Выступление на МО дошкольных работников Курманаевского района: "Технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Галина Петровна Круглова

   Создать условия развития критического мышления посредством интерактивного включения дошкольников в образовательный процесс. На районнам совещании был рассмотрен вопрос по развитию технологий критического мышления у детей дошкольного возраста, что даёт оптимальные возможности развить речь у детей. Работая в режиме данной технологии, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на МО дошкольных работников  Курманаевского района

25.03.2021 г

Круглова Г.П. воспитатель МАДОУ «Курманаевский детский сад №1 «Теремок»

Технологии развития критического мышления в ДОУ

 Основным приоритетом развития образования сегодня становится его личностно ориентированная направленность. Задача воспитателя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.

Термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л.С. Выготский.

В России это понятие стало употребляться сравнительно недавно.
Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочное, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил.

Технология развития критического мышления дает возможность развивать и творческий и интеллектуальный потенциал ребёнка-дошкольника, формировать предпосылки универсальной учебной деятельности.

 Цель данной технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения дошкольников в образовательный процесс.

 Технология Развития Критического Мышления  позволяет решать задачи:

- образовательной мотивации:

- информационной грамотности

- социальной компетентности:

В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).

Первая стадия – «вызов». Ее присутствие на каждом занятии обязательно. Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ребёнка знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме,

- побудить дошкольников к активной работе на занятиях и дома

Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа дошкольника с новым материалом. Эта стадия позволяет дошкольнику:

-получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями.

Технология развития критического мышления является оптимальной методикой направленной на развитие речи детей. Работая в режиме данной технологии, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Технология развития критического мышления является оптимальной методикой для решения данной задачи. Работая в режиме данной технологии, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Результативность Критического мышления включает в себя:

самосовершенствование личности;

развитие творческих способностей;

умения критически мыслить и принимать взвешенные решения;

сформированность навыков самостоятельной и групповой работ;

интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс.

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов.

Первый этап – «вызов» - пробуждается интерес к теме.

Второй этап – «осмысление» - осмысленная работа с текстом или информацией.

Третий этап – «рефлексия» - размышления, формирование личностного отношения.

Первая стадия – «вызов».
Ее присутствие на каждом занятии обязательно. Эта стадия позволяет:

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/15/s_5b9c4b70b375e/950520_1.png

Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа дошкольника с новым материалом, причем работа, направленная и осмысленная. Стадия позволяет:

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/15/s_5b9c4b70b375e/950520_2.png

Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к проблеме и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/15/s_5b9c4b70b375e/950520_3.png

Таким образом стадия(вызов это-…..осмысление –это…рефлексия….)

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/15/s_5b9c4b70b375e/950520_4.png

Приёмы развития критического мышления:

На стадии вызова эффективен прием «Верные – неверные суждения».

Детям предлагаются несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на личный опыт или угадывание.

Идет настраивание на изучение нового, выделяются ключевые моменты. Какие из утверждений были верными можно узнать на стадии рефлексии. Еще этот материал можно использовать при проверке усвоенного материала. Причем ответ на суждение может быть как вербальным, так и сигнальным (сигнальные карты или тесты-раскраски).

Еще один прием – это «Корзина идей».

«Корзина идей» предполагает выяснить, какие знания уже есть у детей по данной теме. Этот прием накапливает знания. Предлагаем детям положить в корзину то, что им уже известно по данной теме.

Ребята выбирают картинки, опорные схемы, предметы и кладут в корзину. В течении недели мы узнаем что-то новое и наша корзина пополняется. В обобщающей беседе, мы перебираем содержимое корзины и подводим итоги.

На стадии осмысление эффективен прием « толстых» и «тонких» вопросов

Тонкие вопросы требуют односложного ответа. И задаются со словами: Кто? Что? Когда? Как звать?

А толстые вопросы требуют развернутого ответа. Звучат примерно так: дайте объяснение, почему…? А что, если…? Почему вы думаете, что…?

Чтение со стопами.

Особенностью его использования в технологии критического мышления является то, что чтение воспитателем проводится дозировано. После каждой смысловой части делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный  поиск ответа на основной вопрос.

Прием «Написание синквейна»

В переводе с французского слово означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

Строгие правила синквейна закрепляют за каждую строкой не только количество слов, но и части речи, которыми может воспользоваться автор.

Памятка «Правила написания синквейнов».

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка  это описание темы в двух словах как правило, именами прилагательными.

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия…).

Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к теме.

Последняя строчка – это слово - синоним (метафора) из одного слова, которое передаёт суть темы.

Так как дети не умеют писать и читать, то мы стараемся составлять синквейны устно, а также с использованием условных обозначений предметов, схематических записей.

Схема:

Существительное.

Прилагательное, прилагательное

Глагол, глагол, глагол.

Предложение - отношение к теме

Синоним к первой строке.

Пример синквейна:

Собака

мохнатая, преданная

охраняет, играет, лает

друг человека

домашнее животное

«Синквейны – загадки».
Первое слово – тема не произносится (закрывается). Остальные строчки остаются без изменений. По описанию нужно догадаться, какая была задана тема. Нужно учитывать то, что чем точнее составлены описания, тем больше вероятность отгадать синквейн.

???????

добрый, дружелюбный

поет, учит, прощает

мурлыка и баюн

мультяшный герой (КОТ)

Метод «Шесть шляп мышления» https://fs.znanio.ru/methodology/images/98/d9/98d96842d4db979724a4cfb380e8289be6ec4250.jpg

В основе» «6 шляп» лежит идея параллельного мышления Эдварда де Боне. Каждая шляпа определяет свой режим мышления:

- белая шляпа- (в этом режиме дети сосредоточены на той информации, которой распологаем-только факты и цифры.).

- красная  шляпа- чувства, эмоции(красный цвет наводит на мысль об огне),Эта шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями ребёнка.

- черная  шляпа– критика(это режим критики и оценки, он указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться у ребёнка).

- желтая  шляпа– позитив(наводит на мысль о солнце и оптимизме. По этой шляпе дети стараются найти достоинства и приимущества предложения).

- зеленая шляпа – творчество(это режим напоминает о растениях ,росте, энергии, жизни, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения ребёнка).

- синяя шляпа– управление процессом(используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего хочет достичь ребёнок в результате.

Трудности, которые испытывает педагог, работая в данной технологии.

1. Не все дети способны работать с большим объёмом информации.

2. Технология не всегда эффективна в слабых подгруппах (как и любая другая, развивающая).

3. С технологией нужно подробно ознакомиться, желательно пройти необходимые курсы, посетить семинары, уроки коллег. Это является одним из условий.

4. Затруднения в оценивании. Например, когда работают в группе (кто-то пассивен).

Плюсы в технологии Развития  Критического Мышления:

1. Активизирует мышление.

2. Учатся здоровой дискуссии.

3. Делать выводы.

4. Принимать продуманные решения.

5. Способствует активности в образовательной деятельности.

6. Формируются коммуникативные навыки.

7. Учатся работать с большим объёмом информации.

8. Учатся классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию.

9. Учатся с уважением выслушивать различные мнения товарищей.

10. Излагают идеи своими словами и осваивают новый словарь.

11. Принимаются любые аргументы, идеи, факты, предположения, т.е. дети не боятся высказывать своё мнение и быть высмеянным.

12. Разнообразие приёмов, которые педагог может варьировать, изменять, подстраивать под себя.

13. Вырабатывают собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.

14. В основе технологии лежит чёткая структура, различные приёмы, формы работы, частая смена деятельности.

Используя названные приёмы технологии критического мышления, мы решаем очень важные задачи.

Во-первых, делаем процесс обучения интересным.

Во-вторых, формируем такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха.

И, в-третьих, воспитываем качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы. 

Источники:

  1. https://infourok.ru/prezentaciya-tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-4281828.html 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Ребёнок почемучка. Развитие критического мышления у детей дошкольного возраста"

Советы родителям, как разитьь у ребёнка уение делать умозаключения и самостоятельноо принимать обдуманые решения....

Презентация по теме: "Технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста" для работников дошкольного образования

  Создать условия развития критического мышления посредством интерактивного включения дошкольников в образовательный процесс. На районнам совещании был рассмотрен вопрос по развитию технол...

Технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста

Человек, который обладает критическим мышлением, способен:- понимать логические и причинно-следственные связи между разными идеями и понятиями;- быстро анализировать суждения окружающих и оценивать их...

Семинар по теме: « Кубик Блума – технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста»

Форма проведения : лекция.Автор : Воробьева Лариса Владимировна ( воспитатель дошкольной группы)Цель:- познакомить с новой технологией и повысить уровень профессионального мастерства педагогов,- разви...

Мастер-класс для педагогов "Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) детей дошкольного возраста в условиях обновления содержания дошкольного образования" (презентация)

Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) детей дошкольного возраста является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании ...

Мастер-класс для педагогов "Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) детей дошкольного возраста в условиях обновления содержания дошкольного образования"

Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) детей дошкольного возраста  является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формиро...