Беседа по картине М. Врубеля «Царевна-Лебедь»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сиянко Кристина Юрьевна

Цель: знакомство детей с живописью М.А. Врубеля на основе картины «Царевна-Лебедь», развитие монологической речи, воображения, образного восприятия картины.

Задачи:

Образовательные задачи:

- формировать у детей умение описывать собирательный образ героини, представленный в музыке, живописи и литературе;

- активизировать применение дошкольниками сравнений, эпитетов и других средств выразительности языка при описании образа Царевны-Лебеди и пейзажа;

Развивающие задачи:

- развивать воображение дошкольников с помощью приема вхождения в картину, умение чувствовать характер музыки;

Воспитательные задачи:

- вызывать интерес у детей к сказочной живописи, получить эмоциональный отклик на картину и музыкальные фрагменты из оперы.

Используемые методы:

            - наглядные (демонстрация иллюстраций к сказкам, картина «Царевна-Лебедь»)

            - словесные (беседа по вопросам, обобщающая знания детей по данной теме (из личного опыта);  рассказ – изложение нового материала, слушание произведения Н. А. Римскиого-Корсакова «Сказка о царе Салтане»);

Словарная работа:

                - Обогащение словаря: простоволосая, омут, обветшалый.

                - Активизация словаря: описание окружающей природы: небо, лес, время года, состояние природы, описание главной героини.

Оборудование: картина «Царевна-Лебедь», книга «Сказки А.С. Пушкина», аудиозапись  произведения Н. А. Римскиого-Корсакова «Сказка о царе Салтане», магнитная доска,  указка, иллюстрации к сказкам.

Организация. Картина «Царевна-Лебедь» висит на магнитной доске. Дети  сидят полукругом.

 

Ход НОД:

1. Организационный момент

 

Восп. – Ребята, я сейчас прочитаю стихи, а вы вспомните о ком они и из какого произведения.

Бьется лебедь средь зыбей,

                                        Коршун носится над ней;

                                        Та бедняжка так и плещет,

                                        Воду вкруг мутит и хлещет…

                                        Тот уж когти распустил,

                                        Клев кровавый навострил…

Глядь, промеж текущих вод Лебедь белая плывет…

(Ответы детей)

Восп. – Правильно, это из произведения «Сказка о царе Салтане», которую написал А. С. Пушкин.

По этой сказке художник М. Врубель написал картину «Царевна-Лебедь», но войти в эту прекрасную картину нам поможет музыка: композитор Н. А. Римский-Корсаков написал оперу «Сказка о царе Салтане».

2. Вхождение в картину.

Восп. Итак, начинается сказка…

Зимним вечером в деревенской светлице три сестры сидят за пряжей. Старшая хвалится задать невиданный пир, если бы царь взял ее замуж, Средняя – наткать полотна на весь мир. А младшая пообещала родить для батюшки царя сына-богатыря. Все это слышал притаившийся за окошком царь Салтан. Он входит в светлицу и объявляет свое решение – всем  троим жить во дворце. Старшей сестре быть поварихой, средней ткачихой, а младшей – царевой женой. И вот сестры, да баба Бабариха стали думать, как расстроить счастье младшей сестры.

        Царь уехал на войну, а молодой царицы Милитрисы родился сын. И тревожит царицу, что так долго нет весточки от царя. Но вот появляется гонец. Заговорщики ловко подменили грамоту царя. И вот подданные читают приказ: «И царицу, и приплод в бочке бросить в бездну вод». Бочку  с Милитрисой и царевичем пускают  в море.

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу плывет.

Словно горькая вдовица.

Плачет, бьется в ней царица;

И растет ребенок там

Не по дням, а по часам.

3. Физминутка «Море волнуется раз»

Восп. - Продолжаем знакомство с сюжетом сказки.

Пустынный берег острова Буяна. Сюда, вняв мольбам царицы, волна вынесла бочку. Царевич растет не по дням, а по часам. Сделав из дуба лук, он отправляется на поиски дичи. Внезапно замечает громадного коршуна, который преследует лебедя, и метко пущенной стрелой убивает его. К изумлению царевича Лебедь птица заговорила человеческим языком. Она пообещала отплатить добром за добро, потом исчезла.

4. Отрывок из оперы – «Ария царевны Лебедь»

- Каков  характер музыки?

(ответы детей)

- музыка плавная, нежная, светлая, напевная, высокая, медленная, величественная, волшебная. Вы впервые слышите чудесный женский классический оперный голос, который называется сопрано.

Восп. Продолжаем знакомство с сюжетом сказки.

Печальный Гвидон сидит у моря. Прекрасная царевна не идет у него из памяти. Он просит Лебедь птицу помочь ему. И вдруг она оборачивается прекрасной Царевной, о которой он мечтал. Послушайте пушкинские строки:

Ребенок:          За морем царевна есть,

                        Что не можно глаз отвесть:

                        Днем свет Божий затмевает,

                        Ночью землю освещает.

                        Месяц под косой блестит,

                        А во лбу звезда горит.

                        А сама-то величава,

                        Выступает словно пава:

                        А как речь-то говорит,

                        Словно реченька журчит.

5. Прослушивание отрывка «Царевна-Лебедь»

Царевна эта необычная, волшебная. Это и человек, и птица. Поэтому музыка какая по характеру?

(ответы детей)

Лебедь – это удивительно красивая , грациозная птица и музыка ее тоже грациозная, сказочная, изящная. Мелодия плавная, напевная, похожая на взмахи крыльев сказочной птицы. А когда птица лебедь превращается в прекрасную девушку, ее музыка становится более ласковой и теплой. В ней звучит русская народная мелодия «На море утушка купалася».

6. Рассматривание картины М. Врубеля «Царевна-Лебедь».

И такое превращение из птицы в девушку мы увидим в картине М. Врубеля «Царевна-лебедь».

Художник Михаил Александрович Врубель тоже был восхищен сказкой Александра Сергеевича Пушкина и создал удивительный прекрасный образ Царевны-Лебедь. Вот мы сейчас и полюбуемся им.

Дети рассматривают картину.

Восп. – Расскажите о вашем впечатлении, удивила ли вас царевна? Какое чувство вызывает героиня?

(ответы детей)

7. Работа с дидактическим пособием

- На пособии «Определи настроение» покажите, какое чувство вызывает у вас картина?

– Почему? А ее настроение вы почувствовали? Как это смог передать художник?

(ответы детей)

Правильно, с помощью цвета, назовите эти краски. (Голубовато-зеленоватые, серебристо-перламутровые, серые, розовато-лиловые.)

Это теплые или холодные тона? (холодные) Яркие или мягкие? (Мягкие, нежные, приглушенные) Сочетание цветов создает ощущение таинственности, нереальности, фантастичности и тревожности.

8. Продолжение рассматривания картины М. Врубеля.

А что еще создает ощущение сказочности? Посмотрите внимательно, как нарисована царевна?

(ответы детей)

Перед нами происходит превращение лебедя в прекрасную девушку. У нее уже почти человеческий образ – голова, плечи, рука, а все остальное - еще оперение птицы. Вот-вот крылья превратятся в руку, туловище, ноги. А вы заметили, в какой позе она стоит? Почти спиной к нам, но вот она что-то услышала и испуганно повернула голову: огромные глаза широко открыты и глядят с тревогой вопросительно на нас.

Необычайно красив кокошник царевны – он весь украшен драгоценными каменьями; блестят-переливаются кольца на руках; драгоценности на серебряной кайме вуали, покрывающей плечи царевны. А что изображено вокруг героини?

Беспредельный океан, слева вверху на высоком берегу чуть просматривается с пылающими на окнах отсветами заката. Выраженная линия  горизонта и вертикально-прямоугольный формат полотна с изображением Царевны-Лебедь на первом плане придает образу величавость, торжественность, значимость. А. С. Пушкин пишет:

Тут она, взмахнув крылами,

Полетела над волнами

И на берег с высоты

Опустилася в кусты,

Встрепенулась, отряхнулась

И царевной обернулась:

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит,

Молвить можно справедливо.

Это диво, так уж диво.

С помощью рисунка, колорита, построения изображения Михаил Александрович Врубель создал фантастический, волшебный, сказочный, таинственный и прекрасный образ, который будет доставлять многим поколениям людей радость и наслаждение.

- Что бы вы могли сказать, если бы встретилась вам волшебная  Царевна-Лебедь?

Ребята, а вы знаете, чем закончилась сказка?

(ответы детей)

Царица Милитриса благословляет молодых. В радостном  волнении Гвидон и Милитриса ждут приезда Салтана. Под колокольный звон и приветствия жителей царь со свитой ступает во дворец. Начинается показ чудес города Леденца. Перед изумленными взорами гостей предстает в хрустальном домике волшебная белочка, выходят из моря тридцать три богатыря, показывается прекрасная царевна Лебедь и, наконец, возлюбленная Салтанова жена – царица Милитриса. Царь со слезами обнимает царицу и своего сына, на радостях прощает завистливых сестер. Начинается буйный пир. Так закончилась сказка.

9. Рефлексия.

- Скакой картиной мы сегодня познакомились?

- К какой сказке была написана эта картина?

- Скажите, какие чувства вы испытали от завершения сказки?

- Вам нравятся ваши ощущения?

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В гостях у Царевны Лебедь».

Тема: «В гостях у Царевны Лебедь».Цель: Углублять интерес к сказкам А.С.Пушкина, вызвать у детей желание  конструировать.Интеграция областей.О. О. « Познание» - Продолжать учить создавать...

Занятие "Рассказывание на тему картины М.А.Врубеля "Царевна-лебедь"

Занятие для старшей, подготовительной групп. Формирование навыка составления описательного рассказа по картине....

Сценарий праздника "В гости к царевне Лебедь"

Знакомство с творчеством А.С. Пушкина, совершенствование навыков прочтения стихотворений....

Аппликация "Царевна Лебедь(Коллективная работа)

Аппликация "Царевна Лебедь (Коллективная работа)...

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию по сказкам А. С. Пушкину «Царевна-лебедь»

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию по сказкам А. С. Пушкину «Царевна-лебедь»Цель: закреплять знания детей о творчестве поэта А. С. Пушкина; продолжать знакомить детей со сказками.Задач...

Социальная реабилитация средствами аппликации из ладошек «Царевна лебедь»

Занятие аппликацией довольно интересное и увлекательное дело. Аппликация из ладошек довольно необычный метод изготовления поделок. Почти каждый ребенок будет рад заниматься таким делом, ведь дети очен...

Беседа по картине М. А. Врубеля "Царевна-Лебедь"

Беседа по картине М. А. Врубеля "Царевна-Лебедь" с использованием музыки из оперы Н. А. Римского-Корсакова"Сказка о царе Салтане"...