Занятие для детей старшего возраста по развитию речи "Зимние приключения"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Клапанюк Сильвия Павловна

Коррекционно – образовательные: Формировать представлений о зиме, ознакомление с существенными признаками зимы. Расширение, уточнение и активизация словаря по лексической теме «Зима». Учить подбору прилагательных к существительному, употреблению слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами; упражнять в употреблении имен существительных в родительном падеже. Закрепление умения образованию слов- антонимов; составление предложений с союзом «а». Учить употреблению приставочных глаголов.

2.Коррекционно – развивающие: Развивать   речевое дыхание и силу голоса; логическое мышление, связную речь,  координацию  речи с движением; мелкую моторику.

3.Коррекционно – воспитательные: Формирование  положительной установки на участии в НОД. Воспитание внимательного, бережного отношения к природе и диким зверям. Формирование интереса к живой природе, навыков сотрудничества, доброжелательности, ответственности, инициативности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zima.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект: занятия по развитию речи

Для детей 5-6 лет
На тему: «Зимние приключение».

  • Цель: Закрепить знания детей о признаках зимы, познакомить с различными зимними забавами.
  • Задачи

1.Коррекционно – образовательные: Формировать представлений о зиме, ознакомление с существенными признаками зимы. Расширение, уточнение и активизация словаря по лексической теме «Зима». Учить подбору прилагательных к существительному, употреблению слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами; упражнять в употреблении имен существительных в родительном падеже. Закрепление умения образованию слов- антонимов; составление предложений с союзом «а». Учить употреблению приставочных глаголов.

2.Коррекционно – развивающие: Развивать   речевое дыхание и силу голоса; логическое мышление, связную речь,  координацию  речи с движением; мелкую моторику.

3.Коррекционно – воспитательные: Формирование  положительной установки на участии в НОД. Воспитание внимательного, бережного отношения к природе и диким зверям. Формирование интереса к живой природе, навыков сотрудничества, доброжелательности, ответственности, инициативности.

Словарная работа: Ввести в активный словарь детей слова: искрящийся, снегопад, суровый, студеная.

Методы и приёмы: игровой, словесный (беседа), наглядный, практический.

Оборудование: Костюм медведя, костюм Зимы, , ноутбук,

7 «пеньков» наборное полотно, картинки с изображением зимы, зимних развлечений, картинки с изображения снеговика, снежинки из тонкой белой бумаги,  мольберт,  три елочки, берлога  для медведя, снежинки, снежный ком, клей, цветной картон с изображения снеговика

Предварительная работа: Беседа о зиме, загадки о зиме, наблюдение, заучивание пословиц и поговорок о зиме.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Воспитатель: ребята, сегодня у нас необычный день, к нам на занятие пришло много гостей, давайте их поприветствуем. (Дети здороваются)                                                                                        

А теперь возьмитесь за руки:        

С голубого ручейка,

Начинается река,

А занятие начинается с улыбки. (Друг другу улыбаются)

Воспитатель: ребята, у меня для вас есть загадка. Внимательно послушайте и постарайтесь ее отгадать.

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла... (зима)

  1. Введение в тему.

- Правильно, зима. Наступила долгожданная, снежная Зимушка зима.

3. Сообщение темы.

- Ребята, я предлагаю вам отправиться в зимний лес. Для этого мы должны произнести волшебные слова.

Вокруг себя обернись, в зимнем лесу очутись». (Дети произносят слова).

4. Основная часть.

- Вот мы и оказались в зимнем волшебном лесу. Как здесь сказочно, тихо и спокойно.

А) Упражнение со снежинкой (развитие речевого дыхания)

-Ребята, я предлагаю вам устроить свой снегопад. Возьмите снежинки, положите их себе на ладонь и плавно подуем на нее. Набираем воздух носом и через рот выдыхаем. Помните, что щеки надувать нельзя.

Б) Упражнение на развитие речевого дыхания и силы голоса.

Старая, седая, с ледяной клюкой,

Вьюга ковыляет Бабой Ягой

Вьюга воет: уууууууууууууууу (с усилением звука)

Застонал лес от вьюги: «Мммммм» (тихо, с высоким голосом)

Тяжело стонут дубы (Мммммммммммм) (громко, низким голосом)

Шумят ели: вввввввввв

Стихает вьюга: Фффффффф

Ой, что это за сугроб? Это медвежья берлога. Подойдем к ней поближе?

Медведь просыпается, протирает глаза, потягивается.

Медведь: Ой, что это? Кто вы?

Педагог: Здравствуй, медведь. Это мы, ребята, с группы «Белочка».

Медведь: Почему все белым-бело? Где же ягоды? Где грибы? Почему не поют птицы? Тишина.

Педагог: Ребята, а ведь медведь и правда не знает, почему все белым-бело, почему не поют птицы, почему нет ягод и грибов? Скажите, почему он ничего не знает? (Потому что медведи никогда не встречали зиму. Потому что зимой медведи спят и просыпаются только весной)

Педагог: Расскажем медведю о зиме? (Да, конечно, расскажем)

В) Упражнение «Подбор прилагательных»

Зима (какая?) – холодная, морозная, белоснежная, злая, веселая, студеная.

Снег (какой?) – белый, холодный, пушистый, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий.

Небо (какое?) – низкое, хмурое, серое, темное, тяжелое, пасмурное.

День (какой?) — морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный.

Педагог: Ну, что, медведь, теперь ты понял, что такое Зима и какой она бывает?

Медведь: Понял, что зимой очень тихо и скучно.

Педагог:ничего ты, медведь, не понял. Мы очень любим зиму и поэтому называем ее ласково

Г) Игра «Назови ласково» Проводит медведь с ребятами.Игра со снежным комом.

Медведь: А я сейчас проверю как вы любите зиму. Вставайте в круг. Я буду кидать вам снежный ком и называть слово, вы будете называть это слово ласково и кидать мне мяч обратно.

Зима-зимушка

Снег-снежок

Гора-горка

Сугроб-сугробик

Снежинка-снежиночка

Снеговик – снеговичок

Холод-холодок

Ветер-ветерок

Д) Игра «Наоборот» сидя на «пеньках».

Педагог: Посмотрите в зимнем лесу и пеньки есть, давайте сядем на них, и ты Медведь садись вместе с нами.

Медведь: Все равно, летом лучше.

Летом жарко, а зимой … холодно.

Летом идет дождь, а зимой… идет снег.

Летом небо ясное, а зимой… пасмурное.

Летом дни длинные, а зимой… короткие.

Летом ночи светлые, а зимой… темные.

Летом деревья зеленые, азимой… деревья белые.

Летом катаются на велосипедах, самокатах, а зимой… катаются на санках.

Е) Упражнение «Есть ли…?» (Работа с картинками)

Воспитатель: Зимой очень весело. Мы знаем очень много зимних забав. (Дети и взрослые катаются на санках, лыжах, коньках. Зимой можно играть в снежки, строить снежные крепости.) Педагог показывает картинку с изображением санок, коньков, лыж, клюшки, шайбы, лопатки и выставляет их на доску.

У меня есть санки. Медведь: У меня нет санок.

У меня есть коньки. (У меня нет коньков.)

У меня есть лыжи. (У меня нет лыж.)

У меня есть клюшка. (У меня нет клюшки.)

У меня есть шайба. (У меня нет шайбы.)

У меня есть лопатка. (У меня нет лопатки.)

Ж) Упражнение «Приставочные глаголы» (Работа на магнитной доске)

Воспитатель: а сейчас мы тебя научим как весело можно кататься на санках.

Подъехал к горке на лыжах.

Заехал на горку на лыжах.

Съехал с горки на лыжах.

Отъехал с горки на лыжах.

Е) Динамическая пауза «Снеговик»

Воспитатель: Ребята, поиграем в игру «Снеговик»? Вставай, Медведь, с нами в круг и выполняй за нами движения.

Давай дружок, смелей в кружок,

Кати по снегу свой снежок.

Дети становятся в круг, идут друг за другом, изображая перед собой снежок.

Он превратиться в толстый ком

Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком.

И станет ком снеговиком

Рисуют снеговика из трех кругов разного размера

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Показывают руками на лице улыбку, показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу.

 Ж) Художественно-продуктивная деятельность.

Медведь: А кто такой снеговик?

Воспитатель: Сейчас покажем. Садитесь за стол. У вас на столах лежат листочки с изображением снеговиков.

Ой, ребята, посмотрите, что-то случилось с нашими снеговиками. Куда –то исчезли детали от наших снеговиков. Посмотрите внимательно, каких деталей не хватает и давайте доклеим детали, которые исчезли. Молодцы.

Ребята, снеговики, мы возьмем с собой домой, а ты Мишенька, иди спать в берлогу, потому-что зима только началась, и она очень длинная, а мы с ребятами отправимся обратно в детский сад.

-А сейчас встали все в круг и скажем волшебные слова:

«Вокруг себя обернись, и в детском саду очутись». (Дети произносят слова).

5. Итог образовательной деятельности.

Вот мы и оказались в детском саду. Вам понравилось наше путешествие?

- Что вам понравилось больше всего?

- Я предлагаю вам дома рассказать о нашем путешествии и нарисовать то, что понравилось больше всего. А завтра, принесите свои рисунки в детский сад, и мы сделаем книгу, в которой расскажем о нашем путешествии в зимний лес, а назовем ее «Волшебная книга зимы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий новогоднего праздника для детей старшего возраста «Проделки Нехочухи или приключения Деда Мороза»

Сценарий новогоднего праздника для детей старшего дошкольного возраста "Проделки Нехочухи или приключения Деда Мороза" ( весёлый, забавный, новый)...

Занятие с детьми старшего возраста на развитие познавательной и эмоциональной сфер детей 5 лет

Тема: «Развитие памяти» Задачи:     развитие слуховой и зрительной памяти;     развитие общей и мелкой моторики;     развитие ком...

Конспект занятия для детей старшего возраста по познавательному развитию на тему: "Поиск воздуха"

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экперементирования с предметами и в виде вербального исследования воп...

Занятие для детей старшего возраста по развитию речи "Путешествие на север"

Занятие по ознакомлению с окружающим -  закрепление знаний о жизни людей на крайнем севере....

Занятие по развитию речи для детей старшего возраста логопедической группы Тема «Приключения в подводном мире»

    Занятие по развитию речи для детей старшего возраста логопедической группыТема «Приключения в подводном мире»Образовательные задачи: Расширять и углублять знания детей...

Конспект занятия для детей раннего возраста (2-3 года) "Приключения Колобка"

Конспект комплексного занятия для детей 2-3 лет."ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОЛОБКА"  Цель:Стимулировать детей к поддержанию короткого диалога; развивать зрительное и слуховое внимание; упражнять...

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшего возраста на тему: «Осеннее приключение»

Цель: воспитание у детей интереса к занятиям физической культурой, способствовать гармоничному физическому развитию. Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития.Задачи:Образо...