Конспект ООД по речевому развитию (обучение грамоте) Тема "Звуки и буквы. Слова. Предложение."
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Сидорова Диана Александровна

Конспект ООД по речевому развитию (обучение грамоте)

Подготовила воспитатель группы общеразвивающей направленности детей 6-7 лет Сидорова Д.А.

Дата проведения: 14.09.2022

Тема: Звуки и буквы. Слова. Предложение.

Цель: Сформировать у детей представление о структуре языка (звук-слог-слово-предложение), как о минимальной единице языка.

Материал: Иллюстрации

Ход занятия:

1.Введение в игровую ситуацию

-Вы помните, то такие Ежик, Лисенок и Мудрая Сова? (Да, это игрушки)

-Да, и эти игрушки очень любят путешествовать. В этом году они приглашают вас в путешествие  до страны Азбуки, в которой живут буквы.  Но путь в страну Азбуку лежит через страну Звуков. Эта страна невидимая, но она окружает нас всюду, потому что звуки есть везде. Их нельзя увидеть, но можно услышать и произнести.

-Закройте глаза и прислушайтесь. Какие звуки вы слышите? (пение птиц, шелест листвы, удар в бубен)

-Скажите, как сигналит машина? Как мяукает кошка? (Дети воспроизводят звукоподражание)

-Ребята, звуки – это то, что мы можем услышать, и они бывают разные.

- Во время нашего путешествия мы узнаем, какие бывают звуки речи. Как они возникают, как произносятся, как дружат друг с другом. Еще мы узнаем, что звуки обозначаются буквами.

-В какую страну мы поедем?

-Какую страну мы должны проехать, прежде чем попасть в Азбуку?

-Вы готовы к путешествию по стране Звуков?

-Тогда подудите, как паровозик. (Ту-ту)

-Это значит, что мы уже едем по стране Звуков. Но Лисенок никак не может в это поверить. Давайте ему поможем?

-Лисенок закроет глаза и будет внимательно слушать. А мы будем изображать, как подают голоса животные. Готовы?

-Как подает голос корова? Лошадь? Собака? Петух?

-Можно ли все, что вы произнесли назвать звуками?

-Значит, мы на правильном пути. Но впереди вас ждут три испытания.

2. Мотивационная игра

-Наш паровозик остановился на первой остановке. Нам нужно помочь Ежику сочинить стихотворение. Сможете?

-Встаньте в круг вокруг меня. Я начинаю, а вы заканчиваете предложения.

-Подпевает козлик мне: (бе-бе)

-Лает песик, хвост подняв: (гав-гав)

-А петух мне на бегу прокричал: (ку-ка-ре-ку)

-А котенок пискнул (мяу).

3. Расширение представлений по теме занятия

-Какие звуки вы произнесли?

-Эти звуки издают животные. А люди издают звуки речи. Из них получаются слова.

-А вы знаете, откуда появляются звуки?

-Оказывается, звуки возникают во рту.

-Что находится во рту у каждого из нас? (язык, зубы)

- А, если мы закроем рот, что мешает нам увидеть зубы и язык? (губы и щеки)

-Попробуйте плотно закрыть рот и произнести слова «здравствуйте», не открывая рта.

-Получилось? Можно ли разговаривать без помощи губ, щек, языка и зубов? (нет)

-Садитесь за столы. На следующей остановке Лисенку вручили 2 линейки. Это одинаковые линейки?

-Чем они отличаются? ( зеленая линейка длинная, а красная короткая)

-Лисенку нужно помочь разделить предметы на длинные и короткие. Помогите им это сделать:  рядом с длинными предметами начертите длинную зеленую линию, а рядом с короткими- короткую красную.

-Молодцы, вы помогли справиться игрушкам  со вторым заданием.

- Мудрая Сова рассказала нашим друзьям, что слова, как и предметы, тоже бывают длинными и короткими. В длинных словах много звуков, потому они произносятся долго. Например: те-ле- ви-зор, ско-во-род-ка. А в коротких словах мало звуков. Например как, дом. Эти слова произносятся коротко.

-Бывает так, что длинные предметы называются длинным словом э-лек-три-чка, я-ще-ри-ца. А бывает и наоборот: длинный предмет называется коротким словом, короткий - длинным. Мост, например, длинный, а называется коротким словом. Шарф длинный, а называется коротко,  пу-го-ви-ца - длинное слово, а сам предмет короткий. Ко-ро-боч-ка - длинное слово, а сам предмет короткий.

- Расскажите теперь сами, чем длинные слова отличаются от коротких.

-Третье испытание, которое Мудрая Сова устроила Ежику и Лисёнку, заключается в том, чтобы они определили, какие слова длинные, а какие - короткие. Давайте и мы поиграем в слова. Я буду называть слова. А вы скажите, длинные они или короткие: круг (короткое слово), атт-рак-ци-он (длинное слово), вос-пи-та-тель-ни-ца, гном, вен-ти-ля-тор, сад, па-рик-ма-хер, мед, дым, ви-де-о-маг-ни-то- фон, соль.

-Молодцы, дальше мы занятие продолжим на ковре. Вставайте в круг. Когда я буду произносить по слогам длинные слова- вы бежите по кругу. Когда короткие-вы должны делать маленький шаг вперед. Готовы?

О-ду-ван-чик, соль, са-лат-ни-ца, по-ло-тен-це, стул, стол, та-бу-рет-ка, бык, гла-ди-о-лус, лак, ав-то-стан-ци-я, зуб.

4. Самостоятельное применение нового.

-Лисенку так понравилось играть в длинные и короткие слова, что он придумал свою игру.

-Хотите в нее поиграть?

-Нужно назвать каждую картинку. Если она называется длинным словом, т.е. в нём много звуков, закрасьте длинную полоску зелёным цветом. Если слово короткое, т.е. в нём мало звуков, закрасьте короткую полоску красным.

 -После выполнения мы с вами поверим, правильно вы все сделали или нет.

-Молодцы! А теперь сами приведите свои примеры длинных  слов.

-Назовите короткие слова.

5.Рефлексия

-В какой стране живут буквы? А звуки? В какой стране очутились игрушки по дороге в страну Азбуку?

-С помощью чего мы произносим звуки?

-Чего много в длинных словах и чего мало в коротких словах?

-Для кого занятие было трудным? Для кого простым?

 

 

 

 

 

 

 

image

image

 

 

imageimage

image

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_zvuki_i_bukvy_slova_i_zvuki.docx559.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по речевому развитию (обучение грамоте)

Подготовила воспитатель группы общеразвивающей направленности детей 6-7 лет Сидорова Д.А.

Дата проведения: 14.09.2022

Тема: Звуки и буквы. Слова. Предложение.

Цель: Сформировать у детей представление о структуре языка (звук-слог-слово-предложение), как о минимальной единице языка.

Материал: Иллюстрации

Ход занятия:

1.Введение в игровую ситуацию

-Вы помните, то такие Ежик, Лисенок и Мудрая Сова? (Да, это игрушки)

-Да, и эти игрушки очень любят путешествовать. В этом году они приглашают вас в путешествие  до страны Азбуки, в которой живут буквы.  Но путь в страну Азбуку лежит через страну Звуков. Эта страна невидимая, но она окружает нас всюду, потому что звуки есть везде. Их нельзя увидеть, но можно услышать и произнести.

-Закройте глаза и прислушайтесь. Какие звуки вы слышите? (пение птиц, шелест листвы, удар в бубен)

-Скажите, как сигналит машина? Как мяукает кошка? (Дети воспроизводят звукоподражание)

-Ребята, звуки – это то, что мы можем услышать, и они бывают разные.

- Во время нашего путешествия мы узнаем, какие бывают звуки речи. Как они возникают, как произносятся, как дружат друг с другом. Еще мы узнаем, что звуки обозначаются буквами.

-В какую страну мы поедем?

-Какую страну мы должны проехать, прежде чем попасть в Азбуку?

-Вы готовы к путешествию по стране Звуков?

-Тогда подудите, как паровозик. (Ту-ту)

-Это значит, что мы уже едем по стране Звуков. Но Лисенок никак не может в это поверить. Давайте ему поможем?

-Лисенок закроет глаза и будет внимательно слушать. А мы будем изображать, как подают голоса животные. Готовы?

-Как подает голос корова? Лошадь? Собака? Петух?

-Можно ли все, что вы произнесли назвать звуками?

-Значит, мы на правильном пути. Но впереди вас ждут три испытания.

2. Мотивационная игра

-Наш паровозик остановился на первой остановке. Нам нужно помочь Ежику сочинить стихотворение. Сможете?

-Встаньте в круг вокруг меня. Я начинаю, а вы заканчиваете предложения.

-Подпевает козлик мне: (бе-бе)

-Лает песик, хвост подняв: (гав-гав)

-А петух мне на бегу прокричал: (ку-ка-ре-ку)

-А котенок пискнул (мяу).

3. Расширение представлений по теме занятия

-Какие звуки вы произнесли?

-Эти звуки издают животные. А люди издают звуки речи. Из них получаются слова.

-А вы знаете, откуда появляются звуки?

-Оказывается, звуки возникают во рту.

-Что находится во рту у каждого из нас? (язык, зубы)

- А, если мы закроем рот, что мешает нам увидеть зубы и язык? (губы и щеки)

-Попробуйте плотно закрыть рот и произнести слова «здравствуйте», не открывая рта.

-Получилось? Можно ли разговаривать без помощи губ, щек, языка и зубов? (нет)

-Садитесь за столы. На следующей остановке Лисенку вручили 2 линейки. Это одинаковые линейки?

-Чем они отличаются? ( зеленая линейка длинная, а красная короткая)

-Лисенку нужно помочь разделить предметы на длинные и короткие. Помогите им это сделать:  рядом с длинными предметами начертите длинную зеленую линию, а рядом с короткими- короткую красную.

-Молодцы, вы помогли справиться игрушкам  со вторым заданием.

- Мудрая Сова рассказала нашим друзьям, что слова, как и предметы, тоже бывают длинными и короткими. В длинных словах много звуков, потому они произносятся долго. Например: те-ле- ви-зор, ско-во-род-ка. А в коротких словах мало звуков. Например как, дом. Эти слова произносятся коротко.

-Бывает так, что длинные предметы называются длинным словом э-лек-три-чка, я-ще-ри-ца. А бывает и наоборот: длинный предмет называется коротким словом, короткий - длинным. Мост, например, длинный, а называется коротким словом. Шарф длинный, а называется коротко,  пу-го-ви-ца - длинное слово, а сам предмет короткий. Ко-ро-боч-ка - длинное слово, а сам предмет короткий.

- Расскажите теперь сами, чем длинные слова отличаются от коротких.

-Третье испытание, которое Мудрая Сова устроила Ежику и Лисёнку, заключается в том, чтобы они определили, какие слова длинные, а какие - короткие. Давайте и мы поиграем в слова. Я буду называть слова. А вы скажите, длинные они или короткие: круг (короткое слово), атт-рак-ци-он (длинное слово), вос-пи-та-тель-ни-ца, гном, вен-ти-ля-тор, сад, па-рик-ма-хер, мед, дым, ви-де-о-маг-ни-то- фон, соль.

-Молодцы, дальше мы занятие продолжим на ковре. Вставайте в круг. Когда я буду произносить по слогам длинные слова- вы бежите по кругу. Когда короткие-вы должны делать маленький шаг вперед. Готовы?

О-ду-ван-чик, соль, са-лат-ни-ца, по-ло-тен-це, стул, стол, та-бу-рет-ка, бык, гла-ди-о-лус, лак, ав-то-стан-ци-я, зуб.

4. Самостоятельное применение нового.

-Лисенку так понравилось играть в длинные и короткие слова, что он придумал свою игру.

-Хотите в нее поиграть?

-Нужно назвать каждую картинку. Если она называется длинным словом, т.е. в нём много звуков, закрасьте длинную полоску зелёным цветом. Если слово короткое, т.е. в нём мало звуков, закрасьте короткую полоску красным.

 -После выполнения мы с вами поверим, правильно вы все сделали или нет.

-Молодцы! А теперь сами приведите свои примеры длинных  слов.

-Назовите короткие слова.

5.Рефлексия

-В какой стране живут буквы? А звуки? В какой стране очутились игрушки по дороге в страну Азбуку?

-С помощью чего мы произносим звуки?

-Чего много в длинных словах и чего мало в коротких словах?

-Для кого занятие было трудным? Для кого простым?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию - обучение грамоте на тему: Буква Х. Звуки Х – Хь. Чтение слогов, слов.

Занятие ориентировано для детей подготовительной группы. Тема: Буква Х. Звуки Х – Хь.Цель: формировать правильное произношение звуков  [х], [х′]  в слогах, словах, фразах, отличать...

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в подготовительной группе. Тема: Звуки [х-х’] и буква Хх.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием презентации. Тема: Звуки [х-х\'] и буква Хх....

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в логопедической подготовительной к школе группе. Тема: Звуки [з] и [зь]. Буква З, з.

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в логопедической подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи....

Презентация к НОД по речевому развитию (обучение грамоте) ЗВУК И БУКВА И

Презентация к НОД по речевому развитию (обучение грамоте) ЗВУК И БУКВА  И...

Конспект занятия по «Речевому развитию» (Обучение грамоте) Тема. «Звук [М] буква М»

Цели: Познакомить детей со звукам  [М], с буквой М.Задачи:Образовательные:- Формировать умение детей характеризовать звук М, называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах, де...