конспект занятия в подготовительной группе на тему "Птицы"
календарно-тематическое планирование по развитию речи (подготовительная группа)

ХОД ЗАНЯТИЯ
Прилетела Сорока, принесла письмо от Лесовичка.
Воспитатель читает:
«Здравствуйте детушки. Здравствуйте ребятушки!
Пишет Вам это письмо Старичок- Лесовичок. Весна благодатная, весна долгожданная к нам в лес пришла.
Очнулись от зимней спячки медведи, ежи, змеи, появились насекомые. В марте грачей встречали, а в начале апреля у нас на лесной поляне случился праздник « Встреча птиц»- скворушек, ласточек, трясогузок, жаворонков и других пернатых друзей из дальних тёплых краёв поджидали, встречали.
Я вот беспокоюсь, а как у вас в городе? Всё ли готово к встрече птиц? Расскажите!
Да задание вам свои с лесным почтальоном – сорокой посылаю.
Уважьте старика, постарайтесь выполнить!».
Воспитатель: Согласны? Постараемся? Готовы наказы старичка – лесовичка выполнить?
Подойдите к окну. Полюбуйтесь.
Действительно, как и пишет Старичок – Лесовичок вот наступила долгожданная весна. Солнышко не лениться, пораньше встаёт, а значит и дни по сравнению с зимними стали какими?
Дети: Длиннее, светлее, солнечнее.

Звучит запись пения птиц.

Воспитатель:
«Вы слышите, как в вышине
поют свои нам песни птицы.
Поют о солнце, о весне
И о родимой стороне.
И нет их песенок чудесней….»
Воспитатель: И птицы с каждым днём поют как?
Дети: Они поют всё громче, радостнее, звонче.
Воспитатель: Вы заметили, что в парках, на улицах появились птицы, которых небыло зимой. Почему? Зачем прилетели птицы, что их заставило вернуться?
Дети: Потому что стало тепло, растаял снег, появился корм, прошлогодние семена. Потому что только на Родине они выводят птенцов.
Воспитатель: На какие группы делят птиц?
Дети: Зимующие, перелётные, пролётные или по-другому – зимние гости.
Воспитатель: Давайте проверим, знаете ли вы их. Поиграем в игру
«Птички в гнёздышках».
Гнёздышки – обручи.
Для зимующих птиц – гнёздышко у елочки.
Перелётные птицы полетят к берёзке.
Домашние птицы - к домику курятнику. Берите карточки с изображением птиц на мольбертах и «летите» к своим домикам.
Дети: Выполняют.
Воспитатель: Проверим, правильно ли птички нашли своё гнёздышко, не залетели ли лишние птички. (по 1 ребёнку в каждом «гнёздышке»).
Воспитатель: Чем птицы отличаются от животных?
Дети: У них есть оперение, крылья, две лапки, клюв.
Воспитатель: Кто знает, какая главная забота у птиц весной.
Дети: Поправить старые гнёзда и построить новые.
Воспитатель: Для чего?
Дети: Чтобы отложить яйца. Чтобы вывести птенцов.
Воспитатель: Из чего строят гнёзда птицы?
Дети: Из сухих веток , травинок, соломинок, пушинок, мха, бересты, глины.
Воспитатель: Где строят птицы гнёзда?Дети: На деревьях, на земле, под крышей, балконах, в кустах.

Воспитатель: А теперь назовите, одним словом.
Стая журавлей – журавлиная.
Хвост гуся – гусиный.
Гнездо вороны – воронье.
Клюв утки – утиный.
Яйцо голубя – голубиное.
Перо воробья – воробьиное.
Песня соловья – соловьиная.
Воспитатель: Ещё о других особенностях птиц вам поможет вспомнить выполнение следующего задания.
Составьте предложение по картинкам, которые лежат у вас на столах.
Дятел – личинка.
Цапля – болото.
Воробей – крошки.
Ястреб – цыплёнок.
Утка – река.
Кукушка – гнездо.
Аист – крыша.
Грач – прутья.
Чайка – рыба.
Синица – сало.
Снегирь – рябина.
Ласточка – насекомые.
Трясогузка – червячок.
Сова – ночь.
Клёст- зима.
Дети: Дети составляют предложения , по вопросам воспитателя отвечают: « Сколько слов в твоём предложении», «назови 1-е слово», «назовите 3-е слово в твоём предложении. Назови 2-е слово».
Составление схемы предложения.
"Грачи строят гнёзда".(за столами)
Дети: Составляют предложения.
Воспитатель: Правильность составления схем проверте друг у друга. Сколько слов в этом предложении? Назовите их по порядку.
- первое слово
- третье слово,
- второе слово
Почему 1-я полоска в схеме со скобкой?
Дети: 1-е слово в предложении пишется с заглавной буквы.
Воспитатель: Почему поставили точку в конце предложения.
Дети: В конце предложения ставится точка.
Воспитатель: Теперь отдохнём.

Физкультурная минутка.
Облака как паруса – руки треугольником над головой.
Мчит их ветер, гонит - качают руками над головой.
Если много облаков – рисуют облака.
Значит, будет, дождик – махи руками вверх.
Ну а если облака
Как перо жар – птицы – рисуют перо
Будет солнышко с утра – руками показывают большой круг
Защебечут птицы – взмахи руками «крылья».

Дети садятся.

Воспитатель:
К нам сорока прилетела,
Затрещала, не запела:
«Слоговый аукцион»
Слова на слоги делит он.
Станем в слоги мы играть,
Новые слова искать!

Воспитатель: Слово «сорока» разделите на слоги:
Дети: «Со – ро – ка», назови 1-ый слог
последний слог
второй слог.
Воспитатель: Сколько слогов в этом слове?
Дети: три слога.
Воспитатель: назовите птиц, в названии которых есть эти слоги?
Дети: называют
Со - сорока, сова, сокол, соловей, трясогузка.
Ро – ворона, воробей, сорока, жаворонок, коростель, альбатрос.
Ка – ласточка, синичка, малиновка, зарянка, трясогузка, сорока, утка, галка, овсянка, ржанка, чайка, курочка, кукушка.
Воспитатель: На столе ещё заказ
Сорока принесла для вас:
Птицы в парк к нам прилетали,
На проводах сидели, отдыхали,
Кто с кем рядышком сидел
Запомнить ни кто не успел.
Помогите вспомнить сороке?
Поиграем в игру:

Р/И «Птицы на проводах» (карточки на столах, картинки с птицами на подносах.)
На верхний провод сели птицы, в названии которых 3слога.
На нижний – поместите птиц, в названий которых 2 слога.
Дети: выполняют.
Воспитатель: Проверка – парами.
Птицы поменялись местами на верхний провод сели птицы, в названий которых есть звук «Р», на нижний - со звуком «РЬ».
Проверка парами. Позиция звука в слове.

Физкультурная минутка.(между рядами)
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер срывает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем.
Сели и тихо сидят.

Дети: сели на места.
Воспитатель: Ещё в конверте загадка от лесовичка:
«На вербе с треском рвутся почки,
На речке лёд трещит в ночи
И гнёзда вьют без проволочки
На ветках первые____________
Дети: Грачи
Звуковой анализ слова.
Воспитатель: Давайте разберём это слово по звукам.
(Фронтальная проверка, 1 ребёнок у доски).

Р/И с заданиями: убрать Г,А,Ч,И, какой звук остался?
Дети: Убирают фишки на подносы.

Проблемная ситуация.
Воспитатель: вот вы разбирали слово «Грачи». Скажите, как называют птенцов грача?
Дети: Грачата
Воспитатель: А если один?
Дети: Грачонок.
Воспитатель: Представите ситуацию: в парке вы увидели, как грачонок выпал из гнезда. Подумайте, как бы вы поступили?
1. Самому положить в гнездо?
2. Позвать взрослых?
3. Унести домой?
Сделайте выбор.
Дети: Делают выбор, рассуждают.
Воспитатель: Второе решение верное. Взрослый поможет правильно решить, какая помощь нужна. Если птица ранена её нужно отнести в ветеринарную клинику, потом полечить и выпустить. Если не ранена – она выживет. Родители – грачи будут её охранять, кормить. Грачи – дружные птицы.
Воспитатель: С каждым днём всё слышнее голоса птиц. Они – наши преданные, верные друзья. И если вдруг они не вернуться к нам весной, произойдёт экологическая (т.е. природная) катастрофа. Некому будет защищать наши сады и парки, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Погибнет урожай хлеба, овощей, фруктов. Некому будет разносить по земле семена ягод, цветов и трав, зарыблять водоёмы. Мы никогда не услышим их чудесных песен:
Поэтому помните:
«Чтоб от разных насекомых
Сады цветущие не гибли зря
Всегда, в любое время года
Берегите птиц друзья».

ИТОГ:
Вот и закончилось наше занятие.
1. Какое задание вам понравилось ?
2. Почему?
3. Какое из них было самым лёгким?
4. А самым трудным?
Сегодня мы повесили скворечник, чтобы ещё и скворцы у нас на участке поселились. А пока мы с вами трудились, занимались, сорока к лесовичку слетала, всё ему о вас рассказала.
И Лесовичок прислал нам ещё одно заказное письмо.
Откроем?

Сюрпризный момент
Воспитатель читает:
«Птичек берегите
Никогда не губите
Зимой подкормите!
Мои подарки принимайте
Лесовичка не забывайте
Наклейки с птицами получайте!»Дети: На деревьях, на земле, под крышей, балконах, в кустах.Воспитатель: А теперь назовите, одним словом.
Стая журавлей – журавлиная.
Хвост гуся – гусиный.
Гнездо вороны – воронье.
Клюв утки – утиный.
Яйцо голубя – голубиное.
Перо воробья – воробьиное.
Песня соловья – соловьиная.
Воспитатель: Ещё о других особенностях птиц вам поможет вспомнить выполнение следующего задания.
Составьте предложение по картинкам, которые лежат у вас на столах.
Дятел – личинка.
Цапля – болото.
Воробей – крошки.
Ястреб – цыплёнок.
Утка – река.
Кукушка – гнездо.
Аист – крыша.
Грач – прутья.
Чайка – рыба.
Синица – сало.
Снегирь – рябина.
Ласточка – насекомые.
Трясогузка – червячок.
Сова – ночь.
Клёст- зима.
Дети: Дети составляют предложения , по вопросам воспитателя отвечают: « Сколько слов в твоём предложении», «назови 1-е слово», «назовите 3-е слово в твоём предложении. Назови 2-е слово».
Составление схемы предложения.
"Грачи строят гнёзда".(за столами)
Дети: Составляют предложения.
Воспитатель: Правильность составления схем проверте друг у друга. Сколько слов в этом предложении? Назовите их по порядку.
- первое слово
- третье слово,
- второе слово
Почему 1-я полоска в схеме со скобкой?
Дети: 1-е слово в предложении пишется с заглавной буквы.
Воспитатель: Почему поставили точку в конце предложения.
Дети: В конце предложения ставится точка.
Воспитатель: Теперь отдохнём.

Физкультурная минутка.
Облака как паруса – руки треугольником над головой.
Мчит их ветер, гонит - качают руками над головой.
Если много облаков – рисуют облака.
Значит, будет, дождик – махи руками вверх.
Ну а если облака
Как перо жар – птицы – рисуют перо
Будет солнышко с утра – руками показывают большой круг
Защебечут птицы – взмахи руками «крылья».

Дети садятся.

Воспитатель:
К нам сорока прилетела,
Затрещала, не запела:
«Слоговый аукцион»
Слова на слоги делит он.
Станем в слоги мы играть,
Новые слова искать!

Воспитатель: Слово «сорока» разделите на слоги:
Дети: «Со – ро – ка», назови 1-ый слог
последний слог
второй слог.
Воспитатель: Сколько слогов в этом слове?
Дети: три слога.
Воспитатель: назовите птиц, в названии которых есть эти слоги?
Дети: называют
Со - сорока, сова, сокол, соловей, трясогузка.
Ро – ворона, воробей, сорока, жаворонок, коростель, альбатрос.
Ка – ласточка, синичка, малиновка, зарянка, трясогузка, сорока, утка, галка, овсянка, ржанка, чайка, курочка, кукушка.
Воспитатель: На столе ещё заказ
Сорока принесла для вас:
Птицы в парк к нам прилетали,
На проводах сидели, отдыхали,
Кто с кем рядышком сидел
Запомнить ни кто не успел.
Помогите вспомнить сороке?
Поиграем в игру:

Р/И «Птицы на проводах» (карточки на столах, картинки с птицами на подносах.)
На верхний провод сели птицы, в названии которых 3слога.
На нижний – поместите птиц, в названий которых 2 слога.
Дети: выполняют.
Воспитатель: Проверка – парами.
Птицы поменялись местами на верхний провод сели птицы, в названий которых есть звук «Р», на нижний - со звуком «РЬ».
Проверка парами. Позиция звука в слове.

Физкультурная минутка.(между рядами)
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер срывает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем.
Сели и тихо сидят.

Дети: сели на места.
Воспитатель: Ещё в конверте загадка от лесовичка:
«На вербе с треском рвутся почки,
На речке лёд трещит в ночи
И гнёзда вьют без проволочки
На ветках первые____________
Дети: Грачи
Звуковой анализ слова.
Воспитатель: Давайте разберём это слово по звукам.
(Фронтальная проверка, 1 ребёнок у доски).

Р/И с заданиями: убрать Г,А,Ч,И, какой звук остался?
Дети: Убирают фишки на подносы.

Проблемная ситуация.
Воспитатель: вот вы разбирали слово «Грачи». Скажите, как называют птенцов грача?
Дети: Грачата
Воспитатель: А если один?
Дети: Грачонок.
Воспитатель: Представите ситуацию: в парке вы увидели, как грачонок выпал из гнезда. Подумайте, как бы вы поступили?
1. Самому положить в гнездо?
2. Позвать взрослых?
3. Унести домой?
Сделайте выбор.
Дети: Делают выбор, рассуждают.
Воспитатель: Второе решение верное. Взрослый поможет правильно решить, какая помощь нужна. Если птица ранена её нужно отнести в ветеринарную клинику, потом полечить и выпустить. Если не ранена – она выживет. Родители – грачи будут её охранять, кормить. Грачи – дружные птицы.
Воспитатель: С каждым днём всё слышнее голоса птиц. Они – наши преданные, верные друзья. И если вдруг они не вернуться к нам весной, произойдёт экологическая (т.е. природная) катастрофа. Некому будет защищать наши сады и парки, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Погибнет урожай хлеба, овощей, фруктов. Некому будет разносить по земле семена ягод, цветов и трав, зарыблять водоёмы. Мы никогда не услышим их чудесных песен:
Поэтому помните:
«Чтоб от разных насекомых
Сады цветущие не гибли зря
Всегда, в любое время года
Берегите птиц друзья».

ИТОГ:
Вот и закончилось наше занятие.
1. Какое задание вам понравилось ?
2. Почему?
3. Какое из них было самым лёгким?
4. А самым трудным?
Сегодня мы повесили скворечник, чтобы ещё и скворцы у нас на участке поселились. А пока мы с вами трудились, занимались, сорока к лесовичку слетала, всё ему о вас рассказала.
И Лесовичок прислал нам ещё одно заказное письмо.
Откроем?

Сюрпризный момент
Воспитатель читает:
«Птичек берегите
Никогда не губите
Зимой подкормите!
Мои подарки принимайте
Лесовичка не забывайте
Наклейки с птицами получайте!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doc3.docx77.23 КБ

Предварительный просмотр:

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/12/15/s_5fd84e5e8b304/1593729_2.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект занятия для подготовительной группы по познавательному занятию "Кремль"

Познакомить детей с историей создания Кремля. Продолжать учить самостоятельно придумывать содержание работы. Учить намечать силуэты простым карандашом. Продолжать учить технике имитации фрески: равном...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)

МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы.

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы. Подготовила Педагог-психолог:Винничук Ирина Мирославовна Цель занят...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы»для детей подготовительной группы...