Сообщение на тему: "Значение формирования звуковой культуры речи для дошкольников "
материал по развитию речи

Хисамиева Альфия Фаварисовна

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры,это основа благоприятных социальных контактов и общения, она позволяет воспитать полноценную личность ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.Большую роль в формировании звуковой культуры речи оказывает педагог. Чем грамотнее он планирует деятельность, чем больше его подход к индивидуальности  каждого ребенка, тем эффективнее результаты его работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovaya_kultura_rechi.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Значение формирования звуковой культуры речи

для дошкольников

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры,это основа благоприятных социальных контактов и общения, она позволяет воспитать полноценную личность ребенка. А полноценное формирование фонетики и фонематики составляет основу лексикограмматического компонента речи, овладение фонетикой, фонематикой – условия успешной подготовки к школе. Речь – одна из центральных, важнейших функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребенка и на его общее развитие. Развитие мышления в значительной степени зависит от развития речи; речь лежит в основе овладения грамотой и всеми другими дисциплинами; она является основным средством общения людей между собой; речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребенка на всех этапах его развития. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Невозможность полноценного речевого общения, бедный словарный запас и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка. У детей могут возникнуть замкнутость, неуверенность в себе, негативизм. В свою очередь, отклонения в развитии личности ребенка с нарушениями речи в известной мере усугубляет речевой дефект. Такие дети, как  правило, либо стараются меньше говорить, либо замыкаются совсем. В результате нарушается одна из основных функций речи – коммуникативная, что еще в большей степени затормаживает речевое развитие.

Большую роль в формировании звуковой культуры речи оказывает педагог. Чем грамотнее он планирует деятельность, чем больше его подход к индивидуальности  каждого ребенка, тем эффективнее результаты его работы.

Звуковая культура речи включает в себя: звукопроизношение, интонацию темп, мимику, жесты, общую тональность детской речи, позу и двигательные навыки в процессе разговора. Нарушение ее ведет к обеднению словаря,   нарушению грамматического строя речи,задержки формирования звуко-слогового  анализа слов.

Для предупреждения этих нарушений нам следует знать:

 -знать возрастные особенности звукопроизношения   обучающихся;

 - уметь определять задачи формирования ЗКР;

 -  создавать условия;

 - уметь планировать образовательную деятельность

В связи с этим мы должны грамотно планировать работу   по звуковой культуре речи в разных возрастных группах.

 Группа раннего возраста:

 -развивать органы артикуляционного и голосового аппарата;

 -речевого дыхания и слуховое внимание;

 -изолированное произнесение гласных и согласных  звуков (кроме свистящих, шипящих и соноров);

 -звукоподражания;

 -формировать умение пользоваться (по подражанию)  высотой и силой голоса.

Младшая группа:

 -уточнять и закреплять артикуляцию звуков;

 -изолированное произнесение гласных и      согласных звуков (кроме шипящих, соноров)

 -вырабатывать правильный темп речи;  

 -развивать интонационную выразительность  речи

Средняя группа:

  • отрабатывать четкое произношение   свистящих, шипящих и сонорных звуков;
  • развивать фонематический слух;
  • различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;
  •  -знакомство с понятием звук, слово.

Старшая группа:

  • -дифференциация звуков (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, твердые и мягкие);
  •  -учить определять место звука в слове, знакомить с понятием предложения
  • -учить составлять по образцу простые и сложные предложения

Подготовительная группа:

  •  -находить слова с заданным звуком в   предложении;
  • -упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности;
  • -учить делить 2х – 3х сложные слова на слоги;
  • -учить составлять слова из слогов;
  • -учить выделять последовательность звуков в простых словах.

Формы работы:

  • -ООД;
  • -Артикуляционная и пальчиковая гимнастика
  • -Игры-драматизации, хороводы, праздники и развлечения и др.;
  • -подгрупповые и индивидуальные: дидактические игры, шутки - чистоговорки, скороговорки, упражнения и др.

Методы:

  •  -дидактические игры;
  •  -подвижные или хороводные игры с текстом;
  •  -дидактические рассказы с включением   учебных заданий детям (повторить слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. д.);
  •  -метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)

Приёмы:

  • образец правильного произношения (ведущий приём);
  • объяснение;
  •  утрированное (с подчёркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова и т. д.);
  •  образное называние звука или звукосочетания (часто используется в младших группах: ззз- песенка комара);
  • хоровые и индивидуальные повторения (особенно полезны негромкие проговаривания звуков, звукосочетаний небольшими подгруппами детей, когда дети могут прислушаться к ответам других детей);
  • совместная (сопряжённая) речь ребенка и воспитателя (в случае ошибочных ответов), а также отражённая речь (незамедлительное повторение ребенком речи – образца)
  • -показ артикуляционных движений;
  • -демонстрация игрушки или картинки;

Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий. Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука; на прогулке и в другие режимные моменты — поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые дидактические игры. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи.

                           

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация логопеда c презентацией. Общение и сотрудничество - средства оптимизации формирования звуковой культуры речи дошкольников.

Речь не является врождённой способностью, а развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка ,служит показателем его общего развития.Раннее выявление детей с нарушением звукопроизно...

Консультация для родителей "Роль художественной литературы в формировании звуковой культуры речи дошкольников"

Художественная    литература    открывает    и   объясняет   ребёнку   жизнь     общества и  природы,  мир  человеческих чувств ...

Формирование звуковой культуры речи дошкольников с использованием наглядных средств

В статье изложена система работы по использованию наглядных средств при формировании ЗКР у дошкольников....

Консультация для воспитателей "Дидактическая игра в формировании звуковой культуры речи дошкольника".

Дидактическая игра в формировании звуковой культуры речи дошкольника....

Сценарий педагогического совета "Условия формирования звуковой культуры речи дошкольников"

Тематический педсовет "Условия формирования звуковой культуры речи дошкольников", в форме круглого стола, с элементами теоретического семинара и практикума...

Формирование звуковой культуры речи дошкольников.

Формирование звуковой культуры речи дошкольников.Материал поразным возрастам...