Пособие для детей раннего возраста " Развивающие коврики"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Чудина Светлана Андреевна

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ подразумевает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность формирование его воображения и любознательности. Чтобы хорошо развивать познавательную сферу малыша, наилучшим вариантом считается развитие его познавательных действий.

Развивающие коврики являются хорошей развивающей дидактической игрушкой, подталкивающий ребенка к познавательным действиям, развитию речи.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kovriki.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Краткая характеристика дидактического пособия «Мягкие развивающие коврики «Времена года» и «Виды транспорта».

Маленький ребенок по сути своей- неутомимый исследователь. Он все хочет знать и ему все интересно. Повсюду он хочет засунуть свой нос. А от того сколько многообразного и интересного малыш увидел зависит то, какими познаниями он будет обладать.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ подразумевает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность формирование его воображения и любознательности. Чтобы хорошо развивать познавательную сферу малыша, наилучшим вариантом считается развитие его познавательных действий.

Развивающие коврики являются хорошей развивающей дидактической игрушкой, подталкивающий ребенка к познавательным действиям, развитию речи.  Они представляют собой ткань, на которой размещены разные картинки небольшого размера, шнуровки, резиночки, веревочки на которых находятся разные предметы.

Возможности использования развивающих ковриков как средства развития ребенка разнообразны. Коврики можно использовать в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей, а также в индивидуальной работе с ребёнком. Их можно применять как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в самостоятельных играх детей в течение дня. Также можно использовать в период адаптации к детскому саду.

Использование ковриков способствует развитию:

- мелкой моторики и памяти: благодаря восприятию множества мелких деталей и действиям с ними мозг ребенка активно развивается;

- координированности действий рук, развитию соотносящих действий: происходит это благодаря активным действиям ребенка с объектами, размещенными на поле – шнуровками, липучками, резинками, пуговками и пр. Ребенок учится управлять руками и направлять движения правильно, чтобы достичь цели – повесить яблоко, посадить бабочку на цветок, провести машинку по дорожке в нужное место и пр.;

- усидчивости: обычно малышу трудно сосредоточить внимание надолго, а благодаря множеству предметов, размещенных на ковриках, он может заниматься их изучением-исследованием более длительно;

Коврики способствуют:

  • освоению цвета. В оформлении ковриков используются различные предметы ярких цветов, которые легко запоминаются ребенком при многократной практике.
  • освоению форм. Во многих деталях развивающей игрушки используются геометрические фигуры, которые легко исследовать не только зрительно, но и тактильно.
  • расширению знаний об окружающем мире. В модулях развивающих ковриков используются разнообразные картинки и предметы (растения и животные, транспорт, и пр.) сшитые из различных тканей

Своими руками можно сделать очень интересные развивающие коврики с самым различным содержанием, ориентируясь на интересы и предпочтения ребенка, образовательные задачи, имеющиеся ресурсы. Игра, сделанная своими руками, приобретает большую ценность для ребёнка, чем купленная в магазине.

Актуальность изготовления пособия «Развивающие коврики» в группе раннего возраст

В начале учебного года, когда детки приходят в детский сад многие не разговаривают и заинтересовать таких малышей, побудить их к речевой активности нелегко. Поэтому было принято решение способствовать познавательной деятельности деток и развивать речь. За идею мы взяли дидактическую игру. Так как детки маленькие, и чтобы вызвать интерес и познания, был придуман дидактический стол-коврик. Коврики надеваются с помощью резинок на столы. Со всех сторон можно подойти группе детей, также можно сесть и индивидуально поиграть с ковриком. Коврики сшиты из. различных видов ткани.  разных цветов. Так в группе появилось интересное развивающее пособие. Наши столы- коврики включают в себя:

Стол-коврик «Времена года» (разделен на 4 части-четыре времени года)

Зима:

  • Кусты в снегу (сюрпризный момент внутри зайцы)
  • Елка на липучках из геометрических фигур (внутри различные бусинки)
  • Снеговик на липучках из геометрических фигур

Весна:

  • Речка с льдинками из геометрических фигур на веревке.
  • Кораблики на ленте разной величины
  • Сугробы на липучках
  • Дерево с почками.

Лето:

  • Различные насекомые на шнуровке (основных цветов)
  • Цветы с липучками (основных цветов)

Осень:

  • Деревья с фруктами (яблоки и груши)
  • Огород с овощами
  • Корзины для сбора фруктов
  • Модуль Солнце. Тучка с капельками дождя и снега. Радуга
  • Стол-коврик «Виды транспорта» (все пуговицы находятся под сеткой)
  • Машинки (грузовые, легковые, спецтранспорт)-пуговицы-самолеты. Вертолеты-пуговицы,
  • Корабли, лодки, яхты-пуговиц
  • Различные фигуры для сбора транспорта

Методические рекомендации по использованию дидактических столов-ковриков в работе с детьми раннего возраста

Описание изготовления ковриков:

Для изготовления ковриков понадобятся следующие инструменты:

  • Иголка и нитки, швейная машинка

В качестве предметов для содержания ковриков: мы использовали реквизиты:

  • Шнурки.
  • Различная ткань
  • резинки, бусинки, пуговицы, липучки и прочие материалы.

Сначала необходимо вырезать из ткани основу для ковриков, а затем на ней согласно эскизу разместить детали, прикрепив их с помощью иголки и нитки, клея, липучки и пр. материалов. Обязательно проверить прочность соединений, обеспечивая требование безопасности игрового оборудования.

Использование дидактических столов-ковриков в образовательной деятельности

Дидактическое пособие разработано для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет.

Цель: познавательно-речевое развитие детей раннего возраста через зрительно-тактильно-двигательное восприятие объектов окружающего мира.

Задачи:

  1. Развивать мелкую моторику ребенка раннего возраста, соотносящие действия;
  2. Способствовать речевому развитию ребенка, расширяя лексику и побуждая к активному использованию речи в процессе игровых действий с пособием
  3. Обогащать сенсорный опыт, совершенствовать разные виды восприятия ребенка (зрительное, кинестетическое) в процессе организации игры-обследования столов - ковриков
  4. Расширять представления детей об окружающем мире

Примеры использования и описание столов-ковриков с целью развития детей раннего возраста

Для развития речи и стимулирования мыслительных операций используем дидактические игры:

  1. «В гостях у пчелок» Воспитатель рассказывает про насекомых дети подражают жужжанию.  Пчел. Дети сажают пчел на жёлтый цветок.
  2. «Дождик» Воспитатель рассказывает про погоду летом. Показывает, что пошёл. Сильный(громкий)- маленький(тихий) дождь. имитация движений «дождик.»
  3. «Кто спрятался в кустах»
  4. «Огород», «У бабушки в деревне» «Как сигналит пожарная машина», «Как гудит пароход», «Солнечная полянка», «На реке», «Помоги собрать урожай», «Назови одним словом», «Что изменилось», «Найди и назови». «Придумаем сказку», и т.д.

Для сенсорного и речевого развития проводим игровые ситуации «Какого цвета яблочки», « Сколько груш , а сколько яблок» , « Из каких фигур сделан снеговик», « Где спрятались зайчики» « На какую фигуру похоже льдинки» « Найди такой же овощ », « Фрукты растут на дереве,» « Овощи на огороде» « Найди капусту» « Сколько яблок на дереве» « Какой кораблик плывет в право, а какой влево» « Куда спряталась гусеница»   и подобные ситуации.

В процессе игр с ковриками дети учатся общаться, развивать умение играть рядом, вместе без ссор. У них формируются основы безопасного поведения в быту, что важно для социально-коммуникативного развития.

С целью художественно-эстетического развития включаем ситуации с использованием магнитофона («Как жужжат жуки, как капает дождик, как дует ветер, как едут машины, звуки самолета» и т.п.). С помощью этого ребенок открывает мир музыкальных звуков.

Физическое развитие, развитие мелкой моторики. С помощью данного пособия учим детей застёгивать и расстёгивать пуговки, прикреплять и откреплять липучки.  Тянуть за резиночки, двигать пальчиками предметы.

Можно придумать много игровых образовательных ситуаций с детьми на основе развивающих ковриков, для этого нужны лишь желание педагога и творческий подход. Наш опыт использования развивающих ковриков показывает, что проводимые игры позитивно отражаются на развитии детей раннего возраста.

Результативность пособия.

Мы сделали вывод, что Дидактические развивающие коврики привлекают внимание детей и помогают им познавать мир. Во время игры развивается мелкая моторика, улучшается координация действий рук, повышается активность детей. Развиваются восприятие, внимание, мышление, память. Родители заметили, что развитие мелкой моторики положительно влияет на речевое развитие.

Дети могут долгое время проводить в увлекательном познании нового, с материалами ковриков быстрее разучиваются стихи и потешки.

Поэтому нами было принято решение обогащать предметную среду группы новыми пособиями.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие для детей раннего возраста "Чудо-коврик"

Развивающий коврик для детей – это комплексное дидактическое пособие, предназначенное для совместной игры взрослого и ребенка....

Развивающее пособие для детей раннего возраста дидактическая игра «Оденем Ксюшу и Илюшу»

Данное пособие предназначено для  укрепления и развития мелкой моторики, зрительно-моторной координации; формирования умения сочетать по цвету; активизации словаря детей (шорты, рубашка, фартук, ...

Развивающее занятие с использованием игр и пособий для детей раннего возраста. Тема "Кошка Мурка"

Развивающее занятие с использованием игр и пособий для детей раннего возраста. Тема  "Кошка Мурка"...

Многофункциональное игровое пособие для детей дошкольного возраста «Геометрический коврик»

Пособие способствует запоминанию основных геометрических фигур, благодаря использованию всех органов восприятия (слушаем название, смотрим изображение, трогаем руками, потом шагаем) дети лег...

Многофункциональное игровое пособие для детей дошкольного возраста «Геометрический коврик»

Данная игра предназначена для детей от 2-5 лет. Игровое пособие могут использовать как воспитатели ДОУ так и родители.Игра представляет собой дорожку из мягкого материала. Она и является игровым...

Дидактическое многофункциональное пособие для детей дошкольного возраста: «Чудо коврик»

Дидактическое  многофункциональное  пособие для детей дошкольного возраста: «Чудо коврик»Пособие  разработано с учетом современных педагогических технологий, способствующих ...