Тема: « Литературный калейдоскоп русской народной сказки».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Титова (Корчинская) Ольга Игоревна

МБДОУ " Детский сад 52 " Аленький цветочек" Город Смоленск 

Составитель: Титова О.И.
Интеграция образовательных областей: "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Социализация".

Цели:

- помочь детям вспомнить и закрепить названия и героев и уже известных им сказок;

- выяснить, знают ли они загадки и стихотворения;

- продолжать учить отгадывать загадки;

- развивать чувство рифмы;

- расширять кругозор и словарный запас детей;

- воспитывать доброжелательные отношения между детьми;

- воспитывать любовь к чтению.

Оборудование: Книги, иллюстрации, карточки со сказками.

 

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент. 

Дети сидят полукругом на стульчиках на ковре.

Воспитатель.

- Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказкам. Представьте, что мы попали в волшебную страну сказок, которой правит добрый царь, и там случилась беда. Баба-Яга украла солнышко с неба, и все сказки стали не цветные, а серые, мрачные и печальные. Давайте поможем вернуть солнце в страну сказок, ответим на вопросы викторины. Согласны?

Дети.

- Да!

Воспитатель.

- Тогда отправимся в путь!

 

2. Дидактическая игра "Кто герой сказки"

 

Сдобный, пышный, круглощёкий

У него румяный бок

Убегает по дорожке

И зовется... (Колобок)

 

Кто яичко снес простое,

А разбил кто золотое?

(Курочка Ряба и мышка из сказки "Курочка Ряба")

 

Стоял в поле теремок.

Был не низок, не высок.

Сколько жителей всего

Заселилося в него?

(Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайчик-побегайчик, Лисичка-сестричка, Волчок-серый бочок)

 

Посадил дед круглую, белую и вкусную,

Выросла большая, вот так урожай!

Кто тянул репку по порядку посчитай?

(Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка)

 

Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца

("Сестрица Аленушка и братец Иванушка")

 

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки?

(Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка из сказки "Три медведя")

 

Воспитатель.

- Молодцы дети! Отлично справились с первым заданием.

 

3. Д/игра "Угадай-ка"

Детям предлагается назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки

- "Несет меня Лиса за темные леса, за высокие горы. (Петушок из сказки "Кот, Лиса и Петух)

- "По-щучьему велению, по-моему хотению, везите сани меня сами!" (Емеля из сказки "По-щучьему велению"

- "Несу косу на плече, хочу лису посечи, слезай Лиса с печи!" (Петушок из сказки "Заячья избушка")

- "Ой козлятушки, ой ребятушки,

Отопритеся, отворитеся,

Ваша мать пришла,

Молока принесла" (Коза из сказки "Волк и семеро козлят")

- "Не  садись на пенек,

Не ешь пирожок!" ( Маша из сказки "Маша и медведи")

- "Печка, матушка, спрячь нас!" (Сестрица из сказки "Гуси-лебеди")

Воспитатель.

Отлично, ребята! Как вы хорошо знаете сказки и их героев. Но викторина продолжается.

 

4. Дидактическая игра "Сказочные предметы"

Детям предлагается отгадать названия сказочных предметов из различных сказок.

1. На чем летает Баба-Яга? (На метле в ступе)

2. Чем машут волшебники, произнося  заклинания? (Волшебной палочкой)

3. Какой предмет лежит дома на полу, а в сказках летает? (Ковер-самолет)

4. Если она лежит на столе, еда появляется сама (Скатерть-самобранка)

5. Обувь, помогающая двигаться очень быстро (Сапоги-скороходы)

6. Она все может сделать невидимым (Шапка-невидимка)

Воспитатель.

Молодцы! И с этим заданием вы справились.

- Дети, я вам сейчас загадывала много загадок, а вы сами знаете какие-нибудь загадки?

 

5. Дети загадывают друг другу загадки.

- Зимой и летом одним цветом (Елка)

- Сидит девица в темнице, а коса на улице (Морковь)

- Зимой белый, летом серый (Заяц)

- Висит груша, нельзя скушать (Лампочка)

- Спереди пятачок, сзади крючок,

Посредине спинка, а на ней - щетинка (Свинья)

- Мягкие лапки, в лапках царапки,

Часто умывается, а с водой не знается (Кот)

-По веткам скачет,

Да не птица,

Рыжая, да не лисица (Белка)

и т.д.

Воспитатель.

Молодцы, Дети! Сколько вы, оказывается, знаете загадок.

 

6. Дидактическая игра "Подскажи словечко"

Детям предлагается вставить в стихах пропущенные слова в рифму.

Стала девочка котенка спать укладывать:

-Вот тебе под спинку

Мягкую ... перинку,

Сверху на перинку

Чистую ... простынку

Вот тебе под ушки

Белые ... подушки

("Усатый-полосатый" С.Маршак)

 

Мама спит, она устала...

Ну и я играть ... не стала,

Я волчка не завожу

Я уселась и ... сижу 

("Посидим в тишине" Е. Благинина)

 

Маша варежку надела

-Ой, куда я пальчик ... дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не ... попал

("Где мой пальчик" Н.Саконская)

 

Падал снег на порог

Кот лепил себе ... пирог,

А пока лепил и ... пек,

Ручейком пирог ... утек

 

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался ... вскачь?

Я тебя ладонью хлопал,

Ты скакал и звонко ... топал!

("Мяч" С.Маршак)

Воспитатель.

-Ребята, вы оказались замечательными поэтами и сказочниками и отлично справились со всеми заданиями викторины. Благодаря вам Солнышко вернулось в страну сказок и сказки снова стали цветными. Добрая Фея из Сказочного лес в знак благодарности дарит вам прекрасную "Книгу сказок".

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка целенаправленной работы по театрализации литературного произведения русской народной сказки «Заюшкина избушка»

В методической разработке представлена схема перспективного планирования работы по театрализованной деятельности во второй младшей группе по русской народной сказке «Заюшкина избушка» (работа расчитан...

Литературный анализ русской народной сказки

Литературный анализ русской народной сказки...

Литературная викторина " Русские народные сказки "

Литературная викторина для детей старшего возраста...

Конспект проведения литературной викторины в старшей группее на тему "Путешествие по русским народным сказкам"

Приветствую вас, уважаемые гости! Данный конспект вы можете использовать для проведения литератуной викторины в старшей группе. В ходе проведения дети вспомнят русские нарродные сказки, их героев и сю...

Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказок Тема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой»

Конспект мероприятия  по мотивам русских народных сказокТема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой» ...

Сценарий образовательной деятельности Тема: Литературный калейдоскоп (Путешествие по сказкам А. С. Пушкина) для детей старшего дошкольного возраста

Данная непосредственно-образовательная деятельность была разработана с учётом возрастных особенностей детей. Использование интересных методов и приёмов НОД, авторских стендов: «Я выбираю» ...

Литературная гостиная «Русские народные сказки из волшебного сундучка».

Новости по проекту"В гостях у сказки" в средней группе....