Проект по развитию речи «В мире сказок» Группа компенсирующей направленности
проект по развитию речи (старшая группа)

Боркунова Галина Александровна

Проект  по развитию речи «В мире сказок» Группа компенсирующей направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_korrektsiya.docx288.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10»  города Алейска Алтайского края

Проект  по развитию речи

«В мире сказок»

Группа компенсирующей направленности

C:\Users\Пользовател\Desktop\img10.jpg

Разработали: воспитатели

Боркунова Г.А.

Быкова Е.Н.

г. Алейск

 2021г.

Актуальность темы:

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа и развития его коммуникативных способностей. Заметим, что индивидуальные различия речевого уровня у детей одного возраста могут быть исключительно велики.

Возможность использования русских народных сказок в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.

У ребенка старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет)  возрастает речевая активность: малыш не только задает вопросы сам и отвечает на поставленные вопросы взрослого, но и охотно и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях.

Цель проекта:

   Создать условия для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.

Возобновить традиции семейного чтения с помощью привлечения родителей к реализации проекта и дальнейшей совместной деятельности.

Задачи проекта:

- знакомить детей с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажей сказок, пересказывать содержание и выражать своё отношение к героям сказки;

- содействие развитию познавательной сферы детей, речевого развития, обогащение словаря, связной речи;

- развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов;

- воспитывать звуковую культуру речи и образную выразительность;

- вызвать интерес детей к истории сказки, устному народному творчеству;

- развитие речи детей посредством составления и рассказывания сказок.

Предполагаемый результат:

- Развитие интереса к сказкам, эмоциональной отзывчивости у детей.

- Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи.

- Содействие творческому развитию детей и родителей.

- Повысить уровень речевого развития детей;

- Повысить интерес к книге, как к произведению искусства.

Вид проекта: творческий, групповой.

Участники: дети, родители, педагоги.

         Сроки реализации: долгосрочный (февраль-май)

Этапы проведения и реализации проекта:

  1. Подготовительный:

- определение уровня знаний детей  по теме

- обсуждение цели и задач с детьми и родителями.

- создание условий для реализации проекта

- сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

      - Анкетирование родителей.

2.Основной:

- внедрение в воспитательно -  образовательный процесс эффективных методов и приемов по развитию речи дошкольников с помощью сказки

- совместная работа с родителями

-  рассматривание иллюстраций, фото,  книг, и т.д.

- просмотр мультфильмов

-прослушивание аудио записей сказок

- чтение сказок

-рисование «Сказочное царство»

      - рисование «Мой любимый сказочный герой»

 - рисование «Обложка для книги сказок»

      - аппликация «Сказочная птица»

     - игры на развитие мелкой моторики по сказкам: «Колобок», «Грибок», «Курочка    ряба», «Теремок»

      - артикуляционные игры «Приключение язычка», «Веселая прогулка», «Зоопарк»

     - пересказ сказок: «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Лисичка-сестричка и серый волк», «У страха глаза велики»

     - дидактические игры: «Отгадай сказку», «Путешествие по русским народным сказкам», «Разложи картинки и расскажи сказку», «Назови ласково»

    - игра драматизация «Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и серый волк»

    - инсценировка сказки «Репка»

    - настольный театр «Три поросенка»

    - сюжетно ролевая игра: «Библиотека», «Книжный магазин», «Книжная мастерская»

3 Презентационно – завершающий

     - выставка  рисунков «Обложка для книги сказок»  

- выставка книжек «Сочини свою сказку»

    - оформление результата проекта в виде презентации

Работа с родителями

- участие родителей в проекте

- оформление папки – передвижки «Воспитание сказкой»

- консультация для родителей «Читаем сказки – развиваем речь»

 

- анкетирование родителей «Место книги в вашей семье»

 - изготовление книжек «Сочини свою сказку»

Результаты реализации проект

- у детей обогатился словарный запас по теме проекта, повысился уровень грамматического строя речи, более совершеннее стала связная речь

-сформированы умения пересказывать

- родители стали активно принимать участие в жизни группы и детского сада.

- обогатилась предметно – развивающая среда

Содержание проектной деятельности

Время проведения

Тема

Цели

Форма проведения

февраль

«Путешествие в сказку»

«Колобок»

«Сказочный мир»

«В гостях у сказки»

«Отгадай сказку» (иллюстрации)

«Сказочное царство»

 «Теремок»

«Приключение язычка»

Знакомить с русскими народными сказками; развивать внимание, речь. 

Развитие мелкой моторики

Воспитывать эстетическое восприятие

Развитие слухового внимания

Систематизировать знание русских народных сказок, закрепить названия данных сказок. Развивать связную речь.

Развитие творческих способностей. Формировать  умение составлять  рассказ.

Учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку  помнемотаблице.

Способствовать артикуляционному развитию

Чтение, беседа

Пальчиковая игра

Рассматривание репродукций художников к сказкам

Прослушивание аудиозаписи сказок

Игра

Рисование

Пересказ сказки

Артикуляционные игры

март

«Путешествие по русским народным сказкам»

«Грибок»

«Заюшкина избушка»

«В гостях у сказки»

«Библиотека»

«Три поросенка»

«Веселая прогулка»

«Сказочная птица»

Учить детей узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т. е. по характерным признакам и действиям героев).
Развивать речевую активность.

Развитие мелкой моторики

Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.

Побуждать детей отвечать на вопросы по содержанию сказки

Развитие связной речи

Учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку

Способствовать артикуляционному развитию

Развитие творческих способностей. Формировать  умение составлять описательный рассказ.

Игра

Пальчиковая игра

Игра драматизация

Просмотр мультфильмов

Сюжетно - ролевая игра

Настольный театр

Артикуляционные игры

Аппликация

апрель

«Разложи картинки и расскажи сказку»

«Зоопарк»

«Книжный магазин»

«Волк и семеро козлят»

«Мой любимый сказочный герой»

«Курочка ряба»

«Лисичка-сестричка и серый волк»

«Лисичка-сестричка и серый волк»

формировать умение пересказывать небольшое произведение

Способствовать артикуляционному развитию

Развивать умение вести диалог

Развивать умение детей произносить предложения с разными интонациями.

Развитие творческих способностей. Формировать  умение составлять описательный рассказ.

Развитие мелкой моторики

Учить пересказу с опорой на воображаемый план.

Учить детей выразительному исполнению взятой на себя роли, составлять схемы описания героев.

Дидактическая игра

Артикуляционные игры

Сюжетно- ролевая игра.

Рассказывание сказки по ролям

Рисование

Пальчиковая игра

Пересказ

Игра-драматизация сказки

май

«Сказочный герой»

«У страха глаза велики»

«Назови ласково»

«Теремок»

«Книжная мастерская»

«Обложка для книги сказок»

«Репка»

Учить при составлении загадок использовать свои знания о внешнем виде животных.

Формировать умение пересказывать по картинке

Продолжать учить образовывать однокоренные слова (лиса, лисица, лисонька)

Способствовать развитию мелкой моторики

Развитие связной речи

Развитие творческих способностей. Формировать  умение составлять рассказ.

Учить детей выразительному исполнению взятой на себя роли.

Придумывание загадок о сказочном герое

Пересказ

Дидактическая игра

Пальчиковая игра

Сюжетно -ролевая игра.

Рисование

Инсценировка

Литература

Артемова Л.В. Окружающий мир в детских играх дошкольников – М.: Просвещение, 1992

Корчаловская Н.В., Посевена Г.Д. Праздник каждый день – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2002.

Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет - М.: Просвещение, 1987

Диченскова А.М. Страна пальчиковых игр - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2013.

Косинова Е.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упранениями для самых маленьких – М.: Эксмо: ОЛИСС, 2012.

Зырянова Л.Н. занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях – Ростов Н/Д: Феникс,2013

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10»  города Алейска Алтайского края

Консультация для родителей

«Сказки читаем — речь развиваем!»

C:\Users\Пользовател\Desktop\img10.jpg

Консультацию подготовила Боркунова Галина Александровна,

воспитатель

Уважаемые родители! Народная сказка – одно из произведения искусства слова, которые слышит ребенок в раннем детстве.

Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношения людей, помогает оценить их поступки, вызывает либо сочувствие, либо осуждение. Можно сделать «домашний театр» (на магнитах, пальчиковый и др.) сказки показывать и рассказывать.

Сказка научит ребенка:

-пересказывать близко к тексту;

- обогатит словарь образными выражениями;

-научит интонационной выразительности (восклицательная, вопросительная интонация, сила голоса, темп речи);

- научит оценивать поступки героев их взаимоотношения;

- разовьет фантазию малыша, его творческое воображение.

Расскажите сказку "Теремок" (любая другая по Вашему желанию) Покажите детям героев сказки и скажите её название. Спросите героев, какой сказки они видят? Предложите рассказать сказку с использованием персонажей.

После показа сказки задайте вопросы: Как называлась сказка? Какими словами начинается сказка? Кто первый пришел к теремку? Кто еще жил в теремке? Чем заканчивается сказка? Каким голосом говорит мышка, лягушка и др. персонажи. Какими словами называют в сказке зайчика (зайчик - побегайчик) мышку и др.

В конце беседы спросите, кто нравится вашему малышу в сказке, а кто нет? Почему?

Для развития фантазии и воображения предложите придумать свою сказку или новый вариант окончания сказки, побуждайте малыша самостоятельно говорить, пересказывать.

Поиграйте вместе с детьми!

Игра – фантазия «Изобрази героев сказки»

Ребенок выбирает героев сказки, но не называет его, а изображает мимикой, жестами, движением. Взрослый отгадывает и хвалит за старание и оригинальность.

«Сказочник»

Предложите ребенку стать сказочником и придумать свою историю с героями сказки.

«Накорми животное»

Взрослый показывает героев сказки, а ребенок придумывает слова- еду, которую любит животное. Например: зайчик любит морковку, она сладкая, хрустящая, сочная и т. д.

Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»

1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?

_______________________________________________________

2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?

________________________________________________________

3. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?

________________________________________________________

4. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?

__________________________________________________________

5. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?

__________________________________________________________

6. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам, игрушкам?

__________________________________________________________

7. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?

__________________________________________________________

8. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?

__________________________________________________________

9. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?

__________________________________________________________

10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.?_______________________________

11. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка?

_____________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по математике и развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

 Интегрированное занятие по математике и развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности Тема: «Путешествие в Снежную страну»

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Путешествие в Снежную страну»Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Зима. Зимние забавы и спорт»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи для детей разновозрастной группы компенсирующей направленности. Тема: «Овощи. Огород». Звуки [п], [п\'], [б], [б\']. Буква Бб

Цель: Расширение, уточнение представлений  по теме «Овощи. Огород»Задачи:Коррекционно-образовательные. Уточнение и активизация словаря по теме «Овощи. Огород» (огород, ово...

Занятие по развитию речи для детей, посещающих группу компенсирующей направленности №1.

Занятие по развитию речи в логопедической группе (разновозрастной)....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности.

Цель: Повышение речевой активности детей посредством обогащения активного словаря....

НОД по формированию фонематических процессов и развитию речи у детей средней группы компенсирующей направленности "Матрешки"

Материал для закрепления у детей навыков по формированию фонетико-фонематического восприятия в игровых условиях с активным привлечением родителей как полноценных участников коррекционно-логопедическог...

Конспект занятия по развитию речи детей в подготовительной группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну сказок».

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в страну сказок" разаработантдля детей 6-7 лет с целью формирования у детей  интереса к чтению художественной литературы, закрепления имею...