Конспект открытого логопедического занятия "В королевстве звуков"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Стрижова Ольга Александровна

Закрепление знаний детей о звуках и буквах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_korolevstve_zvukov.docx32.77 КБ

Предварительный просмотр:


Возрастная группа: подготовительная

Форма НОД: занятие

Форма организации: групповая

Средства:

Наглядные:

• «волшебный мешочек» с предметами

• «карточки-светофорчики», для определения места звука в слове

• конверты с фишками для звукового анализа слов

• «цветик-семицветик» с предложениями

Мультимедийные: презентация «Щенок в королевстве звуков»

Цель: Закрепить знания детей о звуках и буквах.

Задачи:

Образовательные:

  1. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа, фонематических представлений, навыка составления предложения по картинкам

Коррекционно-развивающие:

  1. Способствовать развитию познавательных интересов детей, любознательности, двигательной активности, артикуляционной моторики, мелкой моторики рук, дыхания.
  2. Развивать фонематические представления через определение наличия звука в словах; определение места звука в слове, нахождения количества слогов в слове.
  3. Развивать в детях эмоционально – положительную отзывчивость от совместной деятельности с педагогом, активную речь детей, обогащение словаря.
  4. Развивать внимание, память, мышление.

Воспитательные:

  1. Формирование навыков взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Ход образовательной деятельности

  1. Организационный момент

Дети заходят в зал, здороваются с гостями, встают в круг и вместе с логопедом говорят девиз:

«Говорим красиво, четко, внятно,

Чтобы было всем понятно»

Логопед: Ребята, вы сегодня узнаете, что произошло с одним маленьким щенком. Но прежде мы выполним гимнастику для язычка.

Вместе с логопедом дети подходят к зеркалу, встают в ряд, и выполняют артикуляционную гимнастику по «Сказке о весёлом язычке» (см. в приложении)

  1. Мотивационный момент (рассказ о щенке)

Дети садятся на стулья. Логопед помещает на магнитную доску картинки щенка и кошки. 
Логопед: Однажды щенок проснулся и увидел кошку. «Мяу! – сказала кошка, - как тебя зовут?» Щенок огорчился, потому что у него еще не было имени. «Не огорчайся, отправляйся в королевство звуков и букв» - сказала кошка. Отправился щенок в королевство звуков и букв. Что такое буква?
Дети: Буквы мы видим, читаем, и пишем. 
Логопед: Что такое звук?
Дети: Звуки мы слышим и произносим.
Логопед: Какие бывают звуки?
Дети: Гласные и согласные.
Логопед: Встретили щенка принцессы Гласа и Согласа. 

Щенок рассказал, что у него нет имени. «Обойди все королевство и помогай всем, кому нужна твоя помощь, а в благодарность ты получишь буквы для своего имени» - сказали принцессы. Пошел щенок гулять по королевству.

Ребята, поможем щенку собрать буквы для его имени?

  1. Печатание букв на манной крупе

Логопед: Чтобы нам путешествие начать, нужно буквы написать

Логопед раздает тарелочки с манной крупой каждому ребенку, затем загадывает букву, которую нужно напечатать:

  1. эта буква самая первая в алфавите;
  2. эта похожа на ворота;
  3. эта буква похожа на месяц;
  4. эта буква похожа на бублик.

  1. Раздели слова на слоги

Логопед: Ребята, наш щенок пошел гулять по королевству, вдруг видит:

Впереди гора стоит,

Она из слов вся состоит.

Разобрать его вам нужно

Будет путь тогда открыт.

Поможем щенку открыть путь?

Дети: Да.

Логопед: Тогда мы сейчас с вами будем делить слова на слоги.

«Игра с мячом»

Логопед: Я сейчас буду бросать мяч, называть слово, кому мяч достается, тот считает, сколько слогов в этом слове, отбивая их по мячу.

Когда игра закончится, логопед дает детям первую букву (размещает на магнитной доске)

Логопед: Молодцы ребята, мы помогли щенку обойти гору, он смог войти в королевство и нашел первую букву.

  1. Игра «Волшебный мешочек» (найти первый звук в словах)

Логопед берет мешок с предметами

Логопед: Щенок пошел путешествовать по королевству звуков, и встретил Михайло, который нес с собой мешочек. Щенок спросил у Михайло, не нужна ли ему его помощь. Михайло ответил: Да, нужна, у меня в мешке есть предметы, и мне нужно определить на какой звук начинаются эти слова.

Ребята, давайте вместе со щенком, определим первый звук в словах. 

Дети достают, не смотря, из мешка по одному предмету, называют его, и определяют первый звук в слове.

Логопед: Молодцы ребята, теперь Михайло подарит щенку ещё одну букву.

  1. Дыхательная гимнастика

Логопед: Ребята, в королевстве звуков, воздух такой чистый и свежий, давайте вместе со щенком сделаем дыхательную гимнастику.

Чудо-нос

Носиком дышу,

Дышу свободно,

Глубоко и тихо –

Как угодно.

Выполню задание,

Задержу дыхание.

Раз, два, три, четыре –

Снова дышим:

Глубже, шире.

  1. «Веселые утята»

Логопед: Встретил щенок утку. У утки потерялись утята на поляне. Возьмите плоскостные изображения утят и «светофорчики». Если вы услышите звук [ш] в начале слова, утенок будет гулять на красной полянке. Если звук будет в середине слова, утенок будет гулять на желтой полянке. Если звук [ш] будет в конце слова, то утенок будет гулять на зеленой полянке. Слушайте внимательно: перышко, камыш, шум, шумный, солнышко, малыш, шуметь.
Дети отмечают место звука [ш]в слове утенком на «карточке-светофорчике». 

Логопед: Молодцы! Вы помогли щенку найти утят. Утка подарила щенку букву У.

  1. Звуковой анализ слова

Логопед: Вдруг налетели на щенка осы, так и хотят ужалить его. Если выполнить анализ слова осы, они не тронут щенка. А теперь давайте сделаем звуковой анализ слова осы.

Логопед раздает детям фишки и схему слова.

Логопед: Сколько звуков в этом слове?

Дети: В этом слове три звука.

Логопед: Какой звук вы слышите первым? Расскажите о нем.

Дети: Звук [о]. Он гласный.

Логопед: Какой фишкой вы его обозначите?

Дети: Красной.

Логопед: Какой звук следует после него?

Дети: Это звук [с]. Он согласный, твердый, глухой.

Логопед: Каким цветом вы его обозначите?

Дети: Синим.

Логопед: И какой звук последний в этом слове?

Дети: Гласный звук [ы].

Логопед: Каким цветом вы обозначите его?

Дети: Красным.

Логопед. Молодцы! Вы помогли щенку выполнить анализ слова осы. Осы подарили щенку букву О.

  1. Самомассаж ладоней (с применение су-джок мячей)

Логопед: Ребята, чтобы нам дальше помогать щенку, нам нужно немного отдохнуть. Давайте сделаем массаж своим ладоням.

Логопед раздает каждому ребенку мячик су-джок, и дети, повторяя за логопедом, выполняют движения:

Я мячом круги катаю,

Назад-вперед его гоняю.

Я поглажу им ладошку,

Будто я сметаю крошку.

Каждым пальчиком прижму,

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк:

Мяч кидаю между рук.

(Выполнять движения по тексту)

  1.  Игра «Составь слова»

Логопед раздает каждому ребенку конвертик, в котором лежат слоги

Логопед: Щенок попал в красивый сад и встретил жука. Жуку поможем прочитать слова и предложения. Откройте конверты. Посмотрите на слоги и составьте слова из данных слогов. 
Дети составляют слова: ножи, жаба, кожа, жуки

  1.  Игра «Цветик-семицветик»

Логопед размещает на магнитной доске цветок, с лепестками, на которых нарисованы картинки и предлоги, из которых нужно составить предложения. Каждый ребенок подходит к магнитной доске, выбирает по одному лепестку, составляет предложение.

Логопед: Оторвите каждый по одному лепестку цветка и прочитайте предложения, написанные на них.
Логопед: Молодцы! Вы помогли щенку составить слова из слогов, прочитать предложения. Жук подарил щенку букву Ж. Щенок получил буквы, из которых можно составить имя. 
Дети составляют слово ДРУЖОК.
Логопед: Это имя очень подходит щенку, потому что у него много друзей, с которыми он дружит и никогда не ссорится. Довольный щенок отправился домой.

  1.  Рефлексия

Логопед: Ребята, чем мы сегодня занимались?

Как вы думаете, вы справились с заданиями?

Что вам понравилось больше всего?

Приложение

«Сказка о веселом язычке»

Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Утром проснулся язычок (высунуть его из ротика), и первым делом почистил зубы (выполняем упражнение «почистим зубки»).

Затем язычок пошел завтракать. Он очень любил утром кушать блинчики (сделать упражнение «блинчик»). А блинчики он кушал с вкусным вареньем (упражнение «вкусное варенье»).

После завтрака веселый язычок пошел на прогулку во двор, там он катался на качелях (упражнение «качели»), на горке (упражнение «горка»). Но в этот ясный день веселому язычку очень захотелось поехать в гости к своему другу индюку. И он отправился в путь на лошадке (упражнение «лошадка»).

Приехал веселый язычок к своему другу индюку (упражнение «индюк»), они весело поиграли, попили чай из красивых чашек (упражнение «чашка»). А вечером язычок вернулся домой и лег спать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звуки М-Мь. Вгости к трём медведям".

Представляю конспект еще одного открытого логопедического занятия. Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой к...

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Конспект открытого логопедического занятия.«Звук [Л]. Дед Мороз спешит на праздник».

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия....

Конспект открытого логопедического занятия для детей подготовительной группы «Путешествие в Страну звуков».

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Р для детей подготовительной группы на тему:»Путешествие в страну звуков». Коррекционно-образовательные цели: -уточнять произношение звука ...

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе для детей с ФФНР Тема «Звуки м - м’»

Тема «Звуки м - м’»Тема открытого занятия «Звуки м - м’» Цель: Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков м, м\' в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; упражнять в...

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект открытого логопедического занятия : Дифференциация звуков [с] - [ш].

Открытое групповое логопедическое занятие по теме:  Дифференциация звуков [с] - [ш]. Тема: Дифференциация С-Ш.Цель: закрепить навык учащихся правильно произносить и различать звуки С &ndash...