Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе с детьми с ТНР Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Мы дежурим».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по сюжетной картине «Мы дежурим».
Учить составлять рассказ по сюжетной картине «Мы дежурим». Совершенствовать навыки детей построению предложений в ответах на вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_razvitiyu_rechi_starshaya_gruppa_my_dezhurim.doc | 365 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №8 г.Коркино
Конспект НОД по развитию речи
в старшей логопедической группе с детьми с ТНР
Тема: Составление рассказа
по сюжетной картине «Мы дежурим».
Составила: Гладкина М.А.
2021г.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Составление рассказа по сюжетной картине «Мы дежурим».
Образовательные задачи:
Учить составлять рассказ по сюжетной картине «Мы дежурим». Совершенствовать
навыки детей построению предложений в ответах на вопросы.
Развивающие задачи:
Расширять, уточнять и активизировать словарь детей по теме «Посуда».
Развивать навыки речевого общения, связной речи, речевого слуха, фонематических представлений, мышления, тонкой моторики, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность, инициативность, активность детей на занятии.
Оборудование: Картина О.Р.Гофман «Мы дежурим».
Конверт с письмом и заданиями.
Дидактическая игра «Собери посуду»
Предварительная работа: Рассматривание посуды и беседа о ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит, материалах, из которых она сделана; формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда.
Проведение сюжетно-ролевой игры «Угостим кукол чаем». Разучивание физминутки «Чайник» и пальчиковой игры «Мы посуду перемыли».
Ход занятия.
Организационный момент.
Дети заходят в группу. Воспитатель приветствует детей.
В.- ребята, давайте поприветствуем друг друга.
Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!»
Зашагали ножки шагают по группе
Прямо по дорожке
Повстречали друга находят друга, берут за руки, встают лицом друг к другу
Маленькие ножки
-Здравствуй, здравствуй, милый друг, здороваются правой рукой
Посмотри ка ты вокруг, разводят руками в стороны
Мне ты улыбнись, улыбаются друг другу
Головкой поклонись. кланяются друг другу
Дети присаживаются на стульчики полукругом (напротив телевизора).
В.- Ребята, я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте.
Жила – была посуда: Чайник, чашка и блюдо,
Ножик, вилка и ложка, кастрюля и поварешка.
Посуда дружила с едой, посуда дружила с водой
И с человеком дружила, его она вкусно кормила.
В.- О чем говорится в стихотворении? (О посуде)
Мы сегодня на занятии будем с вами говорить о посуде.
Сегодня я для вас приготовила сюжетную картину по которой мы с вами будем составлять рассказ. Посмотрите на экран.
(Картина появляется и сразу исчезает)
В.- Ребята, что такое? Куда исчезла наша картина? Что же случилось? Может ее кто нибудь заколдовал? Как вы думаете, ребята, кто это мог сделать? (Ответы детей).
(Стук в дверь. Приносят письмо).
В.- Ребята, от кого это пришло письмо? Давайте откроем и прочитаем.
«Здравствуйте, ребята. Ваша картина заколдована. Чтоб ее расколдовать, надо выполнить задания. Если выполните правильно, колдовство исчезнет, и вы увидите картину. Волшебник»
В.- Ребята, будем выполнять задания? (Да).
Воспитатель достает задания из конверта.
1 задание
В.- Ребята, а вы знаете, как правильно использовать посуду? (Да)
Хорошо, тогда отвечайте на мои вопросы:
- Буду суп я варить – воду мне куда налить? (В кастрюлю)
- Где поджарю я лучок? (На сковороде)
- Чем нарежу кабачок? (Ножом)
- Вот и суп успел сварить, куда же мне его налить? (В глубокую тарелку)
- Захотел чайку попить, куда водички мне налить? (В чайник)
- Куда мне сахар положить? (В сахарницу)
- Из чего чайку попить? (Из чашки)
В.- Молодцы, ребята. Все правильно назвали. Посмотрите на экран, одна часть картины уже открылась. Значит, вы справились с заданием.
2 задание
В.- Ребята, назовите лишнее слово:
- Чашка, блюдце, сахарница, кастрюля.
(Кастрюля потому, что в ней варят еду, а все остальное чайная посуда)
- Глубокая тарелка, стакан, кружка, чашка.
(Глубокая тарелка потому, что из нее едят суп, а из всего остального пьют)
В.- Молодцы, ребята. И с этим заданием вы справились. Посмотрите на экран, вторая часть картины открылась.
3 задание
В.- Ребята, назовите по описанию предмет посуды:
У этой посуды есть крышка, стенки, две ручки, дно. Что это? (Кастрюля)
В.- Ребята, посмотрите, вся картина открылась. Вы справились со всеми заданиями.
Молодцы. И злой волшебник стал добрым и прислал нам посылку с настоящей картиной.
А сейчас мы немного отдохнем, физ.минутку проведем.
Физминутка.
Вот большой стеклянный чайник, Очень важный, как начальник. | Дети «надувают» живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик. |
Вот фарфоровые чашки, Очень хрупкие, бедняжки. | Приседают, одна рука на поясе.
|
Вот фарфоровые блюдца, Только стукни - разобьются. | Кружатся, рисуя руками круг.
|
Вот серебряные ложки, Голова на тонкой ножке | Потягиваются, руки вверх, сомкнуть над головой, |
Вот пластмассовый поднос- Он посуду нам принёс. | делают большой круг. |
В.- Ребята, давайте рассмотрим картину.
Обратите внимание на правую часть картины
В.- Кого мы видим на картине в правой части? (Детей, девочку и мальчика)
В.- Что они делают? (Они дежурят)
В.- Как вы догадались, что они дежурные? (Они надели фартук и накрывают на стол)
В.- Какую посуду мальчик ставит на стол? (Мальчик ставит на стол тарелку)
В.- Что делает девочка? (Девочка держит в руках ложки)
В.- Какая посуда уже стоит на столе?
(Дежурные поставили на стол хлебницу, чашки с блюдцами)
В.- Что осталось сделать дежурным, чтобы закончить сервировку стола?
(Дежурным нужно поставить мелкие и глубокие тарелки, положить ложки и вилки, поставить салфетницу с салфетками)
В.- Теперь рассмотрим левую часть картины.
В.- Кого мы видим в левой части картины? Что они делают?
(Дети и воспитатель сидят на стульчиках. Воспитатель детям читает книжку, а дети внимательно слушают)
В.- Почему дети не играют? (Потому, что дети уже помыли руки и приготовились к обеду)
В.- Давайте обратим внимание на помещение в котором находятся дети. Это групповая комната.
В.- Какую мебель мы видим в групповой комнате? (Мы видим шкаф с книгами и игрушками)
В.- Что мы видим на окне? (Шторы)
В.- Какое время года мы видим за окном? (За окном мы видим осень)
В.- Как вы думаете, какое настроение у детей? (У детей радостное настроение)
В.- Как можно назвать эту картину? Кого мы видим на переднем плане картины? (Мы видим дежурных). Художник назвал эту картину «Мы дежурим».
В.- Мы немного отдохнем и пальчиковую игру проведем.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, Стучат кулачками (или хлопают в ладоши)
Мы посуду перемыли, Скользят одной ладошкой по другой
Чайник, чашку, ковшик, ложку, Загибают пальцы, начинают с большого
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли, Держат в кулачке
Только чашку мы разбили, Разгибают по одному пальчику
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали. Вытягивают ладошки вперед, удивляются
В.- Ребята, сейчас я составлю рассказ по картине, а вы внимательно послушайте.
Рассказ воспитателя
Картина называется «Мы дежурим».
В правой части картины мы видим мальчика и девочку. Они дежурные. Дети надели фартуки и накрывают на стол.
Мальчик ставит на стол тарелку. Девочка держит в руках ложки.
Дежурные уже поставили на стол хлебницу, чашки и блюдца. Им осталось поставить на стол глубокие и мелкие тарелки, положить ложки и вилки, поставить салфетницу с салфетками.
В левой части картины мы видим детей и воспитателя. Воспитатель читает книжку, а дети внимательно слушают. Дети уже вымыли руки и приготовились к обеду.
У детей радостное настроение.
В.- Ребята, сейчас вы будите составлять рассказ по картине.
Я вам предлагаю рассказывать по частям.
Сначала надо рассказать:
Как называется картина?
Кого вы видите в правой части картины?
Что надели дети?
Что они делают?
Затем надо рассказать:
Что мальчик ставит на стол?
Что делает девочка?
Какую посуду дежурные поставили на стол?
Что им осталось поставить на стол?
Потом надо рассказать:
Кого вы видите в левой части картины?
Что они делают?
Почему дети не играют?
И закончить рассказ надо тем, какое настроение у детей.
В.- Ребята, кто начнет рассказ?
- Кто продолжит?
- Кто закончит рассказ?
(Дети составляют рассказ по картине)
- Кто расскажет весь рассказ? (Предложить одному ребенку составить рассказ по картине)
Заключительная часть.
В.- Вот мы и составили рассказ по сюжетной картине «Мы дежурим».
В.- Ребята, вам понравилось составлять рассказ по сюжетной картине?
- Вам было сложно составлять рассказ по этой картине?
- Вы сегодня все молодцы. Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы и составляли рассказ, были внимательными и активными.
В.- Ребята, нам в посылке вместе с картиной волшебник прислал картинки – раскраски о посуде. Но раскраски не обычные, сначала их надо раскрасить, а потом разрезать по полоскам, и получится игра «Собери посуду». Мы сейчас раскрасим, а вечером нарежем и поиграем в игру.
(Дети выбирают картинки и раскрашивают)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе по лексической теме: "Библиотека". Составление творческого рассказа по предложенным обстоятельствам.
Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе по лексической теме: «Библиотека».Составление творческого рассказа по предложенным обстоятельствам.Цели: ·...
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе "Составление рассказов по серии сюжетных картин"
Занятие с использованием мнемосхем....
Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе в соответствии с ФГОС «Составление рассказа «Осень»
Цель: учить детей составлять описательный рассказ; грамматически правильно оформлять предложения; активизировать словарь по теме «Осень»; обогащать речь образными сравнениями....
Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе с детьми с ТНР Тема: Составление описательного рассказа о синичке.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление описательного рассказа о синичке.Учить составлять описательный рассказ о синичке. Совершенствовать навыки детей построению предложе...
Презентация к занятию по развитию речи в старшей логопедической группе с детьми с ТНР Тема: Составление описательного рассказа о синичке.
Презентайия к занятию по развитию речи в старшей группе. Составление описательного рассказа о синичке.Закрепить с детьми знания о зимующих птицах. Учить составлять описательный рассказ о си...
Конспект занятия по «Развитию речи» во второй младшей группе (3-4 года) Тема: Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»
Доминирующая образовательная деятельность: «Художественно- эстетическое развитие»Интеграция образовательных областей: «Художественно- эстетическое развитие», «Познаватель...
Конспект занятия по развитию речи для старшей логопедической группы «Составление рассказа по серии сюжетных картинок».
В наше время информационных технологий , изобилия гаджетов, которые все чаще оказываются в руках наших детей, начинает страдать такое средство коммуникации, как речь. Дети часто не могут подобрать сло...