Статья "Формирование лексического запаса слов у детей"
статья по развитию речи (старшая группа)

Кузнецова Лариса Викторовна

Развитие речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirovanie_leksicheskogo_zapasa_slov_u_detey.docx14.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№ 211 «Сибирячок»

Статья «Формирование лексического запаса слов у детей»

воспитатель: Кузнецова Лариса Викторовна

                                                       

г.Кемерово

Статья «Формирование лексического запаса слов у детей»

        Формирование лексического запаса слов у детей старшего дошкольного возраста происходит на занятиях по всем образовательным областям.

        Во время образовательной деятельности по речевому развитию формирование лексического словаря происходит по различным темам. Закрепляются обобщающие слова, по различным группам дидактическими играми. Происходит активное расширение словаря благодаря знакомству с новыми словами. Во время образовательной деятельности активизируется уже имеющийся запас слов, ведь речь детей должна быть разнообразной. Дети учатся использовать синонимы, различные прилагательные для описания предметов, составления рассказов по сюжетным картинкам и т.д.

        Так же формируется грамматический строй речи детей. Из слов образуются новые слова с помощью суффиксов, приставок. Во время речевых занятий дети не должны чувствовать, что у них не получается. Если ребёнок испытывает затруднения, ему всегда подскажет педагог, приведёт аналогичный пример и ребёнок легко справится с заданием.

        Все занятия проводятся в форме игры, дети экспериментируют со словами, например, можно в игре использовать мяч.

Игра «Скажем ласково»

Воспитатель называет слово и предлагает ребёнку назвать его уменьшительно-ласкательной формой и кидает ребёнку мячик. Ребёнок называет слово: заяц – зайчик, кот – котик, прилагательные белый – беленький, серый - серенький и т.д. Ребёнок возвращает мяч воспитателю обратно и так далее по кругу все дети участвуют в игре.

Тематика для игр может быть абсолютно различной: назвать животных и детёнышей, профессии, жителей городов и стран, и др.

Такие дидактические речевые игры можно использовать и на закрепление четкого звукопроизношения.

Игры можно проводить как соревнования команд. Побеждает команда, которая сможет сразу назвать больше новых образованных слов.

Во время дидактических речевых игр у детей активизируется мышление, восприятие, расширяется и закрепляется словарный запас. Закрепляются навыки составления предложений, формируется грамматический строй речи.

Дети учатся правильно формулировать мысли, более подробно могут рассказать какие –либо события или пересказать литературное произведение.

Игровые задания подбираются таким образом, чтобы в них был представлен более разнообразный лексический материал.

Очень важно во время игр соблюдать правильный эмоциональный настрой детей, такие игры должны вызывать положительные эмоции, так как они предназначены для очень важного умения овладеть родной речью.

В играх используют красочный дидактический материал, различные сюжетные и предметные картинки.

Хорошо сформированный лексический словарный запас поможет детям чувствовать себя увереннее, в овладении навыков по другим образовательным областям.

Список литературы:

1. Карельская Е. Поможем Буратино заговорить //Дошкольное воспитание, 2002, №5, с. 44-49.

2. Кривовяз И.С. Играем с глаголами. Выпуск 1. –– М.: Книголюб, 2005. – 8 с. (Развивающая игротека.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ (на примере работы со словом-доминантой «Воздух»)

С помощью технологии обогащения лексического запаса  детей дошкольного возраста (ТОЛЗ)  обогащается лексика ребенка, расширяется его словарный запас за счет лексики семантических п...

Технологическая карта по Технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, на примере работы со словом-доминантой «Снег».

Технологическая карта по Технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ,  на примере работы со словом-доминантой «Снег»....

Методическая разработка по теме: «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, (на примере работы со словом-доминантой «Снег»).

Методическая разработка слушателя курсов повышения квалификации по программе «Проектирование образовательной работы по реализации технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (...

Технологическая карта по Технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, на примере работы со словом-доминантой «Вода».

Технологическая карта технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ,  на примере работы со словом-доминантой «Вода»....

Методическая разработка «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ (на примере работы со словом-доминантой «Погода»)

  Цель данной методической разработки: познакомить детей со значением слова-доминанты «погода».Задачи.1. Познакомить детей со словом-доминантой «погода» и его понятийным содержа...

Методические рекомендации для родителей "Пополнение лексического запаса слов"

В материале указаны дидактические игры для формирования лексического запаса слов. Рекомендации будут полезны родителям детей от 5 до 10 лет....