Конспект занятия "Петушок и бобовое зёрнышко"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Энгельс Елена Ивановна

Занятие по развитию речи с использованием активных методов обучения: словесных (беседа, рассказ), загадки, обобщающие вопросы, проблемные ситуации, драматизация, наглядный (иллюстрация, модульные фигуры, игра.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_petushok_i_bobovoe_zyornyshko.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Петушок и бобовое зёрнышко»

Тема: «Петушок и бобовое зернышко» - русская народная сказка.

Образовательная область – «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, коммуникативная.

Цель: закрепить знания о русских народных сказках, развивать речь, память, воображение в процессе знакомства со сказкой «Петушок и бобовое зернышко».

Задачи:

Образовательные:

- формировать умения у детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, повторять отдельные слова и фразы из текста;

- познакомить с зерновой культурой – бобами, ввести в активный словарь детей слова: боб, бобы, бобовое зернышко;

- добиваться четкого произношения звуков в слогах и фразах;

Развивающие:

- развивать связную речь, интонационную выразительность речи, развивать внимание, наблюдательность, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитывающие:

- воспитывать взаимопомощь, любовь к русским народным сказкам, доброжелательное взаимодействие со сверстниками.

Форма: групповая.

Методы: словесный (беседа, рассказ), загадки, обобщающие вопросы, проблемные вопросы, драматизация, наглядный (иллюстрации), игра.


1. Организационный момент.

Ребята, вы любите сказки? Вот мы сейчас и проверим. мы должны выполнить задание: отгадать, из какой сказки эти слова:

- Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, а ты кто? - А я зайка-побегайка.

- Не садись на пенёк, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке

- Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк…

- Солнце высоко, колодец далёко, пот выступает, жар донимает. Сестрица, напьюсь я из копытца.

Молодцы, ребята. Все сказки отгадали.

Нас ждет новая сказка. Попробуйте узнать ее героев, разгадав загадки:

Птица ходит по двору,

Будет деток поутру,

На макушке гребешок,

Кто же это? (Петушок) – на столе появляется петушок

Вроде птица - не летает,

Ходит, зерна собирает.

Мусор лапками сгребает,

И цыпляток подзывает. (Курица) - появляется курочка.

2. Введение в тему.

- А петушок и курочка – это кто? (одним словом) - Птицы. (Ответ детей).

- А какие это птицы домашние или дикие?

- А какие птицы называются домашними? (Ответы детей)

Воспитатель: - Скажите мне, а что курочка и петушок любят клевать? (зернышки). Посмотрите, здесь на тарелочке лежат зернышки.

Показ детям зернышек ячменя и бобов.

Воспитатель: - Вы знаете, как они называются? (Ответы детей)

Воспитатель: Вот эти большие зернышки называются «бобы». Давайте хором скажем это слово (бобы). На тарелке много (бобов). А как можно назвать одно зерно? (Боб). Как вы думаете, почему петушок подавился? Потому что боб большой.

3. Физкультминутка

Об - об - об – об Маршируем на месте, руки на поясе

Вот лежит на блюдце боб. Руки поднять вперед ладонями вверх

Бы – бы – бы- бы Маршируем на месте

Любят курочки бобы. Присесть и постучать пальцами по полу

Воспитатель: - Сейчас я вам расскажу сказку о петушке и курочке, которая так и называется «Петушок и бобовое зернышко». Садитесь, пожалуйста, на стульчики. Сядьте поудобнее, ножки поставьте ровно на пол, спинки выпрямите. Итак, сказка начинается.

4. Чтение текста сказки «Петушок и бобовое зернышко» в обработке О. Капицы

5. Беседа по содержанию (основная цель - уточнение содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности, лексического значения новых слов).

Воспитатель: - Ребята, понравилась вам сказка «Петушок и бобовое зернышко»? (Ответы детей)

- Какой герой вам больше всех понравился? (Ответы детей).

- Что произошло с петушком? (Петушок подавился бобовым зернышком)

- Почему так случилось? (Петушок не послушался курочку. Торопился, когда клевал зернышки)

- Какие слова говорила курочка петушку, когда просила его не торопиться? («Петя, не торопись. Петя, не торопись»)

Проводится игра с мячом. Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч каждому ребенку, называя слово. Ребенок возвращает мяч воспитателю, произнося это слово ласково: зерно – зернышко, петух – петушок, курица – курочка, хозяйка – хозяюшка, масло – маслице, корова – коровушка, трава – травушка.

Воспитатель: - К кому курочка обращалась за помощью? (К хозяйке, коровушке, хозяину, кузнецу)

- А кто такой кузнец? (Ответы детей)

- Посмотрите, кузнец – это профессия, связанная с огнём и обработкой металла. Кузнецы нагревают металл в жарких печах. Металл становится мягким, податливым и из него можно делать любые изделия.

- О чем курочка просила хозяйку? (Курочка просила дать ей маслица)

- О чем курочка просила коровушку? (Курочка просила дать ей молочка)

- О чем курочка просила хозяина? (Дать ей травки)

- О чем курочка просила кузнеца? (Дать ей косу) - А вы знаете, что такое коса? Для чего она нужна?

- Коса - это такой инструмент. Она нужна, чтобы косить траву.

Воспитатель: - Дети, в этой сказке нам встретилось очень много ласковых слов. Помните, как курочка обращалась к корове? (коровушка). Давайте вспомним их и поиграем в игру «Назови ласково». Я буду называть слова, а вы назовёте их ласково.

6. Игра с мячом «Назови ласково»

- Кто-нибудь отказал курочке в ее просьбе? (Нет). Все герои, которые помогали курочке, какие они? (добрые, дружные, отзывчивые).

- Ребята, а что можно сказать о петушке в этой сказке, какой он? (непослушный, торопливый).

- Смогла ли курочка вылечить петушка? (Да). Что мы можем сказать про курочку, какая она? (заботливая, не бросила петушка в беде).

- Чему же учит эта сказка? (Эта сказка учит всех не торопиться во время еды, а также быть добрыми, отзывчивыми и не бросать друзей в беде, помогать всем)

7. Итог. 

Назовите мне сказку, с которой мы сегодня с вами встретились. («Петушок и бобовое зернышко»).

Нас ждёт ещё один сюрприз. Посмотрите, раскраски к какой сказке вы видите? Все герои сказки есть. Если захотите, можете выбрать себе раскраску, она поможет вам рассказать сказку дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованное представление «Петушок и бобовое зёрнышко» (по русской народной сказке «Петушок и бобовое зёрнышко»)

Цель: формировать у детей дошкольного возраста интерес к устному народному творчеству в процессе театрализованной деятельностиЗадачи:• создать психологический комфорт в процессе театрализации;• способ...

Конспект НОД Чтение художественной литературы в средней группе: Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».

прививать у детей чувство любви к русскому фольклору, через чтение, рассказывание  русских  народных  сказок. Развивать речь детей посредствам театрализованных игр....

Конспект НОД в средней группе по программе «Социокультурные истоки» по теме «Дороги добра» на примере сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»

Конспект НОД по программе "Социокультурные истоки" по теме "Дороги добра" на примере сказки "Петушок и бобовое зернышко" с использованием интерактивной панели....

Конспект совместной деятельности «Петушок и бобовое зёрнышко»

Конспект совместной деятельности по чтению художественной литературы...

Конспект занятия по развитию речи для дошкольников от 4 до 5 лет Тема: «Знакомство с русской народной сказкой Петушок и бобовое зёрнышко»

Цель. Ознакомление со сказкой «Петушок и бобовое зернышко».Задачи:- Учить детей отвечать полным предложением на вопросы по содержанию сказки;- Развивать связную речь, интонационную выразит...