Тема: «Составление рассказа «Осень» по мнемотаблице»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Мельникова Нина Сергеевна

Закрепление представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_rasskaz_po_mnemotablitse_osen.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Составление рассказа 

«Осень» по мнемотаблице»

Цель: закрепление представлений  детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (осень) с использованием наглядных пособий (мнемоквадраты, мнемотаблица), связно, в логической последовательности.

Коррекционно-развивающие: Развивать словарный запас - называть отличительные признаки осени, диких животных, птиц используя мнемотехническую таблицу. Закрепить навык образования прилагательного от существительного. Продолжать развивать  психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление. Формировать умение соотносить нарисованные  символы с образом.

Коррекционно-воспитательные: Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней.

Материал: Демонстрационный:  мнемотаблица  «Осень», корзина, указка, мяч, фонограмма с музыкой П.И.Чайковского «Октябрь», «Танец с осенними листочками»,

Раздаточный материал: осенние листья по 2 на каждого ребёнка.

Предварительная  работа: наблюдение за осенними изменениями в природе ,рассматривание иллюстраций, беседы, заучивание стихов про осень, разучивание зрительной, пальчиковой гимнастики, пение песен про осень.

Ход занятие

Дети стоят в кругу, звучит тихая музыка, учитель - логопед читает стихотворение

« Уж небо осенью дышало...» Александр Пушкин

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень.
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван.
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Учитель-логопед - Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

Давайте с вами поговорим о прекрасном, таинственном времени года-осени.

Учитель-логопед - Назовите осенние месяцы?

Учитель-логопед, -  Какие периоды осени вы знаете? (ранняя, поздняя)

Учитель- логопед - Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

Учитель-логопед - А чем отличается ранняя осень от поздней? (ответы детей)

Игра "Погода осенью"

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Учитель-логопед: Дети, а какая бывает погода осенью:

Когда идет дождь - дождливая.

Когда дует ветер - ветреная

Холодно - холодная

Пасмурно - пасмурная

Сыро - сырая

Хмуро - хмурая

Ясно – ясная

Учитель- логопед -Ребята, а какие слова про осень вы знаете, осень какая? Ответы детей: (Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.)

Стук в дверь, появляется корзина с осенними листьями и картинками.

Учитель- логопед - Ребята, посмотрите - волшебница осень вам прислала корзинку, да корзинку не простую, а с сюрпризом. В ней лежат картинки, которые помогут составить рассказ про осень.

 Возьмите  осенние листочки в руки  и выполним зрительную гимнастику:

        Мы листочки увидали

        И с листочками играли      

        Листья вправо полетели

        Глазки вправо посмотрели

        Листья влево полетели

        Глазки влево посмотрели

        Ветер листья поднимал

        И на землю опускал

        Все на землю улеглись

        Глазки закрываем

        Глазки отдыхают.

Учитель-логопед - Ребята, а сейчас будем составлять предложения по картинкам, которые нам прислала осень.

-Итак 1 картинка, посмотрите и скажите о чём мы будем составлять предложение? (о солнце)

-Какое бывает солнце, как оно светит и греет осенью? (Осенью солнце светит, но греет слабо)

-О чём сейчас будем рассказывать? (о небе)

-Что можно сказать про осеннее небо? (Небо осенью серое, пасмурное, хмурое.)

-А какое предложение можно составить по этой картинке? (Осенью часто идут дожди)

-А что можно сказать о деревьях? (Осенью листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и деревья остаются голыми)

-А когда с деревьев  ветер срывает листву как можно назвать такое явление? (листопад)

-О ком будем говорить? ( о птицах)

-Какие изменения происходят в жизни птиц осенью? (Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами)

-Что делают осенью животные? (Животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.)

-Молодцы ребята, правильные и красивые предложения составили про осень. Учитель-логопед: А сейчас предлагаю отдохнуть и потанцевать с  осенними  листочками, возьмите листья и встаньте в круг.

Песня-танец с осенними листочками.(дети под фонограмму поют и танцуют)

Учитель-логопед -Посмотрите, какая таблица у нас получилась из наших картинок, я предлагаю вам составить по данной таблице связный рассказ, сначала послушайте какой рассказ, составила я, а потом вы мне составите свои рассказы.

Образец рассказа по мнемотаблице:

Учитель-логопед: Наступила осень. Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо осенью бывает пасмурное, серое, хмурое. Часто идут дожди.  Листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и они остаются голыми. Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.

Составление рассказов по мнемотаблице «Осень» детьми (2-3 рассказа)

Молодцы ребята, очень интересные рассказы вы составили про осень,  давайте поиграем пальчиками.

Пальчиковая гимнастика

   Ветер по лесу летал,                   

Ветер листики считал:                

Вот дубовый,                              

Вот кленовый,                             

Вот рябиновый резной,

Вот с березки - золотой,

И последний лист с осинки        

Ветер бросил на тропинку.

- сж    Сжимание и разжимание пальцев

 

- за  Сгибание по одному пальцу на обеих  

 

Рру   руках одновременно на каждое

наз   название

       Ладони на парту

Рефлексия:

Учитель-логопед: Ребята, о каком времени года мы с вами составляли рассказы?

-Что вам сегодня понравилось?

-Какая бывает осень?

Учитель-логопед: -Молодцы ребята, мне очень понравилось, как вы составляли предложения по картинкам, а какие интересные рассказы придумали по таблице. -Может кто-то хочет рассказать стихи про осень? (дети вспоминают и рассказывают стихи)

-Замечательные стихи вспомнили ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему:составление рассказов по мнемотаблицам "Расскажи-ка"

Мнемотехника помогает дошкольникам упростить процесс запоминания,развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Предлагаю вашему вниманию презентацию с подбором мнемотаблиц, ко...

Тема: «Составление рассказа о насекомых с использованием мнемотаблицы»

Конспект занятия в средней группеТема: «Составление рассказа о насекомых с использованием мнемотаблицы»...

Конспект НОД речевое развитие Тема: Составление рассказа по мнемотаблице «Весна» средняя группа

Муниципальное Дошкольное Образовательное УчреждениеЦентр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик»...

Конспект по непосредственно- образовательной деятельности. « Речевое развитие» на тему: «Составление рассказа о домашних животных по мнемотаблице.» в подготовительной к школе группе

Конспект по О.О. « Речевому развитию» на тему: «Составление рассказа о домашних животных по мнемотаблице.».Образовательная деятельность: « Познавательное развитие»,...

Развитие речи «Составление рассказа «Осень» по мнемотаблице» в средней группе

Развитие речи «Составление рассказа «Осень» по мнемотаблице» в средней группе.Цель: обобщить знания детей об осени, характерных признаках осени, выучить ст...