Самообразование на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет».
проект по развитию речи (младшая группа)

Коваленко Наталья Викторовна

Важнейшим источником развития детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, прибаутки, песенки, сказки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение250546_104705882955193_8174223_n (1)

«Детский сад  № 14 «Умка»

Перспективный план по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет».

Воспитатель 1 младшей группы: Коваленко Наталья Викторовна

Актуальность:

Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.

Главная задача педагога в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Важнейшим источником развития детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, прибаутки, песенки, сказки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Цель работы:

– повышение своего профессионального мастерства и компетентности;

– способствовать речевому развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора.

Задачи:

– приобщать детей к устному народному творчествуразвивать их речь;

– вызвать эмоционально положительное отношение к потешкам, сказкам, загадкам, пестушкам, народным песенкам и играм;

– способствовать сохранению радостного настроения во время пребывания в МАДОУ;

– воспитывать гуманные отношения.

Предполагаемый результат:

– у детей повысится интерес к устному народному творчеству – потешкам, колыбельным песням, стишкам, пестушкам, речевым народным играм;

– повысится уровень речевого развития детей раннего возраста;

– повысится интерес родителей к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома.

Уровень речевого развития детей раннего возраста повысится, если:

– педагоги дошкольного образования заинтересованы процессом речевого развития;

– организовано специальное обучение родной речи с использованием фольклора в разнообразных видах деятельности;

– малые формы фольклора отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.

Срок работы над темой: сентябрь – май 2018-2019 учебного года.

сентябрь

Раздел  Сроки

Изучение методической литературы

Содержание работы с детьми

Работа с родителями

 Практические выходы

 

Подбор литературы по теме.

Составление перспективного

плана по самообразованию.

Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 368 с.

– Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Первая младшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 160 с.

Разучивание игры «Ладушки».

Слушание потешки «Кто тут плачет?».

Разработка анкеты для родителей.

Анкеты для родителей.

октябрь

«Домашние и дикие животные».

Поиск нужного художественного материала.

 Интернет-ресурс: Формирование активной речи детей раннего возраста 2-3 года) посредством использования малых форм устного народного творчества. http://diplomba.ru/work/101329.

Разучивание потешки «Ладушки».

Игра «Зайка серенький сидит».

Игра «Вышла курочка гулять».

Показ магнитного театра «Курочка ряба», «Сорока,сорока…»

Анкетирование родителей «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка».

Подведение итога анкетирование родителей.

Подведение итога анкет.

ноябрь

«Я – человек». «Мой дом».

Подбор информации в родительский уголок по данной теме.

Подбор потешек, детских книжечек,

Изготовление театра «Маша и медведь».

Разучивание наизусть потешек, для дальнейшего рассказывания детям.

Разучивание потешки «Наша Маша маленькая».

Сказка «Маша и медведь».

Игровая ситуация «Укладываем куклу спать» 

(колыбельная «Баю, баю, баю, бай…»).

Кукольный театр «Маша и медведь».

Консультация «Фольклор в речевом развитии ребенка» (часть 1).

декабрь

«Новогодний праздник».

Подготовка материала с перечнем художественных произведений для детей раннего возраста.

Подбор потешек, детских книжечек,

Составить конспект досуга «Отгадай загадку».

Потешка «Ладушки».

«Водичка, умой мое личико».

Отгадывание детьми загадок о диких животных.

Досуг «Отгадай загадку».

Консультация «Фольклор в речевом развитии ребенка» (часть 2).

январь

«Зима».

Подбор иллюстрированного материала к потешкам и сказкам.

Подготовить в  уголок  для родителей информацию  с перечнем рекомендуемого художественного материала по данному возрасту для чтения  дома.

Подбор потешек, детских книжечек, иллюстраций к сказкам.

Знакомство с потешками «Пошел котик на торжок», «Ой ты, заюшка пострел».

Рассказывание сказки «Репка».

«Прилетели гули» пальчиковые и музыкальные игры на основе русских народных потешек.

Разместить в уголке для родителей информацию с перечнем рекомендуемого художественного материала по данному возрасту для  чтения  дома.

февраль

«Мой дом».

Подготовка атрибутов к театрализованной игре «Репка».

Подбор потешек, детских книжечек.

Театрализованная игра «Репка».

Загадки о   животных.

Знакомство со сказкой «Коза и семеро козлят».

Подготовка атрибутов к театрализованной игре «Репка».

Оформление выставки книг для родителей.

Март

«Семья»,«Мамин день». 

Подготовить консультацию для родителей «Использование потешек в развитии речи детей раннего возраста».

Подбор потешек, детских книжечек,

подготовить  персонажей к сказке «Теремок».

Знакомство со сказкой «Теремок».

Слушание колыбельной «Баю-бай, баю-бай, ты собачка не лай».

Пальчиковая игра «Сорока-белобока».

Театрализация сказки «Теремок».

Провести  консультацию для родителей «Использование потешек в развитии речи детей раннего возраста».

апрель

«Весна».

Подготовка атрибутов к подвижной игре «Карусели».

Подготовка доклада по результатам работы над темой.

Подготовка к досугу «Солнышко нарядись,красное покажись» изучение литературы: Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учебн. -метод. пособие 2-е изд., перераб, и доп. СПб, 2008.

Разучивание закличек «Дождик, дождик, веселей»; «Солнышко-ведрышко»

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

май

«Скоро лето».

Подведение итога работы над темой.

Интернет-ресурс: Влияние устного народного творчества на развитие речи детей

2–3 лет. http://www.maam.ru/detskijsad/-vlijanie-ustnogo-narodnogo-tvorchestva-na-razvitie-rechi-detei-2-3-let.html.

Слушание потешки «Травка-муравка».

Отгадывание загадок о домашних животных.

Проведение досуга «Как у наших у ворот…» песенки потешки, хороводные игры.

Проведение досуга «Как у наших у ворот…» песенкипотешки, хороводные игры.

Подведение итога работы над темой.

Литература:

1.Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учебн. -метод. пособие 2-е изд., перераб, и доп. СПб, 2008.

2.Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

3.Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 368 с.

4.Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Первая младшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 160 с.

5.Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 80 с.

6. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Первая младшая группа (от 2 до 3 года) / авт. Сост. Н. В. Лобозина. – Волгоград: Учитель, 2016. – 303 с.

7.Интернет-ресурсВлияние устного народного творчества на развитие речи детей

2–3 лет. http://www.maam.ru/detskijsad/-vlijanie-ustnogo-narodnogo-tvorchestva-na-razvitie-rechi-detei-2-3-let.html.

8. Интернет-ресурс: Формирование активной речи детей раннего возраста 2-3 года) посредством использования малых форм устного народного творчества. http://diplomba.ru/work/101329.

9.Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.

10. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.

11. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.

12. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт- Петербург. - Детство-Пресс, 2010.

13.Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика- Синтез, 2010 г.

 14.Логопедическая ритмика Е.С.Анищенкова Москва 2007г

15.Развитие речи ребенка раннего возраста  Лямина Г.М Москава2005.

2018 – 2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»...

Самообразование на тему "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей"

Самообразование на тему "Влияние устного народного творчества на раазвитие детей"...

Отчет по самообразованию на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста».

В очете по самообразования раскрывается тема устного народного творчества и огромное влияние на развитие речи младших дошкольников"...

Самообразование на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет»

Самообразование воспитателя на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет» ...

Самообразование на тему:"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"2019-2020 год

Самообразовательная деятельностьНа тему: «Влияние устного народного творчествана развитие речи детей 3-4 лет.2019-2020 год     Цель работы: объединить усилия педагогов и...