Конспект открытого занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе «Знакомство с русской народной сказки «У страха глаза велики»

Цель: Напомнить детям известные им русские народные сказки и познакомить с новой сказкой «У страха глаза велики».

Задачи:

 - формировать умение следить за развитием действия, способствовать желанию детей сопереживать героям;

- формировать умение отвечать на вопросы по содержанию сказки;

- развивать внимание, память, воображение, отчетливо произносить звуки в звукоподражаниях;

- воспитывать интерес к художественной литературе разных жанров;

- пополнить словарь детей новыми словами: наперсток, колода, водоносы.

Материалы и оборудование: текст русской сказки «У страха глаза велики», иллюстрации к сказке, игрушка - зайчик.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Ребята, скажите, пожалуйста, а вы любите сказки? (Да)

- Давайте с вспомним какие русские народные сказки вы знаете? А чтобы вам было легче, я вам буду загадывать загадки.

По тропинке он катился,

Своей удалью хвалился,

Да попался на носок.

Ам, и съеден…

Дети: Сказка Колобок (Ответы детей). (спросить несколько детей)

Удивительный народ!

Вместе вышли в огород,

Вот друг друга держат крепко,

Потянули…Вот и…

Дети: Репка

В этой сказке всё отлично:

Дед, и баба, и яичко.

Очень рады дед и баба,

Что у них есть…

Дети: Сказка Курочка Ряба

Индивидуальные ответы и хоровой.

Он не низок, не высок,

В нем для всех есть уголок.

А медведю нет местечка

Ни в прихожей, ни у печки,

В спальне тоже тесновато.

Убирайся, косолапый!

Но на крышу он полез,

Задрожал зелёный лес.

Все пустились наутёк,

Поломался…

Дети: Сказка Теремок

- Правильно, ребята, эти сказки очень давно читали и рассказывали вашим прабабушкам, бабушка и мамам. И никто не знает, когда и кто их сочинил.

(Вдруг все слышат какое-то шуршание. Что за странный звук?)

- Ой, ребята, кто это? (зайчик). Воспитатель берёт зайчика на руки, тот ему что-то шепчет на ушко.

- Ребята, зайчик только что мне сказал, что он убежал из сказки и очень боится туда возвращаться. Говорит, что в сказке страшные охотники. Зайка, а как называется твоя сказка? Ребята, а вы знаете такую сказку? Я вам предлагаю посмотреть и послушать сказку, и узнать, чего же на самом деле испугался зайчик.

А перед этим давайте развеселим зайчика, а то очень уж он грустный.

Физкультминутка «Заинька серенький»

Заинька, попляши,

Серенький попляши. (Выставлять то одну ногу вперед, то другую.)

Кружком, бочком повернись! (Покружиться.)

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой! (Топнуть ногой.)

Кружком, бочком повернись! (Покружиться.)

Заинька, бей в ладоши!

Серенький, бей в ладоши! (Похлопать в ладоши.)

Кружком, бочком повернись! (Покружиться.)

- Молодцы, а теперь садитесь на стульчики поудобнее, проверьте у всех спинки ровные? А как называется сказка? Кто запомнил?

- «У страха глаза велики».

- Скажите, что такое страх? (ответы детей).

Раз, два, три, четыре, пять –

Можно сказку начинать»

(Воспитатель читает сказку выразительно, демонстрируя иллюстрации сказки).

Сказать зайчику, что бояться было нечего, что напугали его не охотники.

Беседа по содержанию. Рассматривание иллюстраций к сказке.

- Я очень люблю эту замечательную сказку. А вам она понравилась? Воспитатель интересуется и напоминает начало сказки: «На краю деревушки (так называют деревню, в которой мало домов) в маленькой избушке жили бабушка – старушка, внучка – хохотушка, курочка – квохтушка да мышка – хлопотушка.

- Давайте уточним, кто жил в деревушке: Бабушка - стар…., внучка – хох, курочка – квох…., мышка – хло….

Воспитатель добавляет:

- Что герои делали каждый день?

Дети: За водой ходили

- Какие ведра были у героев сказки?

Дети: – У бабушки – большие, у внучки – поменьше, у курочки – с огурчик, у мышки – с наперсток

Д\и «Где чьё ведро» около столов (вспомнить как плескалась вода в ведрах у героев)

(можно показать, как они шли)

- Откуда брали воду герои сказки?

Дети: Бабушка из колодца, внучка из колоды, курочка из лужицы, мышка из следа поросячьего копытца

- Что случилось, когда водоносы пошли за водой и возвращались домой через огород?

Дети: Их зайка напугал, прыгнул под ноги, потому что на него упало яблоко, и он сам испугался.

А теперь ребята займите свои стульчики.

- Что сделали герои сказки, когда зайка прыгнул им под ноги? (Испугались.)

- А как они испугались? Покажите.

- Что показалось каждому герою, когда их напугал заяц?

Дети: бабушке - медведь, внучке – волк, курочке – лиса, мышке – кошка.

- Что показалось зайцу, когда он прыгнул под ноги водоносам?

Дети: ему показалось, что пришли охотники

Воспитатель просит (индивидуально, 3 – 4 ребенка) подобрать героям сказки их страх, то есть то, что им привиделось, когда их напугал заяц.

-Давайте вспомним концовку сказки: «У страха глаза велики – чего нет, и то видит». Сказка учит нас тому, что, испугавшись, мы можем увидеть то, чего нет.

Ребята, зайка с нами прощается, ему пора возвращаться в свою сказку, а за то, что мы помогли ему, он оставляет нам подарок. Это яблочки с той самой яблоньки под которой он спал.

Прощаемся. Наше занятие окончено.

Самоанализ открытого занятия по развитию речи.

Тема: «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»

Задачи:

- познакомить детей с новой сказкой, формировать умение следить за развитием действия, способствовать желанию детей сопереживать героям;

- напомнить детям известные им русские народные сказки;

- формировать умение отвечать на вопросы по содержанию сказки;

- развивать внимание, память, воображение, отчетливо произносить звуки в звукоподражаниях;

- помочь детям правильно воспроизвести начало и конец сказки;

- воспитывать интерес к художественной литературе разных жанров.

Активизация словаря, использование здоровьесберегающих технологий.

Материалы и оборудование: текст русской сказки «У страха глаза велики», иллюстрации к сказке, игрушка – зайчик.

Методы и приемы:

- Сюрпризный момент.

- Создание игровой ситуации, художественное слово.

- Динамическая пауза, артикуляционная гимнастика.

- Помощь воспитателя: вопросы, объяснения, показ, похвала, поощрение.

На занятии присутствовало 16 детей. Учитывала возраст и индивидуальные особенности детей.

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект взят с сайтов детсадов и адаптирован к данной группе, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.

На каждый момент занятия были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.

Длительность занятия соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста – 15 минут. Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены. Занятие динамичное, оно включает несколько приемов, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа – сидя на стульчиках, динамическая пауза, перемещение по комнате к столам. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.

Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятии были интегрированы моменты из образовательных областей: «Коммуникация» (развитие монологической и диалогической речи, умение общаться с взрослыми и со сверстниками, «Здоровье» (динамическая пауза, артикуляционная гимнастика, «Социум» (отгадывание загадки).

Во время занятия отрабатывались навыки поведения детей (внимательно слушать задания, проявлять выдержку). Поведение детей на занятии регулировала и направляла, поддерживая у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

Итог занятия был подведен. Материал усвоен детьми.  Я считаю, что поставленные мною программные задачи в ходе занятия были решены.

«У страха глаза велики». Русская народная сказка.

На краю деревушки в маленькой избушке жили бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-квохтушка да мышка-хлопотушка.

Бабушка со внучкой хозяйничали во всей избе, курочка — за печкой, а мышка — в норке.

Бабушка каждый день за водой ходила, и внучка воду носила, и курочка к себе за печку воду таскала, и мышка водицу добывала. У бабушки были вёдра бо-о-льшие, у внучки — поменьше, у курочки были ведёрки с огурчик, у мышки ведёрочки с напёрсточек.

Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа из поросячьего копытца.

Бабушка воду зачерпнёт, домой понесёт. А вёдра-то у неё трех-тре-ех! Вода из вёдер пле-ех, пле-ех! Да на землю ручейками. А внучка-то за бабушкой поторапливается. Ведёрки у неё трех-трех! Водица из ведёрок плех-плех, плех-плех! Да на землю струйками, струйками…

Курочка за внучкой спешит. Ведёрки у неё трех-трех-трех!.. Водичка-то на землю плех-плех-плех — ниточкой, ниточкой… Мышка бежит, торопится. Ведёрочки-то у неё трех-трех-трех-трех! Водичка-то на землю кап-кап-кап — капелькой, капелькой…

Так-то они и носили воду.

Раз пошли они все четверо по воду. Зачерпнули воды, домой идут. Впереди бабушка выступает, за бабушкой внучка поспевает, за внучкой курочка спешит, за курочкой мышка бегом бежит…

А в сторонке, в зелёном садочке, под яблонькой зайка отдыхал да и задремал.

А на яблоньке, на длинной веточке, на коротеньком сучочке яблочко висело. Давно оно поспело. Надоело ему висеть.

 — Эх, — думает яблочко, — кто бы яблоньку тряхнул, да мне бы, спелому яблочку, помог бы с веточки упасть!..

А тут и налетел и ветерок-непоседа. Яблоньку тряхнул, веточки качнул, а спелое яблочко с веточки бу-ух! Да зайке по носу!

Зайка спросонья вскочил… Со страху ничего не видит, ничего не понимает…

— Ой, батюшки! Охотники! Стреляют! — Да бежать…

А на встречу ему шли бабушка со внучкой, с курочкой и с мышкой. Все с вёдрами, с коромыслами да с водичкой…

Зайка с перепугу, со всего разбегу, им прямо под ноги!.. Старушку повалил, внучку подкосил, курочку перевернул на спинку, мышку лапкой прижал… Да и был таков!

А у наших водоносов вёдра раскатились, вода разлилась, коромысла в сторону отлетели… Шуму-то, грому… Со страху они никак не опомнятся! Насилу поднялись да домой бежать!..

Бабушка на лавку упала, внучка за бабушку схоронилась, курочка за печку забилась, а мышка в норке дрожмя дрожит.

Бабушка сидит на лавке, со страху-то у неё в головушке помутилось. Никак она не поймёт, что за зверь такой ей под ноги шарахнулся?

 — Не иначе как медведище! И как я ещё, старая, жива-то осталась!

Внучка у неё за спиной в голос плачет:

 — Бабушка, волчище-то какой на меня наскочил! Глазищи-то, что свечки горят! Зубами щёлкает, а хвост-то какой! Я думала он съест меня!

Курочка за печкой затаилась, головку под крыло спрятала, сама себе не верит, что уцелела. «Ну и лисица, — думает, — как это она меня упустила?! Ведь этакой второй лисы и не найдёшь!»

А мышка под печкой в норке дрожмя дрожит. Ей кот-разбойник чудится: «Ну и котище был! откуда такой взялся?! Глазищи-то, усищи какие! Лапищей-то он меня как притянул — думала я, смерть мне! Как это я от него, от такого, да укатилась?!»

А зайка серенький в лес прибежал, под кустик забился, лежит, вздохнуть боится, а сам думу думает: «Охотники как подстерегли-то меня! И сколько их было!.. Да все с ружьями, с трещотками! Как только меня ноги унесли?! Хорошо, что дóлги выросли!»

Так-то вот мои детушки. С той поры, с того времечка и говорят люди добрые:

 — У страха глаза велики — чего нет, и то видят!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи «Воспитание звуковой культуры речи и грамматически правильной речи в сюжетно – ролевой игре» с детьми седьмого года жизни. Тема: «На приеме у логопеда»

Цель: Упражнять детей в различении на слух и дифференциации знакомых звуков С – З. Задачи: Развивать фонематический слух и восприятие; Учить дифференцировать звуки С-З и упражнять в от...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...