Тематическое планирование на год по развитию речи
календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема | Развернутое содержание работы | Тема занятий | Цель | |
сентябрь | ||||
Дом ребенка | 1 неделя. Познакомить с ближайшим социальным окружением ребенка (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, игрушки и пр.). | Кто у нас хороший, кто у нас пригожий. Чтение стихотворения С. Черного «Приставалка» Развитие речи в детском саду, 3-4 года В.В. Гербова. Занятие № 1 (Сентябрь) | Вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рассказа воспитателя (игры); помочь малышам поверить в то, что каждый из них – замечательный ребенок, и взрослые их любят. | |
Осень | 2. неделя. – одежда людей (осенью); | Дидактическая игра «Чья вещь?». Занятие 1 (Октябрь) | Рассматривание сюжетных картин Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными. Помочь детям понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами. «Развитие речи в детском саду3-4 года » В.В. Гербова | |
3. неделя—Сбор урожая, знакомство с домашними животными и птицей; | Звуковая культура речи: звуки а, у. Дидактическая игра «Не ошибись» Развитие речи в детском саду, 3-4 года В.В. Гербова. Занятие № 3 (Сентябрь) | Упражнять детей в правильном и отчетливом произношении звуков (изолированных, в звукосочетаниях, словах). Активизировать в речи детей обобщающие слова. | ||
4. неделя - Знакомить с особенностями поведения лесных зверей и птиц. | Дидактическая игра «Чудесный мешочек» стр. 62Комплексные занятия Т.В. Ковригина, М.В. Косьяненко, О.В. Павлова | Упражнять в умении употреблять существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко проговаривать слова. | ||
октябрь | ||||
Я в мире человек | 1 неделя - Формировать представления о себе как о человеке; об основных частях тела человека, их назначении. Закреплять знание своего имени, называть воспитателе по имени и отчеству. | Звуковая культура речи: звук у . Развитие речи в детском саду, 3-4 года В.В. Гербова. Занятие № 4 (Сентябрь) | Упражнять детей в четкой артикуляции звука (изолированного, в звукосочетания отрабатывать плавный выдох; побуждать произносить звук в разной тональности с ра громкостью (по подражанию). | |
2 неделя - Формировать первичное понимание того, что такое хорошо и что такое плохо; начальные представления о здоровом образе жизни. | Звуковая культура речи: звук о. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок» Развитие речи в детском саду, 3-4 года В.В. Гербова Занятие 3 (Сентябрь) | Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объясн содержание иллюстраций. Отрабатывать четкое произношение звука о | ||
Мой дом | 3 неделя – Знакомство с городом Урай (улицами, достопримечательностью). | Звуковая культура речи: звук о. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок» Развитие речи в детском саду, 3-4 года В.В. Гербова Занятие 3 (Октябрь) | Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объясн содержание иллюстраций. Отрабатывать четкое произношение звука о. | |
4 неделя – транспорт родного города. | Дидактическое упражнение «Что из чего получается»» «Развитие речи в детском саду3-4 года» В.В. Гербова Занятие 1 (Ноябрь) | Приобщать детей к поэзии слов по аналогии | ||
Ноябрь | ||||
Мой дом | 1 неделя – знакомство с «городскими» профессиями (врач, продавец, нефтяник); | Звуковая культура речи: звук и «Развитие речи в детском саду3-4 года» В.В. Гербова Занятие 2 (Ноябрь) | Упражнять детей в четком и правильном произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах). | |
2 неделя – знакомство с магазинами библиотеками. | «Рассматривание картины «Коза с козлятами». Дидактическая игра «Кто, кто в теремочке живет?»» Развитие речи в детском саду3-4 года» В.В. Гербова Занятие 3 (Ноябрь) | Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко проговаривать слова со звуками «к, т» | ||
3- неделя – знакомство с комнатными растениями | «Рассматривание картины «Домик малыша» «Развитие речи в детском саду 3-4 года» В.В. Гербова Занятие 3 (Ноябрь) | Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко проговаривать слова со звуками «к, т.» | ||
4 неделя – Оденем куклу на прогулку. | Игра-инсценировка «У матрешки – новоселье» Развитие речи в детском саду 3-4 года» В.В. Гербова Занятие 4 (Декабрь) | Способствовать формированию диалогической речи; учить правильно назыв строительные детали и их цвета. | ||
Декабрь | ||||
«Здравствуй, Зима!». | 1– неделя «Здравствуй, зима»; | Рассматривание иллюстраций «Зимой на прогулке» Развитие речи в детском саду, 3-4 года В.В. Гербова.Часть II, Занятие 2 | Учить детей рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать предположения | |
2- неделя - знакомство с зимующими птицами; | Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» .Развитие речи в детском саду, 3-4 года В.В. Гербова. Занятие 1 (Февраль) | Упражнять детей в четком произношении звуков м, мь в словах, фразовой речи; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи. Продолжать учить образовывать слова по аналогии | ||
3– неделя - у елочки в гостях | Дидактические игры «Эхо», «Чудесный мешочек» стр. 74 Комплексные занятия Т.В. Ковригина, М.В. Косьяненко, О.В. Павлова | Упражнять в произношении слов со звуком [э], в определении качеств предметов на ощупь. | ||
4- неделя - Новогодний праздник | ||||
Январь | ||||
Зима |
| Звуковая культура речи: звуки б, бь Развитие речи в детском саду, 3-4 года В.В. Гербова Занятие 4 (Февраль) | Упражнять детей в правильном произношении звуков б, бь (в звукосочетаниях, словах, фразах). | |
| Рассматривание сюжетных картин стр. 122 Комплексные занятия Т.В. Ковригина, М.В. Косьяненко, О.В. Павлова | Учить рассматривать сюжетную картину, давать ей название, конкретизировать действия и взаимоотношение персонажей | ||
Февраль | ||||
Русские народные сказки |
| Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди» и сюжетных картин Развитие речи в детском саду, 3-4 года В.В. Гербова. Занятие 2 (Январь) | Продолжать объяснять детям, как много интересного можно узнать, если внимательно рассматривать рисунки в книгах. Учить детей рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать предположения | |
| Рассматривание иллюстраций «Зимой на прогулке» Развитие речи в детском саду, 3-4 года В.В. Гербова. Часть II, Занятие 2 (Январь) | Учить детей рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать предположения | ||
Знакомство с транспортом | 3-неделя – знакомство с транспортом | Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» Развитие речи в детском саду, 3-4 года В.В. Гербова. Заянтие 2 (Февраль) | Упражнять в отчетливом и правильном произношении звуков п, пь. С помощью дидактической игры побуждать детей вступать в диалог, употреблять слова со звуками п, пь. | |
В гости к бабушке | 4 неделя - знакомство с кухонной посудой- готовим обед. | Звуковая культура речи: звуки т, п, к Развитие речи в детском саду, 3-4 года В.В. Гербова. Занятие 3 (Март) | Закреплять произношение звука «т» в словах и фразовой речи; учить детей отчетливо произносить звукоподражания со звуками «т, п к»; упражнять в произнесении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью. | |
Март | ||||
Мамин праздник | 1-неделя – мамин праздник | Чтение стихотворения И. Косякова «Все она». Дидактическое упражнение «Очень мамочку люблю, потому, что…» Развитие речи в детском саду, 3-4 года В.В. Гербова. Заянтие 2 (Март) | Совершенствовать диалогическую речь малышей. | |
Народная игрушка | 2–неделя - Знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек. | Звуковая культура речи: звуки [к] стр. 133 Комплексные занятия Т.В. Ковригина, М.В. Косьяненко, О.В. Павлова | Учить отчетливо произносить слова и звукоподражания со звуком [к] | |
3-4–неделя- Знакомить с устным народным творчеством (песенки, потешки и др.). | Звуковая культура речи: звуки [п] стр. 139 Комплексные занятия Т.В. Ковригина, М.В. Косьяненко, О.В. Павлова | Учить отчетливо и правильно произносить изолированно звук [п]и звукоподражательные слова с этим звуком | ||
Апрель | ||||
Весна |
| Рассматривание сюжетных картин. «Дети играют в кубики» Дидактическое упражнение на звукопроизношение (дидактическая игра «Что изменилось») Развитие речи в детском саду, 3-4 года В.В. Гербова. Занятие 1 (Апрель) | Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов (учить характеризовать местоположение предметов). | |
| Дидактическое упражнение «Когда это бывает?» Развитие речи в детском саду, 3-4 года В.В. Гербова. Занятие 2 (апрель) | Учить называть признаки времен года. | ||
| Звуковая культура речи: звук «ф» Развитие речи в детском саду, 3-4 года В.В. Гербова. Занятие 3 (Апрель) | Учить детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук ф и звукоподражательные слова с этим звуком. | ||
| Рассматривание сюжетных картин Развитие речи в детском саду, 3-4 года В.В. Гербова. Занятие 4 (Апрель) | Продолжать учить рассматривать сюжетную картину и рассказывать о том, что на ней изображено. | ||
Май | ||||
Лето | 1- неделя -сезонные изменения в природе, одежде; | Звуковая культура речи: звук с Развитие речи в детском саду, 3-4 года В.В. Гербова. Занятие 1 (Май) | Отрабатывать четкое произношение звука с. Упражнять детей в умении вести диалог. | |
| Звуковая культура речи: звук « з» Развитие речи в детском саду, 3-4 года В.В. Гербова. Занятие 3 (май) | Упражнять детей в четком произношении звука з. | ||
| Звуковая культура речи: звук «ц» Развитие речи в детском саду, 3-4 года В.В. Гербова. Занятие 4 (Май) | Отрабатывать четкое произношение звука ц, параллельно упражняя детей в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний; учить изменять темп речи. | ||
| «Что такое хорошо, что такое плохо?» стр. 225 Комплексные занятия Т.В. Ковригина, М.В. Косьяненко, О.В. Павлова | Совершенствовать диалоговую речь (умение вступать в разговор. Высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим) грамматически правильно отображать в речь свои впечатления. |
Тема | Развернутое содержание работы | Тема занятий | Цель | |
сентябрь | ||||
Дом ребенка | 1 неделя. Познакомить с ближайшим социальным окружением ребенка (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, игрушки и пр.). | Звуковая культура речи: звук [у] Стр. 17 | Упражнять в четкой артикуляции звука [у], отрабатывать полный вдох, побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью | |
Осень | 2. неделя. – одежда людей (осенью); | Звуковая культура речи: звуки [у] [а] стр. 24 | Упражнять в правильном произношении звуков (изолированных, в словосочетаниях, в словах) | |
3. неделя—Сбор урожая, знакомство с домашними животными и птицей; | Рассматривание иллюстраций к русской народной сказке «Колобок» стр. 31 | Приучать внимательно рассматривать рисунки в книгах, объясняя содержание иллюстраций , развивать диалоговую речь | ||
4. неделя - Знакомить с особенностями поведения лесных зверей и птиц. | Звуковая культура речи: звуки [о] стр. 36 | Отрабатывать четкое произношение звука [o] | ||
октябрь | ||||
Я в мире человек | 1 неделя - Формировать представления о себе как о человеке; об основных частях тела человека, их назначении. Закреплять знание своего имени, называть воспитателе по имени и отчеству.
| Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя» стр. 43 | Познакомить со сказкой «Три медведя», воспитывать чувство сопереживания за девочку, заблудившуюся в лесу. | |
2 неделя - Формировать первичное понимание того, что такое хорошо и что такое плохо; начальные представления о здоровом образе жизни. | Звуковая культура речи: звуки [и] стр. 48 | Упражнять в четком и правильном произношении звука [и] (изолировано, в слогах) | ||
Мой дом | 3 неделя – Знакомство с городом Урай (улицами, достопримечательностью). | Рассматривание картины «Коза с козлятами» | Учить рассматривать картинку, отвечать на вопросы воспитателя, упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные обозначающие детенышей животных. | |
4 неделя – транспорт родного города. | Дидактическая игра «Чудесный мешочек» стр. 62 | Упражнять в умении употреблять существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко проговаривать слова. | ||
Ноябрь | ||||
Мой дом | 1 неделя – знакомство с «городскими» профессиями (врач, продавец, нефтяник); | Игра-инсценировка «У матрешки новоселье» стр. 67 | Формировать диалоговую речь, умение анализировать изделие | |
2 неделя – знакомство с магазинами библиотеками. | Дидактические игры «Эхо», «Чудесный мешочек» стр. 74 | Упражнять в произношении слов со звуком [э], в определении качеств предметов на ощупь. | ||
3- неделя – знакомство с комнатными растениями | Звуковая культура речи стр.79 | Упражнять в отчетливом и правильном звукопроизношении; побуждать вступать в диалог в игровой ситуации . | ||
4 неделя – Оденем куклу на прогулку. | Звуковая культура речи: звуки [м] [м’], стр. 84 | Упражнять в четком произношении звуков в словах, фразовой речи; способствовать воспитанию выразительности речи; учить вставлять слова по смыслу. | ||
Декабрь | ||||
«Здравствуй, Зима!». | 1– неделя «Здравствуй, зима»; | Звуковая культура речи: звуки [б] [д], стр.90 | Упражнять в четком произношении звуков [б] [д], в словах, развивать умение заучить стихотворение, отрабатывать выразительность речи | |
2- неделя - знакомство с зимующими птицами; | Стихотворение А.Босеева «Трое», стр. 96 | Оживить в памяти детей их собственные впечатления от катания на санках, формировать диалоговую речи. | ||
3– неделя - у елочки в гостях | Звуковая культура речи стр. 102 | Упражнять детей в различении слов, прохожих по звучанию, учить четко проговаривать слова. | ||
4- неделя - Новогодний праздник | Звуковая культура речи стр. 109 | Упражнять в правильном произношении звуков (в звукосочетаниях, словах, фразах) | ||
Январь | ||||
Зима |
| Рассматривание сюжетных картин стр. 122 | Учить рассматривать сюжетную картину, давать ей название, конкретизировать действия и взаимоотношение персонажей | |
| Звуковая культура речи: звуки [к] стр. 133 | Учить отчетливо произносить слова и звукоподражания со звуком [к] | ||
Февраль | ||||
Русские народные сказки |
| Звуковая культура речи: звуки [п] стр. 139 | Учить отчетливо и правильно произносить изолированно звук [п]и звукоподражательные слова с этим звуком | |
| Звуковая культура речи: звуки [ф] стр 144 | Учить отчетливо и правильно произносить изолированно звук [п]и звукоподражательные слова с этим звуком | ||
Знакомство с транспортом | 3-неделя – знакомство с транспортом | Звуковая культура речи: звуки [с] стр. 150 | Отрабатывать четкое произношение звука [c], упражнять в умении вести диалог. | |
В гости к бабушке | 4 неделя - знакомство с кухонной посудой- готовим обед. | Заучивание стихотворения В.Берестова «Петушки» | Учить выразительно рассказывать стихи наизусть | |
Март | ||||
Мамин праздник | 1-неделя – мамин праздник | Чтение стихотворения И. Косякова «Все она» стр. 162 | Совершенствовать диалоговую речи, формировать доброе отношение к своей маме, желание сделать приятное. | |
Народная игрушка | 2–неделя - Знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек. | Звуковая культура речи: звуки [з] стр. 168 | Упражнять в произношении звука [з] | |
3-4–неделя- Знакомить с устным народным творчеством (песенки, потешки и др.). | Звуковая культура речи: звуки [ц] стр. 173 | Учить изменять темп речи, отрабатывать четкое произношение звука [ц], параллельно упражнять в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний . | ||
Апрель | ||||
Весна | 1 - неделя- весенние изменения в природе | Звуковая культура речи: звуки [ч’] стр. 179 | Упражнять в правильном произношении звука [ч] в словах, учить отчетливо проговаривать слова с этим звуком. | |
2 - неделя- одежда людей весной | Звуковая культура речи, стр. 186 | Отрабатывать четкое произношение слов, упражнять в умении вести диалоговую речь. | ||
3 - неделя – расширить знания о домашних животных и птицах. | Звуковая культура речи: звуки [с] [с’] стр. 197 | Отрабатывать четкое произношение звуков [c], [с’]; упражнять в умении вести диалог. | ||
4 - неделя- Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц весной. | Звуковая культура речи: звуки [с] [с’] [з] [з’] [ц] стр. 202 | Упражнять в правильном произношении звуков [с] [с’] [з] [з’] [ц] в словах | ||
Май | ||||
Лето | 1- неделя -сезонные изменения в природе, одежде; | Звуковая культура речи: звуки [ш] стр. 209 | Упражнять в правильном произношении звука [ш] в словах | |
2 - неделя - расширять знания о домашних животных и птицах, об овощах, фруктах, ягодах. | Рассматривание сюжетных картин стр. 215 | Учить рассматривать сюжетную картину и рассказывать о том, что на ней изображено. | ||
3 неделя - особенности поведения лесных зверей и птиц летом. | Заучивание стихотворения В.Берестова «Котенок» стр. 221 | Учить выразительно рассказывать стихотворение | ||
4 неделя - что есть на нашем участке | «Что такое хорошо, что такое плохо?» стр. 225 | Совершенствовать диалоговую речь (умение вступать в разговор. Высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим) грамматически правильно отображать в речь свои впечатления. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективно-тематическое планирование кружковых занятий по развитию речи для старшей логопедической группы с
В данной работе разработан план кружковой работы на учебный год по месяцам с темами и кратким содержанием....
Комплексно-тематическое планирование образовательной области «Коммуникация». Развитие речи в подготовительной группе.
Планирование по ФГТ....
Календарно-тематическое планирование кружковой работы по развитию речи с использованием ТРИЗ. старшая группа
Календарно-тематическое планирование кружковой работы по развитию речи с использованием ТРИЗ. старшая группа...
Календарно-тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда в логопедической группе представлена в виде календарно-тематического планирования непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» в...
Календарно-тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» в старшей логопедической группе для детей с ОНР
Работа по развитию речи представлена в виде календарно-тематического планирования...
Перспективно – тематическое планирование по образовательной области «Развитие речи» в первой младшей группе 2-3 года
Задачи1. Познакомить детей с группой, игровыми уголками, 2.закрепить знания об окружающем мире. 3.отвечать на вопросы и учить составлять короткий рассказ про игрушку;4.побуждать детей догова...
Календарно - тематическое планирование на год по развитию речи детей первой младшей группы.
Календарно - тематическое планирование на год по развитию речи детей первой младшей группы....