Главные вкладки

    "Моделирование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста"
    статья по развитию речи

    Мудрая  Наталья Юрьевна

    Моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия, научится работать с ними, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mudraya_doklad.docx25.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Моделирование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

    «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

    К.Д. Ушинский.

      Главная ценность в жизни каждого человека - это  дети. Какими мы их воспитаем, как они приспособятся к жизни в современном обществе - вот главная задача родителей, педагогов (воспитателей). Проблема в том, что ребенка необходимо направить в русло современной жизни, где он поставлен в ситуацию беспорядочного потока информации без логических связей (компьютерные игры, интерактивные игрушки, суперсовременные гаджеты).  И информации много, но как в ней разобраться маленькому человечку, чтобы она принесла пользу? У большой информированности есть оборотная сторона.

         Современные дошкольники в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития, говорят много, но плохо. Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса, ребенка необходимо развивать.

          Это обуславливает актуальность проблемы выявления особенностей связной речи у детей и разработки эффективных методик её развития. Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Перспективным направлением совершенствования речевого развития детей дошкольного возраста является использование метода наглядного моделирования.

         Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям.

        Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л.А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является моделирование (наглядно-практический метод обучения).

         Моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

          Моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними, т. к. дошкольники мыслительные задачи решают с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

          Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста, а использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

        В педагогической практике мной   используется  наглядное моделирование при разучивании стихотворений, составлении и отгадывании загадок, при знакомстве с художественными произведениями, при составлении описательных рассказов, проводятся разные игры на развитии речи детей.        

    Данный метод особенно эффективен при разучивании стихотворений и разгадывании загадок. Суть в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, всё стихотворение или загадка зарисовывается схематически.   Опираясь на опыт педагогов  новаторов в образовательной деятельности можно  использовать  следующие варианты игр:  

    • «Собери картинку» (восстановить последовательность картинок по памяти);

    • Ÿ «Сказка рассыпалась» (смешать картинки с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые   относятся к данной теме);

    • Ÿ «На свое место» (определить, где должна находиться «выпавшая» картинка среди других);

    • Ÿ «Картинка заблудилась» (найти лишнюю картинку);

    • Ÿ «Да или нет» (найти ошибку (есть она или нет) в последовательности картинок после прочтения текста);

    • Ÿ «Путаница!» («Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные таблицы);

    • Ÿ  Игра «Не зевай, нужную картинку поднимай». Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

         Какие же существуют элементы модели?

        В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью.

         В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – ёлочка, жёлтый кружок – солнышко и т.п.  Символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); планы и условные обозначения, используемые в них;

    контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

        Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные таблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: небо-голубое, клубничка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: зайчик – состоит из белых геометрических фигур (треугольника и круга), волк – большой серый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений. Для систематизирования знаний детей существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М., Воробьевой В. К., Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому можно их дополнять и уточнять вместе с детьми, или распечатать данный материал с интернет ресурсов. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь, что является залогом развития умственной деятельности.

       При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов вместе с детьми проводится беседа по тексту, рассматривание иллюстраций и отслеживание последовательности заранее приготовленной модели к данному произведению.

        Разрабатываются модели для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

       Таким образом, можно в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка. Использование метода наглядного моделирования в работе педагогов:

    • Ÿ заметно облегчает дошкольникам овладение родным языком,

    • Ÿ сокращает время обучения,

    • Ÿ развивает память, внимание, образное мышление.

     Использование метода наглядного моделирования способствует значительному повышению уровня развития связной речи у детей и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов. Это позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе. Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка с взрослым.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста

    Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывание основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитанияребенка. ...

    Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста. (Б. Заходер «Собачкины огорчения»).

    конспект переработан, адаптирован.Цель: Развитие  навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.  ...

    Моделирование- как средство развития связной речи детей дошкольного возраста

    Речь играет в жизни человека огромную роль. Она служит для общения, выражения своих мыслей, чувств, желаний. При помощи речи ребёнок познаёт мир. В стенах детского сада закладывается основа коммуникат...

    Моделирование, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста

    Моделирование, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста...

    Самообразование по теме: «Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей дошкольного возраста» 2019 – 2021 гг

    laquo;Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей младшего дошкольного возраста».Актуальность данной темы ведётся в том, что наглядное моде...

    «Моделирование, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста».

    laquo;Моделирование, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»....

    Наглядное моделирование, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.

    -Сообщение к презентации "Наглядное моделирование, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.-Буклет на тему " Наглядное моделирование"...