Педагогическая мастерская «Использование мнемотаблиц для развития связной речи детей"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Фролова Анжелика Михайловна

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.

Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, с трудом запоминают стихотворный материал.

Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания».

 

Мнемотехника это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_masterskaya_frolovoy.docx38.25 КБ
Файл mnemotehnika_frolovoy.pptx2.1 МБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая мастерская

«Использование мнемотаблиц для развития связной речи детей и ознакомлению с основными этикетными нормами и правилами»

Слайд2. «Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей. Много лет создавались людьми правила, цель которых – прививать чувство меры и красоты в поведении, в одежде, разговоре, в приеме гостей, сервировке стола – словом, во всем, с чем выходим в общество.

Слайд3. Насколько важным было выполнение этих правил, говорит тот факт, что 200-300 лет назад отдельные нормы поведения приравнивались к законам. Граждан, не соблюдавших их, наказывали. 

Слайд4. Как формировать культуру поведения?  Об этом пойдет сегодня разговор. Нужно ли упражнять ребенка в навыках культурного поведения?  Каким образом? Имеют ли успех в воспитании такие методы, как беседы, наказания, нравоучения?  

Слайд5. Каждый родитель желает добра своему ребёнку. Он хочет, чтобы ребёнок рос здоровым, умным, весёлым и воспитанным. Знание правил поведения и общения между людьми, позволяет не только ребёнку, но и взрослому человеку чувствовать себя уверенно и свободно. Правила этикета просты и разумны. Основное правило – делать так, чтобы другому было хорошо.

Слайд6. Воспитатель – первый человек после родителей, который обучает ребенка правилам жизни в обществе, расширяющий кругозор, формирующий его взаимодействие с другими людьми. На воспитателе лежит огромная ответственность за будущую и настоящую жизнь дошкольника, которая требует от педагога огромных душевных сил и знаний. Воспитатель, формируя культуру поведения дошкольников, способствует развитию культуры родителей и общества в целом. Поэтому в настоящее время о профессионализме педагога судят не только по владению различными методиками, но и по умению правильно общаться, разговаривать, жестикулировать, одеваться и т.д. Педагог, по мнению родителей, должен «правильно» себя вести не только с детьми, но и с родителями, и с коллегами, и в быту, и в личной жизни.

Слайд7. «Здравствуйте!» Вы не задумывались, сколько раз в день вы произносите слово «здравствуйте»? Кому-то вы говорите: «здравствуйте», кому-то: «привет», кому-то: «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер», «здорово» и т.д. Но значение всех этих слов одно – пожелание здоровья. А теперь представьте, что вы встретили своего знакомого, говорите ему: «Здравствуйте», или «Привет!», а он в ответ только буркнул: «Здорово». Сразу складывается впечатление, что для него приветствие – только формальность. Но существует мнение, что когда желаешь хорошего другим, то хорошо будет и тебе (действие бумеранга). Поэтому приветствие лучше всего произносить с улыбкой, четко произнося слова, смотреть в глаза тому, кого вы приветствуете, и уж, конечно, вынуть руки из карманов.

Попробуйте выбрать правильные ответы на вопросы анкеты, которые лежат у Вас на столах:

Слайд8. Теперь проверьте правильные ответы на слайде. 

Слайд9. При приветствии многие пользуются рукопожатием, особенно мужчины. В этом случае старший подает руку первым (хотя слова приветствия говорит первым младший).

Но в случае встречи с женщиной слова приветствия первым говорит мужчина, и если женщина захочет поприветствовать рукопожатием, то первой подает руку, а мужчина обязан ее пожать.     Подавать следует правую руку, решительно, без колебаний. Поданную руку слегка пожмите, обхватив всеми пальцами.

Если случится такая ситуация: вы работаете в саду или по хозяйству (руки не совсем чистые) а к вам подходит знакомый для приветствия, то… Можно поприветствовать словесно с кивком головой или же пойти и быстро вымыть руки для рукопожатия. А вот предлагать вместо запачканной руки запястье или предплечье - неприлично.

Вы можете спросить: «Нужно ли снимать перчатки при приветствии?». Вот несколько советов. Когда рукопожатием обмениваются мужчины, то либо оба подают руки в перчатках, либо оба снимают их. Нельзя протягивать руку в перчатке тому, у кого на руке перчатки нет.

Когда старший или начальник подает руку в перчатке, нельзя снимать свою. Однако женщина может не снимать перчатку, подавая руку мужчине, хотя рука мужчины должна быть без перчатки. Если у мужчины больна рука, или на улице сильный мороз, то он может не снимать перчатку, но обязан извиниться.

Если у женщины перчатки являются частью женского туалета, то их можно совсем не снимать и в помещении. Если вы заходите в помещение, то лучше всего снять перчатки с рук.

Вам приходилось наблюдать следующую ситуацию?  Встретились две знакомые, которые давно не виделись, обнялись, поцеловались… Можно ли целоваться при приветствии? Вообще-то поцелуи в губы приняты между супругами, женихом и невестой, родственниками.

Руку целуют, чтобы показать свое почтение матери, мужья целуют руку женам, чтобы показать глубокую благодарность, поздравить и т.д.

Если после танца мужчина целует руку женщине, то этим он показывает свое расположение к ней. А вот если вы только познакомились, то целовать руку не следует, ведь эта форма уважения наиболее тонкая и деликатная из всех.

Слайд10. Не для кого не секрет, что в настоящее время все чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложения, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. У детей вызывает затруднение пересказывать прочитанные им сказки, рассказы, они плохо запоминают стихи и владеют монологической речью. В наше время дети перенасыщены информацией. Уже с детского сада свободно пользуются компьютером. Много времени проводят у экрана телевизора. Огромный поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно – это печальная реальность, в которой оказались наши дети. Поэтому необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Слайд11. Как сформировать речь ребенка и помочь ему почувствовать ритм речи, наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения?

Слайд12. Большое место занимает использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным.

Слайд13. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим, является важнейшей предпосылкой обучения и развития личности. Таким образом, память можно определить, как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний и умений. Со стороны взрослых бывает много жалоб на плохую память ребенка. Дети часто не могут вспомнить, чем они занимались в детском саду, что сегодня им поручили сделать дома…В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. Дело в том, в первом случае требуется произвольное запоминание, а во втором действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе.

            Слайд14. Память бывает кратковременной (точное воспроизведение спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления информации) и долговременной (воспроизведение информации через достаточно длительное время). В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти зрительной, слуховой, эмоциональной и др.

Зрительная память связана с хранением и воспроизведением зрительных образов. У некоторых дошкольников встречается особый вид зрительной памяти – фотографическая. Вспоминая что-нибудь, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях.

 Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых и т.п. В отдельных случаях, когда ребенок пытается запомнить словесную информацию, он шевелит губами или повторяет про себя сообщение.

 Эмоциональная память – это память на эмоциональные переживания. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от него. Например, всплывающие по ассоциации отрицательные эмоциональные переживания вызывают у ребенка нервозность, скованность и т.п. при выполнении какой-либо деятельности. Наоборот, положительные эмоциональные переживания тонизируют ребенка, делают его уверенным в своих силах. Необходимо помнить, что на эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок.

Кто знает, как проверить   у дошкольника объем его кратковременной памяти?

Продолжите предложение:

  1. Бегемот и Слон, поверь,

             Не пролезут вместе в дверь.

             Тот, кто вежливей,

             Сейчас скажет только…

Вашему столу попался синий конверт. Упражнение «Нарисуй фразу».

  1. Мама с папою сидят,

 торт с конфетами едят.

Скажет вежливая дочь:

 Разрешите…

Вашему столу желтый конверт. Упражнение на развитие памяти «Прочти фразу»

  1. Выгнал кукушонок Рома

няню строгую из дома.

Всем, кто будет баловать,

В дом…

Вашему столу зеленый конверт.  Упражнение на развитие памяти «Каскад слов»

Слайд15.   А сейчас я Вам предлагаю упражнение на развитие зрительной памяти. Посмотрите в течение 10 секунд на рисунок, затем нарисуйте то, что он запомнил. Экспериментируйте дальше, только вместе с ребенком. В естественном стремлении развить память имейте в виду: независимо от того, хорошая или плохая у него память. Перегружать ее вредно. Особенно это относится к заучиванию непонятных вещей, которые никогда не придется использовать на практике и, следовательно, они будут быстро забыты ребенком, - это пустое знание, вызывающее у ребенка лишь беспокойство, напряжение.

           Слайд16.  Однако без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно для ребенка. Вот почему важно в развитии этого познавательного психического процесса ориентироваться в большей степени на смысловую память и показывать ребенку различные приемы, которые помогают лучше запоминать - это и есть инновационные методы и приемы мнемотехники.

            Слайд17. Первоначально мнемотехника развивалась как часть риторики (ораторского искусства) и использовалась для запоминания речей. Она значительно повышает способность концентрироваться на одном деле, что способствует обучению различных дисциплин. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

 Слайд18.    Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно! И как найти нечто, похожее на крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка? Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым? На помощь приходят сюжетные картинки, которые служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное.

Слайд19. Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному».

Слайд20. Познакомившись с авторскими разработками Е.Д Сафроновой «Интеллектуальное развитие дошкольников» и Т.Б.Полянской «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», изучив опыты других педагогов по этому вопросу,

Слайд21. я составила свой проект, позволяющий использовать мнемотаблицы для развития связной речи и ознакомлению с основными этикетными нормами и правилами «Школа этикета», где я использую мнемотаблицы как дидактический материал. 

В содержание мнемотаблиц по этикету включила темы:

  • «Приветствие»,
  • «Прощание»,
  • «Поведение на улице»,
  • «Правила поведения в транспорте»,
  • «Говорим по телефону»,
  • «Идём в театр»,
  • «Поведение в магазине».
  • «Поведение в храме»

Слайд22. Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.

 Слайд23. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.  Размер таблиц может быть различным, в зависимости от возраста детей, от уровня их развития.

Слайд24. Используя символьные картинки на занятии, я увидела, что сначала дети боялись пересказывать, потому что им казалось, что они ничего не запоминают и не могут выразить свои мысли. Но постепенно они поняли, что по картинкам пересказывать — это интересно, занятно и совсем не сложно. Постепенно это превратилось в посильную игру. Даже просили на каждом занятии «поиграть с картинками»! Ведь заучивать ничего не надо, нужно только играючи «читать картинки».

Слайд25. Дети играют, а мы видим в результате осмысленное запоминание. В итоге работы с мнематаблицами и картинками дети научились сами придумывать символьные картинки и могли легко пересказать любой текст. Работа с мнемотаблицей позволяет:

 развивать наглядно-образное и логическое мышление;

 совершенствовать связную речь в ходе рассказывания по таблице.

Слайд26. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи у дошкольников и способствуют сотрудничеству с родителями. Педагог представляет детям на мнемотаблицу с правилами этикета, о которых они узнали в ходе обсуждении. Дошкольники перерисовывают таблицу в тетрадь, которую забирают домой. Дома ребята рассказывают о правилах этикета родителям, которые дословно их записывают. Таким образом, происходит знакомство родителей с этикетными нормами и правилами, а воспитанники укрепляют внимание и память, развивают речь. Несколько таблиц демонстрируются в качестве образца, а в дальнейшем, дети самостоятельно заполняют таблицы, используя свои умения и навыки.

Слайд27. На основании анализа научной литературы выделила следующие подходы в работе с технологией мнемотехника: Системный, Личностный, Деятельностный, Диалогический, Культурологический, Информационный.

Слайд28. Использование метода мнемотехники в детском саду даёт действительно хорошие результаты.  Я заметила, что применение мнемотаблиц в работе с детьми позволяет детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами.

Это была теория для того чтобы освежить вашу память, а теперь немного практики. Я Вам предлагаю задание: рассмотреть мнемотаблицы и составить по ней рассказ. 

Слайд29. Технология мнемотехники универсальна и эффективна, способствует всестороннему развитию личности ребенка. На основе таблиц можно создать разнообразные дидактические игры. Мнемотаблицы очень просто изготовить самим для занятия в детском саду на любую тему. Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование мнемотаблиц для развития связной речи и ознакомлению с основными этикетными нормами и правилами» Педагогическая мастерская Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 «Аленушка» Составитель: Фролова А.М., воспитатель

Слайд 2

Педагогическая мастерская «Использование мнемотаблиц для развития связной речи и ознакомлению с основными этикетными нормами и правилами» Цель: реализация практических аспектов моделирования связной речи у детей дошкольного возраста приёмами мнемотехники; оказание информационной и методической поддержки воспитателям дошкольных образовательных учреждений; обобщение, распространение практических рекомендаций по данной проблеме.

Слайд 3

«Ничто не ценится так дорого и не обходится так дешево, как вежливость»

Слайд 4

Петр Первый в изданных при его участии «Показаниях к житейскому обхождению» указывал: «Никто не имеет права, повеся голову и потупя глаза вниз, по улицам ходить или на людей косо взглядывать».

Слайд 5

Нужно ли упражнять ребенка в навыках культурного поведения? ?

Слайд 6

« Воспитанность – это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени» английский писатель и государственный деятель Ф.Честерфилд.

Слайд 7

Воспитатель – пример для детей, родителей, коллег…

Слайд 8

«Здравствуйте!»

Слайд 9

Правильные ответы: 1.а, в. 2.в. 3.в. 4.а. 5.в. 6.б. 7.б. 8.в. 9. в зависимости от ситуации: на работе - б, вне работы- а.

Слайд 10

Несколько общих правил Здороваться и подавать руку следует стоя. Причем пожилая женщина может не вставать, а молодая должна встать обязательно. Первым здоровается мужчина с женщиной, даже если он находится в обществе других женщин. Первым здоровается младший со старшим, подчиненный с начальником. Женщина первой здоровается с женщиной старше себя. Молодая девушка первой приветствует пожилого мужчину. Со своим мужем, если он находится в обществе других людей, женщина здоровается в последнюю очередь. Если мужчина пришел в общество, когда все в сборе, то сначала здоровается со всеми женщинами, затем со своей женой, а уж затем с мужчинами. Если вы пришли в гости, то сначала здоровайтесь с хозяйкой дома, затем – с хозяином, потом с остальными женщинами, начиная с более пожилых. И в последнюю очередь – с мужчинами в том же порядке. Исключением является присутствие какого-либо почетного лица – с ним здороваются в первую очередь. Важно помнить, чтобы приветствие было дружеским, сердечным.

Слайд 11

Печальная реальность

Слайд 12

Как сформировать речь ребенка?

Слайд 13

Логическая память взрослого человека и есть вращенная внутрь «мнемотехническая память» . Л.С. Выготский В психологии память понимается как познавательный (когнитивный) процесс, состоящий в запоминании, сохранении, воспроизведении и забывании приобретенного опыта, обеспечивающий его возвращение в сферу сознания и повторное использование в деятельности. (Ф.Р. Филатов, Общая психология)

Слайд 14

Связь прошлого с настоящим и будущим

Слайд 15

память кратковременная долговременная

Слайд 16

Упражнение на развитие зрительной памяти

Слайд 17

Смысловая память

Слайд 18

Мнемотехника (от греческого: mneme – память и techne – искусство, мастерство). Слово «мнемотехника» – (искусство запоминания) образовано от имени греческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Мнемотехника способствует развитию памяти, воображения, развитию речи и логического мышления.

Слайд 19

«Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит». «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Ушинский К.Д.

Слайд 20

Мнемотаблицы : являются дидактическим материалом по развитию речи; их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи; использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть;

Слайд 21

Литература в помощь

Слайд 22

Проект «Школа этикета» Проект : долгосрочный, групповой Участники проекта : дети, родители воспитанников, воспитатель группы Цель разработки пособия: Формирование культуры поведения и общения детей и взрослых Задачи: ✓ знакомство с правилами этикета; ✓ формирование навыков культурного поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях; ✓ развитие у детей навыков общения с окружающими их людьми; ✓ воспитание у детей нравственных качеств, необходимых в обществе; Создание условий способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

Слайд 23

От простого к сложному…

Слайд 24

Самая сложная структура

Слайд 25

Работа с мнемотаблицами

Слайд 26

Последовательность работы с мнемотаблицей : 1этап: Рассматривание таблицы и разбор того что на ней изображенно . 2этап: Перекодирование информации, т. е преобразование из абстрактных символов слов в образы. 3этап: рассказ по заданной теме, или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е происходит отработка метода запоминания.

Слайд 27

Приемы мнемотехники

Слайд 28

Подходы в работе с технологией мнемотехника: Системный - технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания; Личностный - с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка; Деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои; Диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога; Культурологический - ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить; Информационный - ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;

Слайд 29

Результаты работы с мнемотаблицами : у детей увеличился круг знаний об окружающем мире; появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; словарный запас вышел на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Слайд 30

Универсальность мнемотехники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта работы по теме "Развитие связной речи детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным яз...

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывание основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитанияребенка. ...

Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность» ...

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста. (Б. Заходер «Собачкины огорчения»).

конспект переработан, адаптирован.Цель: Развитие  навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.  ...

"Моделирование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

Моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия, научится работать с ними, так как наглядный материал усваивается лучше вербального....

«Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей »

Современный образовательный процесс требует от педагогов ДОО нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей. В центр...

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....


 

Комментарии

Фадеева Екатерина Петровна

Материал интересный,пригодиться для дальнейшей работы,спасибо за разработку.