«Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством Сказкотерапии»
статья (младшая, средняя группа)

Сказкотерапия - это метод, использующий сказочную форму для речевого развития ребенка, расширения его сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром через речь.

Сказки дарят детям радость, вносят разнообразие в жизнь. Если взрослые хотят объяснить что-то ребёнку, поддержать его, очень кстати вспомнить язык детства - сказку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazkoterapiya_doklad_dlya_rmo.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15»

Согласовано:

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 15»

___________ Гуленко А.А.

«___» ___________ 2022 г.

Муниципальное методическое объединение воспитателей

Рузского городского округа

Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством Сказкотерапии »

МБДОУ «Детский сад № 15»

Воспитатель:

Кочерова Светлана Владимировна

д. Старая Руза

2022 г.

«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки.

Если хотите, чтобы они были умнее,

читайте им больше сказок!»

Альберт Эйнштей

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. А ведь речь является одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Наиболее эффективным средством в работе с детьми с речевыми нарушениями является использование сказки, которая в свою очередь оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на ребенка. Для развития речи дошкольников должны быть использованы разнообразные методы, приемы и средства, среди которых, на мой взгляд, интересным представляется метод сказкотерапии.

Термин «сказкотерапия» у педагогов и психологов имеет положительную окраску, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и учения.

Сказкотерапия - это метод, использующий сказочную форму для речевого развития ребенка, расширения его сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром через речь.

Сказки дарят детям радость, вносят разнообразие в жизнь. Если взрослые хотят объяснить что-то ребёнку, поддержать его, очень кстати вспомнить язык детства - сказку.

Основной принцип сказкотерапии - целостное развитие личности ребенка. Этот метод может быть применен по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку. При этом данный вид терапии создает условия для работы с детьми, имеющими особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии.

Работая с детьми по речевому развитию с помощью сказкотерапии, я поставила перед собой следующую цель:

- создание благоприятных условий для развития речевой активности детей посредством Сказкотерапии.

Для достижения этой цели определила для себя ряд следующих задач:

  1. Обогащать речь путем приобщения детей к художественной литературе.
  2. Совершенствовать диалогическую форму речи, используя различные формы работы с  детьми.
  3. Развивать способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
  4. Воспитывать интерес и любовь к чтению; желание и умение слушать произведения.

В процессе работы с детьми я использую приемы такие как:

  • словесный: использование художественного слова, вопросы, беседа, словотворчество, объяснение, рассказывание;
  • наглядный: иллюстрации и картины, демонстрация сказок, видеофильмы;
  • игровой: дидактические игры, подвижные игры, сюжетные игры, игры-драматизации;
  • практические: упражнения и игры, моделирование сказок.

Свою работу через погружение в сказку я начала с создания предметно-развивающей среды. Это разнообразные уголки развития детей, атрибуты для проведения образовательной деятельности и организации досуга:

  • театральный уголок обновила и пополнила новыми видами театра: пальчиковый театр, театр масок, настольный театр, кукольный театр «би-ба-бо»;
  • уголок книг пополнила русскими народными сказками, авторскими сказками, потешками;
  • в уголке дидактических игр появились новые игры на тему "Сказка": «Кто лишний?», «Угадай сказку», «Назови сказку по сказочному герою», «Расскажи сказку по картинкам», «Читаем по картинкам» (самодельные).

  В своей работе по речевому развитию с помощью сказкотерапии мною были  использованы  несколько методов работы со сказкой:

  • чтение и беседа по сказке (цель беседы помочь ребенку разобраться в образе героя, высказать свое отношение к нему)
  • рассказывание сказок (групповое: рассказывание по кругу известной сказки; индивидуальное: от 1-го лица);
  • постановка сказок с помощью кукол;
  • инсценировка сказки;
  • закрепление сказки при помощи продуктивных видов деятельности

Система работы по развитию речи у младших дошкольников включает в себя предварительную работу, непосредственное знакомство со сказкой, организацию творческой деятельности на её основе.

Сказку я использую как в воспитательно–образовательном процессе, в повседневной жизни, так и в индивидуальной работе с детьми.

Чтобы восприятие сказки проходило более успешно, я с малышами провожу предварительную работу: прочитав сказку, мы рассматриваем иллюстрации, проводим беседу по прочитанному произведению, объясняю незнакомые или малознакомые детям этого возраста слова и выражения. 

Далее идёт непосредственное знакомство со сказкой, где важную роль играет речь рассказчика. Читая детям художественное произведение (сказки) голосом я пытаюсь донести до ребенка образы сказочных героев. Чтобы помочь малышам глубже воспринять произведение, после его рассказывания провожу беседу. Включаю в неё разные группы вопросов: на выявление эмоционального отношения детей к содержанию сказки и её героям, о мотивах поступков персонажей, средствах языковой выразительности. Для большего эффекта восприятия, сопровождаю текст сказки предметными и сюжетными картинками. Учимся вместе делать выводы, отражать их в речи при ответах на вопросы.

Для того чтобы понять, как хорошо дети усвоили материал сказки, я закрепляю его повторным рассказыванием произведения (сказки). И чтобы деятельность не была однообразной, я использую настольный и кукольный театр, дидактические игры по мотивам сказок. Ребята с удовольствием мне в этом помогают. Ведь постановка сказок с помощью кукол формирует связную речь, умение рассказывать и одновременно показывать сказку.  А манипулирование куклами развивает общую и мелкую моторику ребенка.

Ребята охотно участвовали в инсценировке сказки «Репка», разыгрывали сказку с помощью театра масок. Малыши вживались в образы героев, старались передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Такие инсценировки дают возможность развиваться творческим способностям малышей. Кроме того, показывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи. 

После того, как сказку рассказали, показали, ее необходимо закрепить с помощью продуктивных видов деятельности. С детьми мы учимся рисовать сказку, лепим сказочных героев, делаем аппликации по мотивам сказок. Во время творческой работы с ребятами проговариваем эпизоды сказки, вспоминаем сказочных героев произведения, тем самым стимулируется активное развитие речи,  развивается мелкая моторика рук.

За время работы мной изготовлены дидактические игры на тему «Сказка», в которые с удовольствием играют дети. Общая цель всех игр: закреплять название сказок, их содержание, героев, тем самым развивать связную речь детей.

Ни одну воспитательную или образовательную работу нельзя успешно решить без тесного контакта с семьёй.

Многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки, и все больше детей вырастает, так и не взяв книгу в руки.  А ведь это очень важно! В сказках малыши находят частичку себя, своей души, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебство, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. Роль сказки многогранна - от развития фантазии, до развития правильной и выразительной речи.

 В личных беседах обращаю внимание родителей на то, какую роль играют сказки в развитии речи и становлении личности ребенка. Рассказываю им о необходимости семейного чтения.

По данной теме оформила консультации в родительский уголок: «Какие сказки читать детям?», «Роль книги в развитии речи ребенка»; памятка для родителей - «Какие сказки читать ребенку на ночь?»; беседа - «Как правильно читать малышу?»

Стараюсь привлекать родителей к активной помощи в изготовлении дидактического материала для нашего театра. Так в нашем театральном уголке появились театр оригами «Репка» и вязаный пальчиковый театр «Теремок».

Результатом применения метода сказкотерапии в обучении и воспитании детей стало повышение качественного уровня речевого развития и развития творчества детей группы. Дети легко входят в контакт с взрослыми и сверстниками. Ребята научились вести диалог в непринужденной форме. У детей наблюдается ярко выраженная любознательность, умение познавать окружающее без принуждения, стремление к творческому отображению познанного. Все эти качества, без сомнения, помогут детям в будущем. Я считаю, что проведенная работа помогла наладить контакт с семьями воспитанников, повысить уровень компетенции родителей.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что возможности сказкотерапии уникальны в педагогической сфере, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевое развитие ребенка.

При желании любой из нас может стать хорошим сказкотерапевтом. Для этого нужно самому стать сказочником и немного волшебником – и дети не останутся у нас в долгу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный подход в речевом развитии детей дошкольного возраста посредством тестопластики.

Инновационный подход в речевом развитии детей дошкольного возраста посредством тестопластики. ...

Семинар для воспитателей. Тема: "Инновационный подход в речевом развитии детей дошкольного возраста посредством тестопластики".

Семинар для воспитателей. Тема: "Инновационный подход в речевом развитии детей дошкольного возраста посредством тестопластики. ...

Статья «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитан...

Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»

АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление; зрительную и слух...

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Я считаю, что речевое развитие детей дошкольного возраста имеет огромное значение для позитивной социализации и адаптации каждого ребенка в окружающем мире. Основная функция речи – коммуникативн...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: "Речевое развитие детей дошкольного возраста, посредством игровой деятельности".

Тема самообразования: "Речевое развитие детей дошкольного возраста".Цель самообразования: Обогатить знания по теме самообразования, осуществить целенаправленную работу по развитию речи дошко...