образовательные задачи:

  • формирование представлений о труде хлеборобов, о важности их труда,
  • расширять представления о хлебобулочных изделиях,
  • учить детей рассуждать,
  • совершенствование навыков рассматривании картины, формирование целостного представления об изображенном на ней.

Развивающие задачи:

  • развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний,
  • развивать у детей образное мышление. Фантазию, творческие способности,
  • развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях.

Грамматический строй речи:

 

  • Развитие мелкой моторики и согласование речи с движением.
  • Развитие мелкой моторики, ловкости, тактильной чувствительности.
  • Образование относительных прилагательных
  • Развитие речевого слуха.
  • Совершенствование навыка звукового анализа слов.

 

Воспитательные задачи:

  • воспитывать чувства дружбы и коллективизма,
  • воспитывать культуру речи, взаимовыручку, дружеских отношений.

 

 

 

Организационный момент:

Логопед приглашает детей в кабинет, дети становятся в круг друзей и произносят приветствие (речь с движением)

Здравствуй небо голубое,                        поднимают правую руку

Здравствуй солнце золотое,                    поднимают левую руку

Здравствуй вольный ветерок,                 покачивают руками

Здравствуй маленький дубок!                садятся на корточки, руки перед собой

Здравствуй утро,                                      встают и подают вперед правую руку

Здравствуй день!                                      подают вперед левую руку

Нам здороваться не лень!!!                     Прижимают обе руки к груди.

Введение:

Логопед приглашает детей к столу, на котором стоит поднос с игрушечными хлебобулочными изделиями.

 Логопед:
Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.    (Я.Аким)

-Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о хлебе и людях, которые растят хлеб и пекут для нас с вами вот такие изделия. Что вы видите на подносе?

- Игрушечные хлебобулочные изделия.

- Каждый из вас может взять по одной игрушке и назвать хлебобулочное изделие, и определите первый звук в названии. Дайте, пожалуйста, характеристику  звукам.

После пройдите к стулу и займите свое место.

Примерные ответы детей:

- Хлеб. Первый звук Х, он глухой твердый согласный.

- Батон. Первый звук Б, от звонкий твердый согласный и т.д. (Ватрушка, рулет, пирожное, пирожок, кекс, круассан)

Логопед:

- Очень хорошо. Вы правильно определили первые звуки в словах и хорошо рассказали о звуках.

Введение в проблему: Сегодня утром я повстречала Ежика и рассказала ему о том, какое занятие я для вас приготовила. И оказалось, что он совершено ничего не знает о хлебе. Ребята давайте поможем ежику и расскажем ему  и возможно вместе с ним узнаем что-то новое?

Я посажу ежика рядом с вами, и он будет тихонько слушать и учиться!

Хорошо?

Логопед помещает на доску картину  «Золотая рожь»

Сейчас я прочитаю вам рассказ о хлебе, слушайте внимательно.

 

Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев в нем видимо-невидимо. И все немного усатые. Надя спросила:

-Бабушка, а что тут растет?

-Хлеб, внученька.

-Хлеб? А булки?

-И булки здесь, внученька.

-А баранки?

-И баранки, здесь.

-А пряники?

-И пряники здесь.

Надя смотрит на усатые колосья, хочет угадать: где хлеб, где булки, а где пряники.

- Вот  такой рассказ. А вы поняли, что растет в поле?

(рожь, пшеница)

-Что люди делают, когда рожь и пшеница созреют?

(убирают их с поля)

-Верно! Посмотрите на картину. Хлеборобы начали убирать рожь с полей. Какую технику вы видите на переднем плане?

( Большой красный комбайн и голубой самосвал)

-Расскажите, что делает комбайн.

(Комбайн убирает рожь и сыплет зерно в кузов самосвала)

-Кого мы видим за штурвалом комбайна?

(в кабине мы видим комбайнера)

-Правильно. Комбайнер управляет большой и сильной машиной. У него интересная и трудная работа. Какую технику вы видите на поле вдалеке?

(Еще один комбайн)

- Чтобы убрать урожай быстро, в поле вышло много комбайнов. 

- А теперь скажите, понравилась ли вам картина и почему?

(ответы детей)

 

-А куда же потом везут зерно?

(на мельницу)

- А вы когда-нибудь видели настоящие зерна?

Я вам принесла зерна кукурузы и овса, только пока несла все перемешала. Я вам предлагаю провести соревнование. Вы должны на скорость разложить в разные стаканчики зерна кукурузы и овса. Кто скорее? Начнете выполнять задания на счет «три».

Дидактическая игра «Кто скорее?»

Цель: Развитие мелкой моторики, ловкости, тактильной чувствительности. Материалы: поднос с зернами кукурузы и овса и по два маленьких стаканчика.

 

- А что сделают с зерном на мельнице?

(сделают муку)

Давайте поиграем!? Выходите из-за стола, вставайте как удобно!

Я буду кидать каждому из вас мячик и буду спрашивать какая мука?

Дидактическая игра с мячом «Какая мука?»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи – образование относительных прилагательных.

Мука из ржи - какая? Ржаная

Мука из овса - какая? Овсяная

Мука из ячменя – какая? Ячменная

Мука из кукурузы – какая? Кукурузная

Мука из пшена - какая? Пшенная

Отлично! Вы правильно образовали слова.

Логопед приглашает детей на ковер.

-Когда муку привезут в пекарню, что с ней делают?

( из муки тесто)

- А потом?

( из теста пекут хлеб, булку, пряники, бублики)

-А как называется магазин в котором продают хлебобулочные изделия?

(Булочная)

 

А теперь сыграем в игру, которая называется «Чего не купишь в булочной?».

Дидактическая игра «Чего не купишь в булочной?»

Цель: Развитие речевого слуха. Совершенствование грамматического строя речи.

 

Я перечисляю продукты, а вы отгадываете, чего не купишь в булочной.

Хлеб, бублики, сметана, булочки.

- в булочной не купишь сметану.

Батон, сухари, рыба, печенье.

- в булочной не купишь рыбу.

Ватрушка, пирожное, сушки, колбаса.

- в булочной не купишь колбасу.

Кекс, пирог, творог, крекер.

- в булочной не купишь творог.

 

А теперь я предлагаю образовать слова одной семейки от слова ХЛЕБ.

Игра «Слова одной семейки»

Цель: Образование однокорреных слов.

- как ласково назвать хлеб? Хлебушек.

-как назвать магазин, где продается хлеб? Хлебный.

-как называется ящик для хранения хлеба? Хлебница.

-как называют гостеприимного человека? Хлебосольный.

 

Молодцы! Очень хорошо!

- Теперь я предлагаю вам устроить пикник для нашего Ежика.

Логопед выносит поднос с посудой, приборами и игрушечными хлебобулочными изделиями, скатерть. Дети накрывают на ковре пикник.

 

 

 

 

-  И последняя игра

Дидактическая игра «В гостях у Федоры».

 Цель: Развитие зрительного внимания и восприятия. Совершенствование грамматического строя речи.

Перед детьми поднос накрытый полотенцем. На подносе самовар, чашка и блюдце, игрушечные хлебобулочные изделия.

 

-Ребята, послушайте пожалуйста текст:

А на белой табуреточке,

Да  на вышитой салфеточке

Самовар стоит,

Словно жар горит

И пыхтит,

На Федору поглядывает:

«Я Федорушку прощаю,

Сладким чаем угощаю.

Кушай, кушай

Федора Егоровна!»

- Из какой сказки? А кто написал? Молодцы!

Федору посуда простила и решила чаем напоить.

Представьте, что мы с вами тоже пришли к Федоре на чай. Посмотрите внимательно на угощение, которое приготовила для нас Федора, а потом закройте глаза.

 -Чего не стало?

-Не стало ватрушки, чашки, самовара, пирожка, пирожного

- Чего не было раньше?

-Раньше не было сушек, пирога, рогалика.

 

Рефлексия с последующей постановкой проблемы:

Обсуждаем с детьми, что понравилось.

- Ребята, вы сегодня все были большие молодцы!!!

Справились со всеми играми и заданиями!

- Что понравилось больше всего? Может быть, было то, что не понравилось и почему?

А все ли получилось? Что вы можете сегодня вечером рассказать своим папам и мамам о хлебе?

-Как вы думаете, Ежик теперь все знает о хлебе?

- Сегодня мы узнали, какой трудный путь проходит хлеб, прежде чем оказаться у нас на столе. Хлеб нужен людям, чтобы быть сильными, здоровыми. Хлеб надо беречь. Доедать до последней крошечки. В старину люди говорили: «В последней крошечке вся сила!». Его нельзя выбрасывать, оставшиеся кусочки можно отдать животным и птицам.

Ежик благодарит детей за помощь и обещает еще придти в гости.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №35» п. Бугры

(МАДОУ «ДСКВ №35» п. Бугры)

Методическая разработка

Конспект занятия

по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи на тему: «Откуда пришел хлеб»

Для детей с ТНР 5-7 лет

                                                Выполнил: Крушинская Э.Б.,

                                                                  Учитель-логопед

Ленинградская область,

п. Бугры.

2022г.

Конспект занятия

 

Учитель-логопед МАДОУ «ДСКВ №35» п. Бугры

   Крушинская Э. Б.

Тема проекта: «Откуда пришел хлеб»

Тип: познавательно-исследовательский.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (1 день)

Участники проекта: дети старшего возраста от 5 до 7 лет, учитель-логопед. 

 Актуальность проекта: В мире существуют понятия, которые для людей никогда не теряют своей ценности, они незыблемы, речь идет о хлебе.

Человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни праздничные застолья. Хлеб – это символ благополучия и достатка!

В старину к хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку.

С детских лет необходимо учить  бережно относится к хлебу, как к самому большому богатству, чтобы  дети знали о труде людей, выращивающих хлеб, и относиться к хлебу бережно.

Программное содержание:

Цель: формировать представления  детей, о том  какими усилиями взрослых хлеб появляется у нас на столе, и способствовать воспитанию бережного отношения к хлебу.

Образовательные задачи:

  • формирование представлений о труде хлеборобов, о важности их труда,
  • расширять представления о хлебобулочных изделиях,
  • учить детей рассуждать,
  • совершенствование навыков рассматривании картины, формирование целостного представления об изображенном на ней.

Развивающие задачи:

  • развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний,
  • развивать у детей образное мышление. Фантазию, творческие способности,
  • развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях.

Грамматический строй речи:

  • Развитие мелкой моторики и согласование речи с движением.
  • Развитие мелкой моторики, ловкости, тактильной чувствительности.
  • Образование относительных прилагательных
  • Развитие речевого слуха.
  • Совершенствование навыка звукового анализа слов.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать чувства дружбы и коллективизма,
  • воспитывать культуру речи, взаимовыручку, дружеских отношений.

Организационный момент:

Логопед приглашает детей в кабинет, дети становятся в круг друзей и произносят приветствие (речь с движением)

Здравствуй небо голубое,                        поднимают правую руку

Здравствуй солнце золотое,                    поднимают левую руку

Здравствуй вольный ветерок,                 покачивают руками

Здравствуй маленький дубок!                садятся на корточки, руки перед собой

Здравствуй утро,                                      встают и подают вперед правую руку

Здравствуй день!                                      подают вперед левую руку

Нам здороваться не лень!!!                     Прижимают обе руки к груди.

Введение:

Логопед приглашает детей к столу, на котором стоит поднос с игрушечными хлебобулочными изделиями.

 Логопед:
Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.    (Я.Аким)

-Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о хлебе и людях, которые растят хлеб и пекут для нас с вами вот такие изделия. Что вы видите на подносе?

- Игрушечные хлебобулочные изделия.

- Каждый из вас может взять по одной игрушке и назвать хлебобулочное изделие, и определите первый звук в названии. Дайте, пожалуйста, характеристику  звукам.

После пройдите к стулу и займите свое место.

Примерные ответы детей:

- Хлеб. Первый звук Х, он глухой твердый согласный.

- Батон. Первый звук Б, от звонкий твердый согласный и т.д. (Ватрушка, рулет, пирожное, пирожок, кекс, круассан)

Логопед:

- Очень хорошо. Вы правильно определили первые звуки в словах и хорошо рассказали о звуках.

Введение в проблему: Сегодня утром я повстречала Ежика и рассказала ему о том, какое занятие я для вас приготовила. И оказалось, что он совершено ничего не знает о хлебе. Ребята давайте поможем ежику и расскажем ему  и возможно вместе с ним узнаем что-то новое?

Я посажу ежика рядом с вами, и он будет тихонько слушать и учиться!

Хорошо?

Логопед помещает на доску картину  «Золотая рожь»

Сейчас я прочитаю вам рассказ о хлебе, слушайте внимательно.

Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев в нем видимо-невидимо. И все немного усатые. Надя спросила:

-Бабушка, а что тут растет?

-Хлеб, внученька.

-Хлеб? А булки?

-И булки здесь, внученька.

-А баранки?

-И баранки, здесь.

-А пряники?

-И пряники здесь.

Надя смотрит на усатые колосья, хочет угадать: где хлеб, где булки, а где пряники.

- Вот  такой рассказ. А вы поняли, что растет в поле?

(рожь, пшеница)

-Что люди делают, когда рожь и пшеница созреют?

(убирают их с поля)

-Верно! Посмотрите на картину. Хлеборобы начали убирать рожь с полей. Какую технику вы видите на переднем плане?

( Большой красный комбайн и голубой самосвал)

-Расскажите, что делает комбайн.

(Комбайн убирает рожь и сыплет зерно в кузов самосвала)

-Кого мы видим за штурвалом комбайна?

(в кабине мы видим комбайнера)

-Правильно. Комбайнер управляет большой и сильной машиной. У него интересная и трудная работа. Какую технику вы видите на поле вдалеке?

(Еще один комбайн)

- Чтобы убрать урожай быстро, в поле вышло много комбайнов.  

- А теперь скажите, понравилась ли вам картина и почему?

(ответы детей)

-А куда же потом везут зерно?

(на мельницу) 

- А вы когда-нибудь видели настоящие зерна?

Я вам принесла зерна кукурузы и овса, только пока несла все перемешала. Я вам предлагаю провести соревнование. Вы должны на скорость разложить в разные стаканчики зерна кукурузы и овса. Кто скорее? Начнете выполнять задания на счет «три».

Дидактическая игра «Кто скорее?»

Цель: Развитие мелкой моторики, ловкости, тактильной чувствительности. Материалы: поднос с зернами кукурузы и овса и по два маленьких стаканчика.

- А что сделают с зерном на мельнице?

(сделают муку)

Давайте поиграем!? Выходите из-за стола, вставайте как удобно!

Я буду кидать каждому из вас мячик и буду спрашивать какая мука?

Дидактическая игра с мячом «Какая мука?»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи – образование относительных прилагательных.

Мука из ржи - какая? Ржаная

Мука из овса - какая? Овсяная

Мука из ячменя – какая? Ячменная

Мука из кукурузы – какая? Кукурузная

Мука из пшена - какая? Пшенная

Отлично! Вы правильно образовали слова.

Логопед приглашает детей на ковер.

-Когда муку привезут в пекарню, что с ней делают?

( из муки тесто)

- А потом?

( из теста пекут хлеб, булку, пряники, бублики)

-А как называется магазин в котором продают хлебобулочные изделия?

(Булочная)

А теперь сыграем в игру, которая называется «Чего не купишь в булочной?».

Дидактическая игра «Чего не купишь в булочной?»

Цель: Развитие речевого слуха. Совершенствование грамматического строя речи.

Я перечисляю продукты, а вы отгадываете, чего не купишь в булочной.

Хлеб, бублики, сметана, булочки.

- в булочной не купишь сметану.

Батон, сухари, рыба, печенье.

- в булочной не купишь рыбу.

Ватрушка, пирожное, сушки, колбаса.

- в булочной не купишь колбасу.

Кекс, пирог, творог, крекер.

- в булочной не купишь творог.

А теперь я предлагаю образовать слова одной семейки от слова ХЛЕБ.

Игра «Слова одной семейки»

Цель: Образование однокорреных слов.

- как ласково назвать хлеб? Хлебушек.

-как назвать магазин, где продается хлеб? Хлебный.

-как называется ящик для хранения хлеба? Хлебница.

-как называют гостеприимного человека? Хлебосольный.

Молодцы! Очень хорошо!

- Теперь я предлагаю вам устроить пикник для нашего Ежика.

Логопед выносит поднос с посудой, приборами и игрушечными хлебобулочными изделиями, скатерть. Дети накрывают на ковре пикник.

-  И последняя игра

Дидактическая игра «В гостях у Федоры».

 Цель: Развитие зрительного внимания и восприятия. Совершенствование грамматического строя речи.

Перед детьми поднос накрытый полотенцем. На подносе самовар, чашка и блюдце, игрушечные хлебобулочные изделия.

-Ребята, послушайте пожалуйста текст:

А на белой табуреточке,

Да  на вышитой салфеточке

Самовар стоит,

Словно жар горит

И пыхтит,

На Федору поглядывает:

«Я Федорушку прощаю,

Сладким чаем угощаю.

Кушай, кушай

Федора Егоровна!»

- Из какой сказки? А кто написал? Молодцы!

Федору посуда простила и решила чаем напоить.

Представьте, что мы с вами тоже пришли к Федоре на чай. Посмотрите внимательно на угощение, которое приготовила для нас Федора, а потом закройте глаза.

 -Чего не стало?

-Не стало ватрушки, чашки, самовара, пирожка, пирожного

- Чего не было раньше?

-Раньше не было сушек, пирога, рогалика.

Рефлексия с последующей постановкой проблемы:

Обсуждаем с детьми, что понравилось.

- Ребята, вы сегодня все были большие молодцы!!!

Справились со всеми играми и заданиями!

- Что понравилось больше всего? Может быть, было то, что не понравилось и почему?

А все ли получилось? Что вы можете сегодня вечером рассказать своим папам и мамам о хлебе?

-Как вы думаете, Ежик теперь все знает о хлебе?

- Сегодня мы узнали, какой трудный путь проходит хлеб, прежде чем оказаться у нас на столе. Хлеб нужен людям, чтобы быть сильными, здоровыми. Хлеб надо беречь. Доедать до последней крошечки. В старину люди говорили: «В последней крошечке вся сила!». Его нельзя выбрасывать, оставшиеся кусочки можно отдать животным и птицам.

Ежик благодарит детей за помощь и обещает еще придти в гости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект логопедического занятия "Хлеб. Кубань - житница России".

Занятие подготовлено для детей-логопатов, в нём раскрывается заявленная тема и даются грамматические задания. Применение регионального компонента дополняет и помогает глубже понять значение хлеба для ...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительные группы на тему: «Откуда хлеб пришёл»

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительные группы на тему: «Откуда хлеб пришёл»...

Конспект организованной образовательная деятельности «Откуда пришел хлеб?» по тестопластике во 2 младшей группе №8

Конспект организованной  образовательная деятельностипо тестопластике  во 2 младшей группе...

Конспект интегрированного логопедического занятия старшая группа «Откуда хлеб пришел».

-Закрепление и расширение знаний детей о профессиях и технике по теме;-образование существительных во множественном числе родит. падежа; родственных, сложных слов.-закрепление навыков словообразования...

План-конспект логопедического занятия "Откуда хлеб пришел?"

З Закрепление знаний о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве. Воспитание у детей бережного отношения к хлебу, уважение к людям, которые его выращивают....