Путешествие по сказкам
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Черняк Елена Александровна

Коспект занятия по речевому развитию по сказкам Носова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_rechevomu_razvitiyu_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказочный городок» с детьми подготовительной группы

Цель: обобщить знания детей о творчестве Н. Н. Носова, познакомить с новым произведением.

Образовательные задачи:

Обучающие:

- Закрепить знания детей художественных произведений Н. Н. Носова;

- Учить детей связно и последовательно пересказывать текст с опорой на схемы.

- Учить видеть и понимать внутренний мир людей, сопереживать им на примерах литературных героев;

Развивающие:

- Развивать связную речь, умение высказываться, отвечать на вопросы;

- Развивать у детей чувство юмора, умение аргументировать, анализировать, обобщать;

- Способствовать активизации общения каждого ребенка;

Воспитательные:

- Развивать интерес к художественной литературе;

- Воспитывать ценностное отношение к произведениям художественной литературы.

Предварительная работа: чтение рассказов Н. Носова «Автомобиль», «Огурцы», «Карасик», «На горке», «Живая шляпа», «Саша». Чтение сказок «Бобик в гостях у Барбоса», «Приключение Незнайки и его друзей». Разучивание стихотворений - загадок, рассматривание иллюстраций

1. Организационный момент

Воспитатель: давайте поздороваемся с нашими гостями и начнём с улыбки. Повернитесь лицом к своему соседу, подайте друг другу руки, поиграем в игру: «Привет, сосед!».

(Дети поворачиваются друг к другу, произносят слова)

Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил.

2. Основная часть

Воспитатель: - Внимание! Внимание!

Дорогие зрители,

Чудеса сейчас придут

Интересно будет тут!

Я на вас погляжу,

Да и сказку расскажу!

- В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. Город стоял на берегу ручья. Этот ручей называли Огурцовой рекой, потому что по берегам ручья росло много огурцов.

- Ребята! Посмотрите! В книге только чистые страницы. Куда – то пропали все буквы, слова и картинки.

(Внутри книги находят надпись «По – мо – ги - те!»

- как вы думаете, кто оставил эту надпись? - Что он написал?

- Здесь ещё что – то есть (карта Сказочного города) (Карта разворачивается и вывешивается на доску)

- Здесь показан маршрут, по которому мы должны идти, чтобы выполнить просьбу Незнайки. Отправляемся в путешествие.

- На чем мы сегодня отправимся в путешествие?

- А может на воздушном шаре? Занимайте свои места. Полетели!

(Звучит музыка)

Воспитатель: Вот и приземлился наш воздушный шар. Как вы думаете в каком сказочном городе мы с вами оказались?

Дети: Это Цветочный город.

Воспитатель: Давайте посмотрим на карту. Она показывает, что нам надо пройти на улицу Колокольчиков.

Дидактическая игра «Отгадай героя»

(Дети отгадывают загадки. На магнитную доску вывешиваются картинки с изображением героев)

Это умный коротышка

Прочитал уже все книжки

Он и вправду много знает

И девчат не обижает.

(Знайка).

Это друг Незнайки верный

Очень скромный он наверно

Он отличный музыкант

У него большой талант.

(Гусля).

«В шляпе с круглыми полями,

и в штанишках до колен.

Занят важными делами,

лишь учится ему лень.

Кто он? Быстро отгадай – ка, как зовут его?

(Незнайка)

Этот очень, очень важный

Он с касторкою отважно

На болезнь бросается

Всех лечить старается.

(Доктор Пилюлькин).

Эти двое малышей

Механики отличные

Все могут сделать и быстрей

И лучше заграничного.

(Винтик и Шпунтик).

Этот – мастер рисовать

Красками и кистью

Может он нарисовать

И портрет и листья.

(Тюбик).

Очень смелый коротышка.

Он с ружьем наперевес,

Бульку взяв к себе под мышку,

На охоту топал в лес.

(Пулька)

Этот мальчик – сладкоежка,

Любит сладенький сироп.

Не мешала бы пробежка,

Фрукты, овощи, укроп.

(Сиропчик)

Воспитатель: Вот и нашлись все герои нашей книжки. Отправляемся дальше.

Аллея Ромашек

Дидактическая игра «Чей предмет?»

(Дети становятся вокруг стола. На индивидуальных листах соединяют стрелочкой героя и его предмет)

Книга – Знайка.

Бинт – Пилюлькин

Гаечный ключ и гайка – Винтик и Шпунтик

Печенье – Сиропчик

Ружьё – Пулька

Краски – Тюбик

Дудочка – Гусля

Воспитатель: Молодцы, отправляемся дальше.

Бульвар Васильков

Воспитатель: Почти все страницы нашей книги заполнились. Осталось найти автора этой книги. Кто ее написал. Вы знаете? Найдите его портрет.

Воспитатель: Вы правы, эту книгу написал Николай Николаевич Носов. А называется она…. (Приключения Незнайки и его друзей).

Николай Николаевич Носов родился в 1908 году. Его отец был актером, а мама была рукодельницей и очень любила петь. В семье у них было четверо детей. С детства его увлечения были разносторонними. Он занимался музыкой, пением и любительским театром.

Как же получилось, что Николай Носов все-таки стал известен нам как детский писатель? Когда у Николая Николаевича родился сын, он начал сочинять для него сказки и рассказы. Николай Носов любил рассказывать своему сыну разные смешные истории, придумывая их на ходу. Постепенно он понял, что сочинять для детей наилучшее занятие. И его рассказы стали невероятно популярны. Они печатались в детских журналах «Мурзилка», «Костер», «Затейник». Работал Н. Н. Носов постановщиком и режиссером мультипликационных, научных и учебных фильмов

Воспитатель: Ребята, посмотрите, наша книга выздоровела. Все буквы и картинки на своих местах. Вы узнали ее? К какому жанру художественной литературы относится это произведение? Почему? Какие еще жанры художественной литературы вам известны?

В гостях у Знайки

Воспитатель: Ребята, что вы видите в доме у Знайки?

Дети: Здесь много книг.

Воспитатель: А вы узнали эти книги?

Дети: Да.

Воспитатель: Как вы думаете, что может быть общего у этих книг?

(Выслушиваются ответы детей).

- Конечно, это книги о детях, все их написал Николай Николаевич Носов.

(Дети садятся на стулья)

Воспитатель: поиграем в игру: «Угадай произведение по стихотворению»

- Ребята, послушайте внимательно стихотворение.

Артем

Я вчера пугал бабулю

Та вздыхала «ох!» и «ах!»

Заряжал я в дуло пули

А потом стрелял «пиф – паф!»

Ничего себе игрушка – испугалась старушка.

Воспитатель: к какому рассказу оно может подойти? («Саша»)

Воспитатель:

1. Что Саша просил у мамы? (пистолет)

2. У кого еще, кроме мамы, Саша просил игрушку? (у сестер)

3. Кто испугался выстрела из Сашиной игрушки? (старушка)

4. Зачем зашел к Саше в квартиру милиционер? (отдать пистолет)

Воспитатель: послушайте следующее стихотворение.

Обойди хоть все дворы –

Лучше не найти горы.

Осторожно! Берегись!

Детвора несется вниз

Стоя, сидя, на коленках,

На картонках и фанерках.

Не зевайте впереди,

Не вставайте на пути!

Воспитатель: к какому произведению можно отнести это стихотворение? (рассказ «На горке»)

Воспитатель:

1. Как зовут героя этого рассказа? (Котька Чижов)

2. Что мальчик сделал с горкой? (посыпал песком)

3. Зачем? (чтобы залезть на горку)

4. Как Котька исправил свою ошибку? (засыпал песок снегом)

Воспитатель: следующее стихотворение.

Он хрустящий, ароматный

И на вид весьма приятный

Всякое украсит блюдо

А соленый – просто чудо!

Любит он тепло и влагу

Огород ему во благо

Кто же этот молодец?

Ну конечно … (огурец)

Воспитатель: О каком произведении идет речь? («Огурцы»)

Воспитатель:

1. Что украли на колхозном огороде Павлик и Котька? (огурцы)

2. Что мама сказала Котьке сделать с крадеными огурцами? (отнести обратно)

3. Как отреагировал сторож, узнав, что именно Котька украл огурцы? (пояснил, что это неправильно, что воровать нехорошо)

4. Сколько огурцов съел по дороге к колхозному огороду Котька? (один)

Воспитатель: молодцы, все книги узнали.

Физкультминутка с Незнайкой.

Воспитатель: Ребята, а сегодня мы познакомимся ещё с одним рассказом Николая Николаевича Носова «Леденец».

Чтение рассказа «Леденец».

1. Чтение рассказа с показом иллюстраций на экране.

2. Беседа по содержанию.

- Как зовут главного героя рассказа? (Миша)

-Что сказала ему мама перед уходом? (Веди себя хорошо. За это я подарю тебе большой красный леденец)

- Миша послушался маму? (Нет)

- Что сделал Миша после ухода мамы? (подошел к буфету)

- Что Миша увидел в буфете? (сахарницу)

- Что было в сахарнице? (леденец)

- Что Миша стал делать? (облизывать леденец)

- Что произошло с сахарницей, когда Миша хотел поставить ее на место? (прилипла к рукам, упала и разбилась на две половинки)

- Как поступил Миша? (соединил половинки, чтобы было не заметно)

- Что спросила мама, когда вернулась? (как ты себя вел)

- Как вы думаете, Миша заслужил леденец? (нет)

- Почему? (обманул маму, не послушал ее)

- Как бы вы поступили на месте Миши? (ответы детей)

3. Повторное чтение рассказа.

Для того, чтобы вы смогли сами рассказать рассказ «Леденец» мы давайте расставим схемы по порядку. Я начну читать рассказ еще раз, вы внимательно слушайте и подумайте, какая схема подойдет к этому отрывку.

4. Самостоятельный пересказ детей.

Воспитатель: Вам понравился рассказ?

- Как называется рассказ, который учились рассказывать? (Леденец)

- Кто его написал? (Н. Носов)

- Как звали главного героя рассказа? (Миша)

Воспитатель: Интересно в гостях у Знайки? А нам пора отправляться дальше. Карта нас направляет к Огурцовой реке. Пойдемте.

Огурцовая река

Воспитатель: Дорогая Книга, наши дети любят книги, знают правила обращения с книгой. У каждого ребёнка есть любимая книга.

Воспитатель: Дорогая Книга, а наши ребята знают пословицы и поговорки о тебе.

Дети называют пословицы и поговорки:

Кто много читает, тот много знает.

Дом без книги – дом без души.

Книга – источник знаний.

Книга – твой друг, без нее как без рук.

Воспитатель: Правильно, ребята, книги, как мудрые добрые друзья вводят в удивительный и прекрасный мир - рассказывают о земле и космосе, о жизни детей в нашей стране и других странах, знакомят с миром природы, рассказывают о жизни растений, животных и птиц.

Книжки - лучшие друзья.

Нам без книг прожить нельзя!

Книга приготовила для нас сладкое угощение! Спасибо!

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Скажем волшебные слова. Закройте глаза и повторяйте: «Раз, два, три, четыре, пять, возвращаемся в детский сад»

Дети повторяют слова, звучит музыка

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие?

- Где мы побывали сегодня?

- О произведениях какого детского писателя мы разговаривали?

- Вам понравились эти произведения?

- Какой рассказ вам понравился больше всего?

Воспитатель: ребятки, вы уже научились читать. Так что желаю вам познакомиться с большим количеством интересных произведений детских писателей. И научиться сопереживать героям этих книг. А мы в группе будем с вами продолжать наши увлекательные минутки чтения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Путешествие по сказкам. Методическая разработка «Сказки это интересно! »

Путешествие по сказкам. Методическая разработка «Сказки это интересно! »...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».

Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок». 1.Сказочный кроссворд 2. Игра «Узнай нас». 3. Игра «Волшебная корзинка» 4.Сказочные задачки. 5. Игра «Из какой сказки»? Найди...

КВН для всей семьи «Путешествие по сказкам» «Сказка – лож, да в ней намек….»

Способствовать формированию традиций семейного чтения, расширить и закрепить знания детей о сказках и сказочных героях; развитие интереса и уважения к народной культуре; создание мотивации к чте...

Путешествие - викторина по сказкам \'\'Путешествие в сказку" Средняя группа

Решаемые задачи: Закреплять знания детей о знакомых сказках (названия сказок, их героев), способствовать пониманию детьми произведений народного фольклора.Формировать православное мировоззрение, ...