Главные вкладки

    Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста. (Б. Заходер «Собачкины огорчения»).
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Рыбалко Антонина Владимировна

    конспект переработан, адаптирован.

    Цель: Развитие  навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.    

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Занятие по речевому развитию с применением системно-деятельностного подхода в старшей группе

    Тема: Пересказывание стихотворения Б. Заходера «Собачкины огорчения».

    Цель: развитие  навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.    

     

    Задачи:

    Продолжать знакомить детей с поэтическим наследием русского поэта Б. Заходера. Учить пересказывать  стихотворное произведение Б. Заходера «Собачкины огорчения» с опорой на мнемотаблицу.

    Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Корректировать устную речь посредством беседы.

    Продолжать учить лепить из  соленого теста.

    Развивать слуховое восприятие и интонационную выразительность литературного текста.

    Развивать образную речь, фантазию и словесное творчество.

    Воспитывать любовь к художественной литературе,  любовь к животным, желание проявлять заботу о них.

    Ход занятия:

    1. Введение в ситуацию

    (Дети стоят в кругу)

    Воспитатель: Ребята, закройте глаза и представьте. Что на вашу голову сел солнечный зайчик. Он добрый и весёлый. Погладьте его. Теперь зайчик прыгает по вашему лбу, погладьте его, теперь прыгает по щёчкам, погладьте его. Вот он дотронулся до вашего рта, и ротик заулыбался! Откройте глаза и улыбнитесь друг другу  и пожелайте   удачи на занятии.

    2. Актуализация знаний

    Воспитатель:

    -Ребята, сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством Б. Заходера. (Показывает портрет поэта).

    Б. Заходер - русский поэт, детский писатель, переводчик. Он написал и перевел с других языков для детей много интересных, юмористических произведений. Это шуточные стихотворения, сказки, песенки. Все его произведения очень любят дети и восхищаются ими. Давайте пройдем, сядем на стульчики и послушаем стихотворное произведение, которое называется «Собачкины огорчения». (Воспитатель читает стихотворение и по ходу рассказа выкладывает сюжетные картинки на магнитную доску).

    Воспитатель:

    -Понравилась вам история, которую описал в своем стихотворении Б. Заходер (ответы детей)

    -Где же происходят действия с собачкой? (ответы детей)

    -Как вы думаете, собачка в стихотворении Б. Заходера большая или щенок?

    -Что можно сказать о людях и щенке, какие они? (ответы детей)

    -Какие огорчения выпали на долю собачки в стихотворении Б. Заходера? (ответы детей)

    - Ребята, а что же нам сделать, чтобы  закончились огорчения собачки в стихотворении «Собачкины огорчения?» (ответы детей)

    3. Затруднение ситуации.

    (На столах лежат приготовленные листы бумаги и карандаши).

    Воспитатель:

    -Ребята, я прочитаю стихотворение еще раз, а вы внимательно слушайте и запоминайте. Потом вы сами постараетесь нарисовать мнемотаблицу к этому стихотворению. (Педагог читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу).

    4. Открытие нового знания

    -Ребята, давайте сядем за столы для выполнения задания. (Как дети нарисуют мнемотаблицу, воспитатель вызывает детей для пересказа стихотворения с опорой на свою мнемотаблицу).

    Молодцы, ребята, хороший пересказ составили про собачку.

    Воспитатель:

    -Ребята, давайте с вами поиграем в необычную игру. (Дети и педагог садятся на ковер).

    Развивающая игра «Составь свой рассказ»

    -Ребята, предлагаю вам побыть юными писателями, и сочините  свой рассказ о собачке. Сюжет может быть разным, кому как захочется. Это может быть рассказ о большой собаке, которая охраняет хозяйский дом. Она верная и служит хозяину. А может это рассказ о комнатной собачке, всеобщей любимице.  (воспитатель выслушивает ответы детей).

    Воспитатель:

    -Какие интересные рассказы у вас получились! Вам понравились? Чей рассказ вам больше понравился? Почему (ответы детей).

    Воспитатель:

    -Ребята, давайте немного отдохнем.  Физкультминутка.

    Быстро встали, улыбнулись.

    Выше, выше потянулись.

    Ну-ка, плечи распрямите,

    Поднимите, опустите.

    Вправо, влево повернитесь,

    Рук коленями коснитесь.

    Сели, встали. Сели, встали

    И на месте побежали.

     (на столах лежит приготовленное соленое тесто, доски для лепки, скалки, салфетки).

    - Скажите мне, пожалуйста, как же мы можем порадовать и отблагодарить собачку из стихотворения Б. Заходера? (угостить печеньем).

    -Давайте сядем за столы и изготовим угощенье для собачки.  разомнем тесто пальчиками,  формочками вырежем печенье. (педагог демонстрирует показ).

    -Какие вы молодцы! Собачка будет в восторге от таких вкусных угощений!

    7. Рефлексия.

    Воспитатель:

    -Что нового вы узнали на занятии? (ответы детей)

    -Что вам запомнилось больше всего? (ответы детей)

    -Чему новому научились? (ответы детей)

    - Ребята, пожалуйста, приведите в порядок, свое рабочее место. Дежурные уберут.

    Занятие окончено. Молодцы! Спасибо всем за старание!

    СОБАЧКИНЫ ОГОРЧЕНИЯ

    В лесочке, над речкой    (1 картинка)
    Построена дачка.
    На дачке живет
    Небольшая собачка.
    Собачка довольна
    И лесом и дачей,
    Но есть огорчения
    В жизни собачей.
    Во-первых,
    Собачку слегка раздражает,
    Что дачу высокий
    Забор окружает.
    Ведь если б не этот      (2 картинка)
    Противный забор,
    То с кошками был бы
    Другой разговор!

    Ее огорчает,                  (3 картинка)
    Что люди забыли
    Придумать
    Собачкам
    Автомобили. Собачка
    Обиды терпеть не желает:
    Она на машины отчаянно лает!

    Ей грустно                    (4 картинка)
    Глядеть на цветочные грядки:
    Они у хозяев
    В таком беспорядке!
    Однажды
    Собачка
    Их славно вскопала —
    И ей же, представьте,
    За это попало!

    Хозяин Собачку           (5 картинка)
    За стол не сажает —
    И это, конечно,
    Ее обижает:
    Не так уж приятно
    Приличной Собачке
    Сидеть на полу,
    Ожидая подачки!

    Но дайте Собачке
    Кусочек печенья —
    И сразу
    Окончатся
    Все огорченья!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста

    Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывание основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитанияребенка. ...

    Консультации для воспитателей « Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста в условиях введения стандартов ДО».

    «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».К . Д. Ушинский...

    Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

    Почему некоторые дети, которым трудно даётся запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Почему, после объяснения материала занятия одни дети п...

    Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

    Презентация по использованию мнемотехники в развитии речи дошкольников...

    Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

    Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста...

    "Моделирование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

    Моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия, научится работать с ними, так как наглядный материал усваивается лучше вербального....