Роль устного народного творчества в развитии речи детей 2-3 лет.
материал по развитию речи (младшая группа)

Тихомирова К.А.

Большую роль устное народное творчество играет в развитии звуковой культуры речи, так как учит детей правильно четко и отчетливо произносить звуки и слова, переносить эти навыки в обычную разговорную речь. Этому способствуют чистоговорки, скороговорки. Заучивание стихов, потешек, считалок совершенствует речевой слух, вырабатывается правильное речевое дыхание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnoe_narodnoe_tvorchestvo_v_razvitii_rechi_detey_2.docx15.04 КБ

Предварительный просмотр:

Роль устного народного творчества в развитии речи детей 2-3 лет.

Формирование речи ребенка начинается с первого года жизни, и играет важную роль в психологическом процессе развития. Становление речи ребенка зависит от следующих факторов, например, социальной среды, возраста и пола ребенка (считается, что мальчики начинают разговаривать несколько позже, чем девочки), психологического контакта с матерью, физиологического развития, функционирования головного мозга и т.д.

Также необходимым условием в формировании речи является постоянный контроль и стимулирование ребенка в произношении звуков и слогов, так как в ходе общения со взрослым, у дошкольника появляется потребность в речевой активной деятельности.

Благоприятным периодом для становления речи и ее усвоения считается младший дошкольный возраст. В данном возрасте начинается возрастание речевой активности, обогащение словарного запаса ребенка, удлинение и усложнение речевых высказываний, превращение их в рассказы, совершенствование их грамматических оформлений, возрастание роли речи как одного из средств регулирования поведения, а также, формирование звуковой культуры речи.

В данном периоде у детей уже хорошо и правильно сформированы понятия об объектах ближайшего окружения. В речи уже появляются наречия, предлоги и прилагательные. Дети начинают, при помощи взрослых, передавать содержание знакомой сказки либо рассказать наизусть стихотворение. Речь представляет собой одно из важных средств для развития личности ребенка в целом. Понимая речь окружающих и, постепенно совершенствуя свою собственную речь, ребенок тем самым, более самостоятельным. Развитие речи ребенка, с первого же года жизни, начинает оказывать значение на всю его последующую жизнь, из чего можно сделать вывод, что развитие речи важно начинать именно с первых лет жизни ребенка. У детей младшего дошкольного возраста проявляется большой интерес к произведениям устного народного творчества, так отмечено многими исследователями. Они определили то, как влияют произведения устного народного творчества на образность и выразительность речи детей, как формируются творческие умения ребенка в процессе того, как он осваивает художественно-речевые образы произведений устного народного творчества, пути в развитии русской речи, с помощью словесного народного творчества.

Под устным народным творчеством понимают огромное наследие каждого народа, которое развивалось веками, отталкиваясь от взгляда на жизнь, общество, природу, показатель его талантов и возможностей, и дети, наилучшим образом, воспринимают именно фольклорные произведения. Важно, что через ознакомление и усвоение устного народного творчества у детей формируются не только навыки овладения и усвоения родного языка, но, также, возникает приобщение к культуре своего народа, освоение его аутентичности, а, кроме того, они получают первые и важнейшие впечатления о родном языке. Поэтому перед педагогом поставлена главная задача по речевому развитию у детей раннего дошкольного возраста – освоить с ними разговорную речь, т.е. овладеть родным языком. Важно отметить, что знакомство детей с устным народным творчеством должно быть включено как в ежедневные режимные моменты, так и в игровую деятельность, поскольку именно в игре у ребенка развивается устная речь, фантазия и воображение, она влияет на развитие духовности, формирует в детях определенные нравственные нормы и правила поведения. Уже на ранних этапах жизни ребенка возникает возможность его приобщения к народной поэзии при помощи детского фольклора. Среди произведений устного народного творчества, следует выделить малые фольклорные формы, а именно загадки, потешки, колыбельные и считалки. Освоение форм словесного общения начинается с колыбельных песен, что в дальнейшем помогает малышам запоминать слова, словосочетания, осваивать разнообразные стороны речи, такие как лексическую и грамматическую. Потешки, считалки и заклички – это богатейший материал для развития звуковой культуры речи. У детей формируется правильное восприятие поэтической речи, а также интонационная выразительность. Сказку в устном народном творчестве называют самым большим чудом. В ходе чтения сказки мы незаметным образом оказываемся во власти вымышленного сюжета. Сказка призывает нас к борьбе со злом, с врагами, зовет отстаивать добро, справедливость, утверждает нравственные законы жизни, предельно ясно выражает принципы нравственного поведения, нормы общения и раскрывает перед нами эстетические идеалы. С помощью сказок мы верим в силу доброты, которая всегда побеждает и преодолевает трудности в борьбе со злом. Непосредственное восприятие произведений устного народного творчества – это очень сложный процесс, который развивается во внутренней деятельности малыша, где одновременно принимают участие такие психические процессы, как воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции и воля. Все эти процессы играют важную роль и выполняют свои функции в развитии общей деятельности – знакомстве с явлениями окружающего мира через искусство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль устного народного творчества в развитии речи детей.

Тема: «Развитие внимания и эмоционально-волевой среды детей младшего дошкольного возраста» Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные техн...

план самообразования "Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста"

цель самообразования: выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста...

Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятель...

Роль устного народного творчества в развитии речи детей.

Фольклор - прекрасное средство для развития у ребенка всех сторон речи....