Самообразование на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет».
проект по развитию речи (младшая группа)
Важнейшим источником развития детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, прибаутки, песенки, сказки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14 «Умка»
Перспективный план по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет».
Воспитатель 1 младшей группы: Коваленко Наталья Викторовна
Актуальность:
Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.
Главная задача педагога в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
Важнейшим источником развития детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, прибаутки, песенки, сказки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Цель работы:
– повышение своего профессионального мастерства и компетентности;
– способствовать речевому развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора.
Задачи:
– приобщать детей к устному народному творчеству, развивать их речь;
– вызвать эмоционально положительное отношение к потешкам, сказкам, загадкам, пестушкам, народным песенкам и играм;
– способствовать сохранению радостного настроения во время пребывания в МАДОУ;
– воспитывать гуманные отношения.
Предполагаемый результат:
– у детей повысится интерес к устному народному творчеству – потешкам, колыбельным песням, стишкам, пестушкам, речевым народным играм;
– повысится уровень речевого развития детей раннего возраста;
– повысится интерес родителей к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома.
Уровень речевого развития детей раннего возраста повысится, если:
– педагоги дошкольного образования заинтересованы процессом речевого развития;
– организовано специальное обучение родной речи с использованием фольклора в разнообразных видах деятельности;
– малые формы фольклора отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.
Срок работы над темой: сентябрь – май 2018-2019 учебного года.
сентябрь | Раздел Сроки | Изучение методической литературы | Содержание работы с детьми | Работа с родителями | Практические выходы
|
Подбор литературы по теме. Составление перспективного плана по самообразованию. | Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 368 с. – Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Первая младшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 160 с. | Разучивание игры «Ладушки». Слушание потешки «Кто тут плачет?». | Разработка анкеты для родителей. | Анкеты для родителей. | |
октябрь | «Домашние и дикие животные». Поиск нужного художественного материала. | Интернет-ресурс: Формирование активной речи детей раннего возраста 2-3 года) посредством использования малых форм устного народного творчества. http://diplomba.ru/work/101329. | Разучивание потешки «Ладушки». Игра «Зайка серенький сидит». Игра «Вышла курочка гулять». Показ магнитного театра «Курочка ряба», «Сорока,сорока…» | Анкетирование родителей «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка». Подведение итога анкетирование родителей. | Подведение итога анкет. |
ноябрь | «Я – человек». «Мой дом». Подбор информации в родительский уголок по данной теме. | Подбор потешек, детских книжечек, Изготовление театра «Маша и медведь». | Разучивание наизусть потешек, для дальнейшего рассказывания детям. Разучивание потешки «Наша Маша маленькая». Сказка «Маша и медведь». Игровая ситуация «Укладываем куклу спать» (колыбельная «Баю, баю, баю, бай…»). Кукольный театр «Маша и медведь». | Консультация «Фольклор в речевом развитии ребенка» (часть 1). | |
декабрь | «Новогодний праздник». Подготовка материала с перечнем художественных произведений для детей раннего возраста. | Подбор потешек, детских книжечек, Составить конспект досуга «Отгадай загадку». | Потешка «Ладушки». «Водичка, умой мое личико». Отгадывание детьми загадок о диких животных. Досуг «Отгадай загадку». | Консультация «Фольклор в речевом развитии ребенка» (часть 2). | |
январь | «Зима». Подбор иллюстрированного материала к потешкам и сказкам. Подготовить в уголок для родителей информацию с перечнем рекомендуемого художественного материала по данному возрасту для чтения дома. | Подбор потешек, детских книжечек, иллюстраций к сказкам. | Знакомство с потешками «Пошел котик на торжок», «Ой ты, заюшка пострел». Рассказывание сказки «Репка». «Прилетели гули» пальчиковые и музыкальные игры на основе русских народных потешек. | Разместить в уголке для родителей информацию с перечнем рекомендуемого художественного материала по данному возрасту для чтения дома. | |
февраль | «Мой дом». Подготовка атрибутов к театрализованной игре «Репка». | Подбор потешек, детских книжечек. | Театрализованная игра «Репка». Загадки о животных. Знакомство со сказкой «Коза и семеро козлят». | Подготовка атрибутов к театрализованной игре «Репка». Оформление выставки книг для родителей. | |
Март | «Семья»,«Мамин день». Подготовить консультацию для родителей «Использование потешек в развитии речи детей раннего возраста». | Подбор потешек, детских книжечек, подготовить персонажей к сказке «Теремок». | Знакомство со сказкой «Теремок». Слушание колыбельной «Баю-бай, баю-бай, ты собачка не лай». Пальчиковая игра «Сорока-белобока». Театрализация сказки «Теремок». | Провести консультацию для родителей «Использование потешек в развитии речи детей раннего возраста». | |
апрель | «Весна». Подготовка атрибутов к подвижной игре «Карусели». Подготовка доклада по результатам работы над темой. | Подготовка к досугу «Солнышко нарядись,красное покажись» изучение литературы: Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учебн. -метод. пособие 2-е изд., перераб, и доп. СПб, 2008. | Разучивание закличек «Дождик, дождик, веселей»; «Солнышко-ведрышко» | Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!» | |
май | «Скоро лето». Подведение итога работы над темой. | Интернет-ресурс: Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет. http://www.maam.ru/detskijsad/-vlijanie-ustnogo-narodnogo-tvorchestva-na-razvitie-rechi-detei-2-3-let.html. | Слушание потешки «Травка-муравка». Отгадывание загадок о домашних животных. Проведение досуга «Как у наших у ворот…» песенки потешки, хороводные игры. | Проведение досуга «Как у наших у ворот…» песенкипотешки, хороводные игры. Подведение итога работы над темой. |
Литература:
1.Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учебн. -метод. пособие 2-е изд., перераб, и доп. СПб, 2008.
2.Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
3.Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 368 с.
4.Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Первая младшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 160 с.
5.Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 80 с.
6. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Первая младшая группа (от 2 до 3 года) / авт. Сост. Н. В. Лобозина. – Волгоград: Учитель, 2016. – 303 с.
7.Интернет-ресурс: Влияние устного народного творчества на развитие речи детей
2–3 лет. http://www.maam.ru/detskijsad/-vlijanie-ustnogo-narodnogo-tvorchestva-na-razvitie-rechi-detei-2-3-let.html.
8. Интернет-ресурс: Формирование активной речи детей раннего возраста 2-3 года) посредством использования малых форм устного народного творчества. http://diplomba.ru/work/101329.
9.Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.
10. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.
11. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.
12. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт- Петербург. - Детство-Пресс, 2010.
13.Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика- Синтез, 2010 г.
14.Логопедическая ритмика Е.С.Анищенкова Москва 2007г
15.Развитие речи ребенка раннего возраста Лямина Г.М Москава2005.
2018 – 2019г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/17/picture-491376-1658070795.jpg)
Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/16/picture-875654-1505534151.jpg)
Самообразование на тему "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей"
Самообразование на тему "Влияние устного народного творчества на раазвитие детей"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/26/picture-1002265-1516981082.jpg)
Отчет по самообразованию на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста».
В очете по самообразования раскрывается тема устного народного творчества и огромное влияние на развитие речи младших дошкольников"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/07/picture-761279-1457375960.jpg)
План самообразования на тему: "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет"
План самообразования воспитателя...
Отчет по самообразованию на тему "Влияние устного народного творчества на развития речи детей 4-5 лет"
отчет по самообразованию за 2018-2019 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/12/picture-725853-1607734963.jpg)
Самообразование на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет»
Самообразование воспитателя на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет» ...
Самообразование на тему:"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"2019-2020 год
Самообразовательная деятельностьНа тему: «Влияние устного народного творчествана развитие речи детей 3-4 лет.2019-2020 год Цель работы: объединить усилия педагогов и...