Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста. (Б. Заходер «Собачкины огорчения»).
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Рыбалко Антонина Владимировна

конспект переработан, адаптирован.

Цель: Развитие  навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по речевому развитию с применением системно-деятельностного подхода в старшей группе

Тема: Пересказывание стихотворения Б. Заходера «Собачкины огорчения».

Цель: развитие  навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.    

 

Задачи:

Продолжать знакомить детей с поэтическим наследием русского поэта Б. Заходера. Учить пересказывать  стихотворное произведение Б. Заходера «Собачкины огорчения» с опорой на мнемотаблицу.

Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Корректировать устную речь посредством беседы.

Продолжать учить лепить из  соленого теста.

Развивать слуховое восприятие и интонационную выразительность литературного текста.

Развивать образную речь, фантазию и словесное творчество.

Воспитывать любовь к художественной литературе,  любовь к животным, желание проявлять заботу о них.

Ход занятия:

1. Введение в ситуацию

(Дети стоят в кругу)

Воспитатель: Ребята, закройте глаза и представьте. Что на вашу голову сел солнечный зайчик. Он добрый и весёлый. Погладьте его. Теперь зайчик прыгает по вашему лбу, погладьте его, теперь прыгает по щёчкам, погладьте его. Вот он дотронулся до вашего рта, и ротик заулыбался! Откройте глаза и улыбнитесь друг другу  и пожелайте   удачи на занятии.

2. Актуализация знаний

Воспитатель:

-Ребята, сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством Б. Заходера. (Показывает портрет поэта).

Б. Заходер - русский поэт, детский писатель, переводчик. Он написал и перевел с других языков для детей много интересных, юмористических произведений. Это шуточные стихотворения, сказки, песенки. Все его произведения очень любят дети и восхищаются ими. Давайте пройдем, сядем на стульчики и послушаем стихотворное произведение, которое называется «Собачкины огорчения». (Воспитатель читает стихотворение и по ходу рассказа выкладывает сюжетные картинки на магнитную доску).

Воспитатель:

-Понравилась вам история, которую описал в своем стихотворении Б. Заходер (ответы детей)

-Где же происходят действия с собачкой? (ответы детей)

-Как вы думаете, собачка в стихотворении Б. Заходера большая или щенок?

-Что можно сказать о людях и щенке, какие они? (ответы детей)

-Какие огорчения выпали на долю собачки в стихотворении Б. Заходера? (ответы детей)

- Ребята, а что же нам сделать, чтобы  закончились огорчения собачки в стихотворении «Собачкины огорчения?» (ответы детей)

3. Затруднение ситуации.

(На столах лежат приготовленные листы бумаги и карандаши).

Воспитатель:

-Ребята, я прочитаю стихотворение еще раз, а вы внимательно слушайте и запоминайте. Потом вы сами постараетесь нарисовать мнемотаблицу к этому стихотворению. (Педагог читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу).

4. Открытие нового знания

-Ребята, давайте сядем за столы для выполнения задания. (Как дети нарисуют мнемотаблицу, воспитатель вызывает детей для пересказа стихотворения с опорой на свою мнемотаблицу).

Молодцы, ребята, хороший пересказ составили про собачку.

Воспитатель:

-Ребята, давайте с вами поиграем в необычную игру. (Дети и педагог садятся на ковер).

Развивающая игра «Составь свой рассказ»

-Ребята, предлагаю вам побыть юными писателями, и сочините  свой рассказ о собачке. Сюжет может быть разным, кому как захочется. Это может быть рассказ о большой собаке, которая охраняет хозяйский дом. Она верная и служит хозяину. А может это рассказ о комнатной собачке, всеобщей любимице.  (воспитатель выслушивает ответы детей).

Воспитатель:

-Какие интересные рассказы у вас получились! Вам понравились? Чей рассказ вам больше понравился? Почему (ответы детей).

Воспитатель:

-Ребята, давайте немного отдохнем.  Физкультминутка.

Быстро встали, улыбнулись.

Выше, выше потянулись.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали

И на месте побежали.

 (на столах лежит приготовленное соленое тесто, доски для лепки, скалки, салфетки).

- Скажите мне, пожалуйста, как же мы можем порадовать и отблагодарить собачку из стихотворения Б. Заходера? (угостить печеньем).

-Давайте сядем за столы и изготовим угощенье для собачки.  разомнем тесто пальчиками,  формочками вырежем печенье. (педагог демонстрирует показ).

-Какие вы молодцы! Собачка будет в восторге от таких вкусных угощений!

7. Рефлексия.

Воспитатель:

-Что нового вы узнали на занятии? (ответы детей)

-Что вам запомнилось больше всего? (ответы детей)

-Чему новому научились? (ответы детей)

- Ребята, пожалуйста, приведите в порядок, свое рабочее место. Дежурные уберут.

Занятие окончено. Молодцы! Спасибо всем за старание!

СОБАЧКИНЫ ОГОРЧЕНИЯ

В лесочке, над речкой    (1 картинка)
Построена дачка.
На дачке живет
Небольшая собачка.
Собачка довольна
И лесом и дачей,
Но есть огорчения
В жизни собачей.
Во-первых,
Собачку слегка раздражает,
Что дачу высокий
Забор окружает.
Ведь если б не этот      (2 картинка)
Противный забор,
То с кошками был бы
Другой разговор!

Ее огорчает,                  (3 картинка)
Что люди забыли
Придумать
Собачкам
Автомобили. Собачка
Обиды терпеть не желает:
Она на машины отчаянно лает!

Ей грустно                    (4 картинка)
Глядеть на цветочные грядки:
Они у хозяев
В таком беспорядке!
Однажды
Собачка
Их славно вскопала —
И ей же, представьте,
За это попало!

Хозяин Собачку           (5 картинка)
За стол не сажает —
И это, конечно,
Ее обижает:
Не так уж приятно
Приличной Собачке
Сидеть на полу,
Ожидая подачки!

Но дайте Собачке
Кусочек печенья —
И сразу
Окончатся
Все огорченья!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывание основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитанияребенка. ...

Консультации для воспитателей « Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста в условиях введения стандартов ДО».

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».К . Д. Ушинский...

Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

Почему некоторые дети, которым трудно даётся запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Почему, после объяснения материала занятия одни дети п...

Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Презентация по использованию мнемотехники в развитии речи дошкольников...

Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста...

"Моделирование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

Моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия, научится работать с ними, так как наглядный материал усваивается лучше вербального....

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....