Образовательная деятельность в средней группе "Кот ученый и нерпа"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Солянкина Елена Геннадьевна

Создание условий для совершенствования у детей 4-5 лет речевых и творческих способностей через ознакомнение с окружающим миром родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_deyatelnost_v_sredney_gruppe.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность в средней группе

Тема: «Кот ученый и нерпа»

Место проведение:

Пивоваровский детский сад общеразвивающего вида

Группа «Смородинка»

Провела воспитатель: Солянкина Елена Геннадьевна

С. Пивовариха 2022 г.

Цель

Создание условий для совершенствования у детей 4-5 лет речевых и творческих способностей через ознакомнение с окружающим миром родного края.

Задачи

Знакомство с новой сказкой через театрализованное представление.

Упражнять детей в пересказе,  отвечая на вопросы по сюжету, делать выводы.

Продолжать работу по отработке приемов лепки (разделение кусочка на части с помощью стеки, раскатывание в шар, колбаску,  соединение частей способом сглаживания, передача характерных форм) работа по образцу.

Способствовать развитию памяти, внимания,  моторики, творческого воображения.

Воспитание интереса к творчеству писателей родного края,

Материалы и оборудование

Театральная ширма, декорации к сказке, мягкие игрушки кота и нерпы. Текст сказки «Кот ученый и нерпа»  Василия  ПантелеймоновичаСтародумова. Портрет Василия  ПантелеймоновичаСтародумова. Изображение нерпенка, кота.

Раздаточный материал

Фигурка нерпы или нерпенка, пластилин белого, черного цвета, стека, дощечка для лепки.  

Предварительная работа с детьми

Знакомство с творчеством сибирских писателей и поэтов. Чтение сказок В П Стародубова о Байкале и Ангаре. Знакомство с героем сказки Пушкина Котом – ученым.  Рассматриванием нерпы (фото, видео), лепка кота.

Ход занятия

Организационный момент (1 мин)

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

(дети садятся на стульчики на ковре, перед театральной ширмой).

-Ребята посмотрите, что это? (показываю на ширму)

Да ,верно,я сейчас покажу вам  сказку  Василия Стародумова. "Кот учёный и нерпа"

В  Сказке может все случится
Наша сказка впереди.
Сказка в гости к нам стучится,
Скажем сказке – заходи!

Показывание сказки.  (4 мин)

Воспитатель рассказывает сказку, имитируя голоса персонажей

Кот ученый и нерпа

В. Стародумов

Помните у Пушкина:
У Лукоморья дуб зелёный, 
Златая цепь на дубе том. 
И днём и ночью кот учёный 
Всё ходит по цепи кругом...

И ходить бы учёному коту, прикованному к дубу, до сих пор, да на его счастье случилась одна из тех, известных лишь животному миру, лесных революций, которая освободила кота. Порвав цепи, кот пошёл бродяжить по белу свету — других зверей и людей повидать, да и себя показать, свободой насладиться.

Так из далёкого Лукоморья он очутился на привольном Байкале. Идёт кот учёный по берегу и припевает:

Я - котишка, мой умишко

Всё постиг, и я берусь

Запугать любых зверюшек,

Попадутся — и лягушек!

Никого я не боюсь!
И верно: кот учёный был не из робких. Всего он насмотрелся, пока добирался из Лукоморья до Байкала. Кажется, ни удивить, ни испугать его ничем нельзя было. Познакомился и с Лешим, и с Русалкой, и с Бабой Ягой, Кощея Бессмертного видел, даже ему посочувствовал. Ну сами посудите: всю жизнь чахнуть над златом! Для чего?
Но испугаться коту учёному всё же пришлось. И где? Да тут, на Байкале!
А получилось вот что: видит кот, из воды высунулась этакая усатая морда с круглыми тёмными глазами, полными любопытства. И шерсть у кота сразу встала дыбом, спина сгорбилась, хвост поднялся трубой.

Чего испугался? — фыркнув, усмехнулся диковинный зверь, не вылезая из воды.

Впервые тебя такого вижу, — преодолев испуг, ответил кот и принял свой обычный вид. — Ты кто такой?

Я — нерпа, особого рода тюлень, — охотно отозвался обитатель водных глубин. — А увидеть меня ты мог только здесь, на Байкале. Больше мы нигде не водимся. Ну, будем знакомы!

И усатая голова нерпы скрылась под водой.
Кот учёный устроился на диковинной сосне, какие бывают только на Байкале, и открыл для себя вот что: «Нет, оказывается, я ещё не всё видел на свете. И неважно, что новое иногда познаётся через страх.»
Кот был хоть и учёным, но долго не мог понять, почему он испугался нерпы, у которой такие добрые глаза.

-Вот и сказочке конец, а кто слушал, молодец!

 Беседа по вопросам: (2 мин)

-Понравилась ли вам сказка?

(да)

- Кто герои этой сказки?

(Герои сказки кот ученый и нерпа)

-Где очутился кот учёный?

(Кот очутился на оз. Байкал)

-Кого испугался кот учёный?

(Кот испугался нерпы)

-Как это произошло?

(Когда кот гулял по берегу нерпа выглянула из воды и он испугался)

-Что понял кот учёный после встречи с нерпой?

(Что новое может вызывать страх. Не нужно боятся нового)

Физминутка. (1 мин)

Засиделись мы что-то. Давайте разомнемся с нашим котиком.

Кошка утречком проснулась,

Вверх изящно потянулась,

Вниз красиво наклонилась,

Вправо-влево покрутилась,

И тихонько удалилась!

Давайте для нашего кота слепим нерпят на память. (11мин)

Лепка нерпы по образцу (рассматриваем из каких частей состоит нерпенок, проговариваем этапы работы, правила работы и техники безопасности при лепке, показ).

  • делим с помощью стеки пластилин на две равные половинки.
  • первая половина голова и туловище, раскатываем колбаску один конец утончаем – хвост
  • второй кусочек делим на две части
  • один хвост - лапы
  • второй передние ноги
  • соединяем
  • лепим нос и глаза из черного пластилина
  • Героем какой сказки стала нерпочка?

(Кот ученый и нерпа)

  • Где обитает нерпа?

(На озере Байкал)

Полюбуемся нашими нерпочками. (1 мин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос

Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...

Планирование образовательной деятельности в средней группе по образовательной области "Речевое развитие" в средней группе детского сада

Планирование образовательной деятельности в средней группе по образовательной области "Речевое развитие" в средней группе детского садаИспользованная литература:1. Валентина Гербова: Ра...

Планирование образовательной деятельности в средней группе по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе детского сада

Планирование образовательной деятельности в средней группе по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе детского сада  по рисованию, лепке, аппликац...

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Дети средней группы. МДОУ детского сада «Алёнушка» Р.П. Дергачи. Образовательная область: Речевое развитие. Проектная деятельность Тема: «Хлеб всему голова» Воспитатель: Еникеева В.Н.

Конспектнепосредственной образовательной деятельности.Дети средней группы.МДОУ детского сада «Алёнушка»Р.П. Дергачи.Образовательная область: Речевое развитие.Проектная деятельн...