Беседа по картине М. Врубеля «Царевна-Лебедь»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: знакомство детей с живописью М.А. Врубеля на основе картины «Царевна-Лебедь», развитие монологической речи, воображения, образного восприятия картины.
Задачи:
Образовательные задачи:
- формировать у детей умение описывать собирательный образ героини, представленный в музыке, живописи и литературе;
- активизировать применение дошкольниками сравнений, эпитетов и других средств выразительности языка при описании образа Царевны-Лебеди и пейзажа;
Развивающие задачи:
- развивать воображение дошкольников с помощью приема вхождения в картину, умение чувствовать характер музыки;
Воспитательные задачи:
- вызывать интерес у детей к сказочной живописи, получить эмоциональный отклик на картину и музыкальные фрагменты из оперы.
Используемые методы:
- наглядные (демонстрация иллюстраций к сказкам, картина «Царевна-Лебедь»)
- словесные (беседа по вопросам, обобщающая знания детей по данной теме (из личного опыта); рассказ – изложение нового материала, слушание произведения Н. А. Римскиого-Корсакова «Сказка о царе Салтане»);
Словарная работа:
- Обогащение словаря: простоволосая, омут, обветшалый.
- Активизация словаря: описание окружающей природы: небо, лес, время года, состояние природы, описание главной героини.
Оборудование: картина «Царевна-Лебедь», книга «Сказки А.С. Пушкина», аудиозапись произведения Н. А. Римскиого-Корсакова «Сказка о царе Салтане», магнитная доска, указка, иллюстрации к сказкам.
Организация. Картина «Царевна-Лебедь» висит на магнитной доске. Дети сидят полукругом.
Ход НОД:
1. Организационный момент
Восп. – Ребята, я сейчас прочитаю стихи, а вы вспомните о ком они и из какого произведения.
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет…
Тот уж когти распустил,
Клев кровавый навострил…
Глядь, промеж текущих вод Лебедь белая плывет…
(Ответы детей)
Восп. – Правильно, это из произведения «Сказка о царе Салтане», которую написал А. С. Пушкин.
По этой сказке художник М. Врубель написал картину «Царевна-Лебедь», но войти в эту прекрасную картину нам поможет музыка: композитор Н. А. Римский-Корсаков написал оперу «Сказка о царе Салтане».
2. Вхождение в картину.
Восп. Итак, начинается сказка…
Зимним вечером в деревенской светлице три сестры сидят за пряжей. Старшая хвалится задать невиданный пир, если бы царь взял ее замуж, Средняя – наткать полотна на весь мир. А младшая пообещала родить для батюшки царя сына-богатыря. Все это слышал притаившийся за окошком царь Салтан. Он входит в светлицу и объявляет свое решение – всем троим жить во дворце. Старшей сестре быть поварихой, средней ткачихой, а младшей – царевой женой. И вот сестры, да баба Бабариха стали думать, как расстроить счастье младшей сестры.
Царь уехал на войну, а молодой царицы Милитрисы родился сын. И тревожит царицу, что так долго нет весточки от царя. Но вот появляется гонец. Заговорщики ловко подменили грамоту царя. И вот подданные читают приказ: «И царицу, и приплод в бочке бросить в бездну вод». Бочку с Милитрисой и царевичем пускают в море.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу плывет.
Словно горькая вдовица.
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
3. Физминутка «Море волнуется раз»
Восп. - Продолжаем знакомство с сюжетом сказки.
Пустынный берег острова Буяна. Сюда, вняв мольбам царицы, волна вынесла бочку. Царевич растет не по дням, а по часам. Сделав из дуба лук, он отправляется на поиски дичи. Внезапно замечает громадного коршуна, который преследует лебедя, и метко пущенной стрелой убивает его. К изумлению царевича Лебедь птица заговорила человеческим языком. Она пообещала отплатить добром за добро, потом исчезла.
4. Отрывок из оперы – «Ария царевны Лебедь»
- Каков характер музыки?
(ответы детей)
- музыка плавная, нежная, светлая, напевная, высокая, медленная, величественная, волшебная. Вы впервые слышите чудесный женский классический оперный голос, который называется сопрано.
Восп. Продолжаем знакомство с сюжетом сказки.
Печальный Гвидон сидит у моря. Прекрасная царевна не идет у него из памяти. Он просит Лебедь птицу помочь ему. И вдруг она оборачивается прекрасной Царевной, о которой он мечтал. Послушайте пушкинские строки:
Ребенок: За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает словно пава:
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
5. Прослушивание отрывка «Царевна-Лебедь»
Царевна эта необычная, волшебная. Это и человек, и птица. Поэтому музыка какая по характеру?
(ответы детей)
Лебедь – это удивительно красивая , грациозная птица и музыка ее тоже грациозная, сказочная, изящная. Мелодия плавная, напевная, похожая на взмахи крыльев сказочной птицы. А когда птица лебедь превращается в прекрасную девушку, ее музыка становится более ласковой и теплой. В ней звучит русская народная мелодия «На море утушка купалася».
6. Рассматривание картины М. Врубеля «Царевна-Лебедь».
И такое превращение из птицы в девушку мы увидим в картине М. Врубеля «Царевна-лебедь».
Художник Михаил Александрович Врубель тоже был восхищен сказкой Александра Сергеевича Пушкина и создал удивительный прекрасный образ Царевны-Лебедь. Вот мы сейчас и полюбуемся им.
Дети рассматривают картину.
Восп. – Расскажите о вашем впечатлении, удивила ли вас царевна? Какое чувство вызывает героиня?
(ответы детей)
7. Работа с дидактическим пособием
- На пособии «Определи настроение» покажите, какое чувство вызывает у вас картина?
– Почему? А ее настроение вы почувствовали? Как это смог передать художник?
(ответы детей)
Правильно, с помощью цвета, назовите эти краски. (Голубовато-зеленоватые, серебристо-перламутровые, серые, розовато-лиловые.)
Это теплые или холодные тона? (холодные) Яркие или мягкие? (Мягкие, нежные, приглушенные) Сочетание цветов создает ощущение таинственности, нереальности, фантастичности и тревожности.
8. Продолжение рассматривания картины М. Врубеля.
А что еще создает ощущение сказочности? Посмотрите внимательно, как нарисована царевна?
(ответы детей)
Перед нами происходит превращение лебедя в прекрасную девушку. У нее уже почти человеческий образ – голова, плечи, рука, а все остальное - еще оперение птицы. Вот-вот крылья превратятся в руку, туловище, ноги. А вы заметили, в какой позе она стоит? Почти спиной к нам, но вот она что-то услышала и испуганно повернула голову: огромные глаза широко открыты и глядят с тревогой вопросительно на нас.
Необычайно красив кокошник царевны – он весь украшен драгоценными каменьями; блестят-переливаются кольца на руках; драгоценности на серебряной кайме вуали, покрывающей плечи царевны. А что изображено вокруг героини?
Беспредельный океан, слева вверху на высоком берегу чуть просматривается с пылающими на окнах отсветами заката. Выраженная линия горизонта и вертикально-прямоугольный формат полотна с изображением Царевны-Лебедь на первом плане придает образу величавость, торжественность, значимость. А. С. Пушкин пишет:
Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит,
…
Молвить можно справедливо.
Это диво, так уж диво.
С помощью рисунка, колорита, построения изображения Михаил Александрович Врубель создал фантастический, волшебный, сказочный, таинственный и прекрасный образ, который будет доставлять многим поколениям людей радость и наслаждение.
- Что бы вы могли сказать, если бы встретилась вам волшебная Царевна-Лебедь?
Ребята, а вы знаете, чем закончилась сказка?
(ответы детей)
Царица Милитриса благословляет молодых. В радостном волнении Гвидон и Милитриса ждут приезда Салтана. Под колокольный звон и приветствия жителей царь со свитой ступает во дворец. Начинается показ чудес города Леденца. Перед изумленными взорами гостей предстает в хрустальном домике волшебная белочка, выходят из моря тридцать три богатыря, показывается прекрасная царевна Лебедь и, наконец, возлюбленная Салтанова жена – царица Милитриса. Царь со слезами обнимает царицу и своего сына, на радостях прощает завистливых сестер. Начинается буйный пир. Так закончилась сказка.
9. Рефлексия.
- Скакой картиной мы сегодня познакомились?
- К какой сказке была написана эта картина?
- Скажите, какие чувства вы испытали от завершения сказки?
- Вам нравятся ваши ощущения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«В гостях у Царевны Лебедь».
Тема: «В гостях у Царевны Лебедь».Цель: Углублять интерес к сказкам А.С.Пушкина, вызвать у детей желание конструировать.Интеграция областей.О. О. « Познание» - Продолжать учить создавать...
Занятие "Рассказывание на тему картины М.А.Врубеля "Царевна-лебедь"
Занятие для старшей, подготовительной групп. Формирование навыка составления описательного рассказа по картине....
Сценарий праздника "В гости к царевне Лебедь"
Знакомство с творчеством А.С. Пушкина, совершенствование навыков прочтения стихотворений....
Аппликация "Царевна Лебедь(Коллективная работа)
Аппликация "Царевна Лебедь (Коллективная работа)...
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию по сказкам А. С. Пушкину «Царевна-лебедь»
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию по сказкам А. С. Пушкину «Царевна-лебедь»Цель: закреплять знания детей о творчестве поэта А. С. Пушкина; продолжать знакомить детей со сказками.Задач...
Социальная реабилитация средствами аппликации из ладошек «Царевна лебедь»
Занятие аппликацией довольно интересное и увлекательное дело. Аппликация из ладошек довольно необычный метод изготовления поделок. Почти каждый ребенок будет рад заниматься таким делом, ведь дети очен...
Беседа по картине М. А. Врубеля "Царевна-Лебедь"
Беседа по картине М. А. Врубеля "Царевна-Лебедь" с использованием музыки из оперы Н. А. Римского-Корсакова"Сказка о царе Салтане"...