Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе с детьми с ТНР Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Мы дежурим».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гладкина Марина Анатольевна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по сюжетной картине «Мы дежурим».

Учить составлять рассказ по сюжетной картине «Мы дежурим». Совершенствовать навыки детей построению предложений в ответах на вопросы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №8 г.Коркино

Конспект НОД по развитию речи

в старшей логопедической группе с детьми с ТНР

Тема: Составление рассказа

по сюжетной картине «Мы дежурим».

Составила: Гладкина М.А.

2021г.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Составление рассказа по сюжетной картине «Мы дежурим».

Образовательные задачи:

Учить составлять рассказ по сюжетной картине «Мы дежурим». Совершенствовать

навыки детей построению предложений в ответах на вопросы.

Развивающие задачи:

Расширять, уточнять и активизировать словарь детей по теме «Посуда».

Развивать навыки речевого общения, связной речи, речевого слуха, фонематических представлений, мышления, тонкой моторики, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия.

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность, инициативность, активность детей на занятии.

Оборудование: Картина О.Р.Гофман «Мы дежурим».

Конверт с письмом и заданиями.

Дидактическая игра «Собери посуду»

Предварительная работа: Рассматривание посуды и  беседа о ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит, материалах, из которых она сделана; формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда.

Проведение сюжетно-ролевой игры «Угостим кукол чаем». Разучивание физминутки «Чайник» и пальчиковой игры «Мы посуду перемыли».

Ход занятия.

Организационный момент.

Дети заходят в группу. Воспитатель приветствует детей.

В.- ребята, давайте поприветствуем друг друга.

Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!»

Зашагали ножки              шагают по группе

Прямо по дорожке

Повстречали друга          находят друга, берут за руки, встают лицом друг к другу

Маленькие ножки

-Здравствуй, здравствуй, милый друг,   здороваются правой рукой

Посмотри ка ты вокруг,                           разводят руками в стороны

Мне ты улыбнись,                                    улыбаются друг другу

Головкой поклонись.                               кланяются друг другу

Дети присаживаются на стульчики полукругом (напротив телевизора).

В.- Ребята, я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте.

Жила – была посуда: Чайник, чашка и блюдо,

Ножик, вилка и ложка, кастрюля и поварешка.

Посуда дружила с едой, посуда дружила с водой

И с человеком дружила, его она вкусно кормила.

В.- О чем говорится в стихотворении? (О посуде)

Мы сегодня на занятии будем с вами говорить о посуде.

Сегодня я для вас приготовила сюжетную картину по которой мы с вами будем составлять рассказ. Посмотрите на экран.

(Картина появляется и сразу исчезает)

 

В.- Ребята, что такое? Куда исчезла наша картина? Что же случилось? Может ее кто нибудь заколдовал? Как вы думаете, ребята, кто это мог сделать? (Ответы детей).

(Стук в дверь. Приносят письмо).

В.- Ребята, от кого это пришло письмо? Давайте откроем и прочитаем.

«Здравствуйте, ребята. Ваша картина заколдована. Чтоб ее расколдовать, надо выполнить задания. Если выполните правильно, колдовство исчезнет, и вы увидите картину.         Волшебник»

                               

В.- Ребята, будем выполнять задания? (Да).  

Воспитатель достает задания из конверта.

1 задание                      

В.- Ребята, а вы знаете, как правильно использовать посуду? (Да)

Хорошо, тогда отвечайте на мои вопросы:

  1. Буду суп я варить – воду мне куда налить? (В кастрюлю)
  2. Где поджарю я лучок? (На сковороде)
  3. Чем нарежу кабачок? (Ножом)
  4. Вот и суп успел сварить, куда же мне его налить? (В глубокую тарелку)
  5. Захотел чайку попить, куда водички мне налить? (В чайник)
  6. Куда мне сахар положить? (В сахарницу)
  7. Из чего чайку попить? (Из чашки)

В.- Молодцы, ребята. Все правильно назвали. Посмотрите на экран, одна часть картины уже открылась. Значит, вы справились с заданием.

2 задание

В.- Ребята, назовите лишнее слово:

- Чашка, блюдце, сахарница, кастрюля.

(Кастрюля потому, что в ней варят еду, а все остальное чайная посуда)

- Глубокая тарелка, стакан, кружка, чашка.

(Глубокая тарелка потому, что из нее едят суп, а из всего остального пьют)

В.- Молодцы, ребята. И с этим заданием вы справились. Посмотрите на экран, вторая часть картины открылась.

3 задание

В.- Ребята, назовите по описанию предмет посуды:

У этой посуды есть крышка, стенки, две ручки, дно. Что это?  (Кастрюля)

В.- Ребята, посмотрите, вся картина открылась. Вы справились со всеми заданиями.

Молодцы. И злой волшебник стал добрым и прислал нам посылку с настоящей картиной.

А сейчас мы немного отдохнем, физ.минутку проведем.

Физминутка.

Вот большой стеклянный чайник,

 Очень важный, как начальник.

Дети «надувают» живот,

одна рука на поясе, другая  

изогнута, как носик.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Приседают, одна рука на поясе.

 

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни - разобьются.

Кружатся, рисуя руками круг.

 

Вот серебряные ложки,

 Голова на тонкой ножке

Потягиваются, руки вверх,

сомкнуть над головой,

Вот пластмассовый поднос-

Он посуду нам принёс.

делают большой круг.

В.- Ребята, давайте рассмотрим картину.

Обратите внимание на правую часть картины

В.- Кого мы видим на картине в правой части? (Детей, девочку и мальчика)

В.- Что они делают? (Они дежурят)

В.- Как вы догадались, что они дежурные? (Они надели фартук и накрывают на стол)

В.- Какую посуду мальчик ставит на стол? (Мальчик ставит на стол тарелку)

В.- Что делает девочка? (Девочка держит в руках ложки)

В.- Какая посуда уже стоит на столе?

(Дежурные поставили на стол хлебницу, чашки с блюдцами)

В.- Что осталось сделать дежурным, чтобы закончить сервировку стола?

(Дежурным нужно поставить мелкие и глубокие тарелки, положить ложки и вилки, поставить салфетницу с салфетками)

В.- Теперь рассмотрим левую часть картины.

В.- Кого мы видим в левой части картины? Что они делают?

(Дети и воспитатель сидят на стульчиках. Воспитатель детям читает книжку, а дети внимательно слушают)

В.- Почему дети не играют? (Потому, что дети уже помыли руки и приготовились к обеду)

В.- Давайте обратим внимание на помещение в котором находятся дети. Это групповая комната.

В.- Какую мебель мы видим в групповой комнате? (Мы видим шкаф с книгами и игрушками)

В.- Что мы видим на окне? (Шторы)

В.- Какое время года мы видим за окном? (За окном мы видим осень)

В.- Как вы думаете, какое настроение у детей? (У детей радостное настроение)

В.- Как можно назвать эту картину? Кого мы видим на переднем плане картины? (Мы видим дежурных). Художник назвал эту картину «Мы дежурим».

В.- Мы немного отдохнем и пальчиковую игру проведем.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре,                        Стучат кулачками (или хлопают в ладоши)

Мы посуду перемыли,                      Скользят одной ладошкой по другой

Чайник, чашку, ковшик, ложку,      Загибают пальцы, начинают с большого

И большую поварешку.                  

Мы посуду перемыли,                      Держат в кулачке

Только чашку мы разбили,              Разгибают по одному пальчику

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.                    Вытягивают ладошки вперед, удивляются

В.- Ребята, сейчас я составлю рассказ по картине, а вы внимательно послушайте.

Рассказ воспитателя

Картина называется «Мы дежурим».

В правой части картины мы видим мальчика и девочку. Они дежурные. Дети надели фартуки и накрывают на стол.

Мальчик ставит на стол тарелку. Девочка держит в руках ложки.

Дежурные уже поставили на стол хлебницу, чашки и блюдца. Им осталось поставить на стол глубокие и мелкие тарелки, положить ложки и вилки, поставить салфетницу с салфетками.

В левой части картины мы видим детей и воспитателя. Воспитатель читает книжку, а дети внимательно слушают. Дети уже вымыли руки и приготовились к обеду.

У детей радостное настроение.

В.- Ребята, сейчас вы будите составлять рассказ по картине.

Я вам предлагаю рассказывать по частям.

Сначала надо рассказать:

Как называется картина?

Кого вы видите в правой части картины?

Что надели дети?

Что они делают?

Затем надо рассказать:

Что мальчик ставит на стол?

Что делает девочка?

Какую посуду дежурные поставили на стол?

Что им осталось поставить на стол?

Потом надо рассказать:

Кого вы видите в левой части картины?

Что они делают?

Почему дети не играют?

И закончить рассказ надо тем, какое настроение у детей.

В.- Ребята, кто начнет рассказ?

    - Кто продолжит?

    - Кто закончит рассказ?

(Дети составляют рассказ по картине)

    - Кто расскажет весь рассказ? (Предложить одному ребенку составить рассказ по картине)

Заключительная часть.

В.- Вот мы и составили рассказ по сюжетной картине «Мы дежурим».

В.- Ребята, вам понравилось составлять рассказ по сюжетной картине?

- Вам было сложно составлять рассказ по этой картине?

- Вы сегодня все молодцы. Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы и составляли рассказ, были внимательными и активными.

В.- Ребята, нам в посылке вместе с картиной волшебник прислал картинки – раскраски о посуде.  Но раскраски не обычные, сначала их надо раскрасить, а потом разрезать по полоскам, и получится игра «Собери посуду». Мы сейчас раскрасим, а вечером нарежем и поиграем в игру.

(Дети выбирают картинки и раскрашивают)

Описание: http://kartina.blogs.imc.edu.ru/wp-content/uploads/sites/34/2019/09/IMG-20190912-WA0041.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи детей старшей логопедической группы по теме: "Развитие творческих способностей"

Данное занятие упражняет детей в постановке логического ударения; учит менять силу и темп голоса, упражняет в передаче образа и характера героев при помощи жестов, движений, речи; развивает творческую...

Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе по лексической теме: "Библиотека". Составление творческого рассказа по предложенным обстоятельствам.

Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе по лексической теме: «Библиотека».Составление творческого рассказа по предложенным обстоятельствам.Цели: ·...

Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе в соответствии с ФГОС «Составление рассказа «Осень»

Цель: учить детей составлять описательный рассказ; грамматически правильно оформлять предложения; активизировать словарь по теме «Осень»; обогащать речь образными сравнениями....

Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе с детьми с ТНР Тема: Составление описательного рассказа о синичке.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление описательного рассказа о синичке.Учить составлять описательный рассказ о синичке. Совершенствовать навыки детей построению предложе...

Презентация к занятию по развитию речи в старшей логопедической группе с детьми с ТНР Тема: Составление описательного рассказа о синичке.

Презентайия к занятию по развитию речи в старшей группе.  Составление описательного рассказа о синичке.Закрепить с детьми знания о зимующих птицах. Учить составлять описательный рассказ о си...

Конспект занятия по «Развитию речи» во второй младшей группе (3-4 года) Тема: Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»

Доминирующая образовательная деятельность: «Художественно- эстетическое развитие»Интеграция образовательных областей: «Художественно- эстетическое развитие», «Познаватель...