ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия «Составление рассказа по картине «Зайцы» Старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Никулина Оксана Владимировна

Педагогический замысел: - формировать у детей умение составлять небольшой рассказ из предложений, отражающий содержание картины по плану, предложенному педагогом, обогащать и активизировать словарь.

развивать логическое образное мышление, зрительную память, умение формулировать свои мысли, совершенствовать монологическую речь. - воспитывать культуру речевого общения, любовь к родной природе и краю, умение видеть прекрасное рядом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НОД

«Составление рассказа по картине «Зайцы»

Автор-разработчик: Никулина О.В., воспитатель ГБДОУ детского сада № 83 Приморского района Санкт-Петербурга

Возрастная адресованность: старшая группа детского сада. Длительность мероприятия: 25 мин.

Цель:  Продолжать формировать у детей умение рассказывать по картине 

Педагогический замысел: - формировать у детей умение составлять небольшой рассказ из предложений, отражающий содержание картины по плану, предложенному педагогом, обогащать и активизировать словарь.

развивать логическое образное мышление, зрительную память, умение формулировать свои мысли, совершенствовать монологическую речь. - воспитывать культуру речевого общения, любовь к родной природе и краю, умение видеть прекрасное рядом.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заяц-хвастун»; Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; рассматривание иллюстраций из серии «Дикие

животные»; подвижная игра «Охотник и зайцы»«Бездомный заяц».

Материалы:

Демонстрационный материал: картина «Зайцы»

Предполагаемый результат: умеют составлять небольшой рассказ из предложений, отражающий содержание картины по плану, предложенному педагогом

Дальнейшая работа: индивидуальная работа

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.Вводная часть

Организационный момент

Воспитатель: Кто-то утром, не спеша, (ходьба на месте)

Надувает желтый шар, (дети дуют и разводят руки)

А как выпустишь из рук – (поднимают руки вверх, хлопок)

Станет вдруг светло вокруг. (поворот)

Воспитатель: Ребята, а что это за шар? (Солнце)

2 мин.

Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия

Воспитатель интересуется у детей, что они знают о зайцах:

Воспитатель: Как выглядят зайцы? Где живут? Чем питаются?

Воспитатель выслушивает ответы детей, помогает правильно строить фразы, подсказывает более точные слова.

2.Основная часть

Проектирование решений ПС, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД

Затем предлагает ребятам рассмотреть картину и дать ей название. Одобряет такие названия, как «Зайцы»«На лесной полянке»«Нежданный гость».

Поскольку в этой картине детей очаровывает зимний пейзаж, с него и надо начать рассматривание:

Воспитатель: Как выглядят зимний лес и полянка? (Выпал снег, его много, снег глубокий. День ясный. От деревьев – они стоят, как стража, охраняя полянку, – на снегу четкая тень. Снег кажется голубоватым.)

Воспитатель просит ребенка рассказать о лесной поляне.

«Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк, –продолжает разговор воспитатель и спрашивает:

- Как заяц выглядел? Опишите его. А что увидел беляк? Обрадовался ли?

Только собрался заяц поесть, а тут… (Дети рассказывают о появлении второго зверька.)

Опишите зайцев в момент встречи (2–3 описания). Интересно, чем эта встреча закончится?»

В заключение воспитатель предлагает детям составить интересные и подробные рассказы по картине. (Можно предложить девочкам и мальчикам посоревноваться в рассказывании.)

Затем воспитатель дает образец рассказа:

«Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк. Сам большой, пушистый, а носишко небольшой и нежно-розовый, как конфетка. Кончики ушей у зайца черненькие.

Огляделся. Кругом снег. Маленькую елочку почти не видно – утонула в снегу. Увидел заяц сломанное дерево.Обрадовался«Хорошо-то как!» Встал столбиком и принялся обгрызать кору.

Глядь, а к нему гость! Насторожились зайцы, смотрят друг на друга. И неизвестно, чем эта встреча закончится».

20 мин.

Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

Воспитатель: Ребята давайте с вами отдохнём

Физкультминутка «Мы к лесной лужайке вышли…»

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимаем ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенечки.

Кто высоко так шагал –

Не споткнулся, не упал? (Ходьба с высоким подниманием коленей)

Воспитатель предлагает детям разбиться на группы и составить рассказ самостоятельно.

В конце занятия воспитатель проводит игру «Волк и зайцы».

Дети (5–7 человек) стоят, образовав круг, а воспитатель - «волк» ходит внутри круга.Внезапно он останавливается перед ребенком со словами«Съем или пощажу».

Ребенок может откупиться, назвав однокоренное слово, образованное или от слова волк (волчица, волчонок, волченочек, волчья (волчий) и т. п., или от слова заяц (заинька, зайчишка, заячье (заячья, зайчишечка и т. д.).

Если ребенок долго ищет ответ, волк «съедает» его. Ребенок выбывает из круга.

3.Заключительная часть

Итог занятия. Систематизация знаний.

Воспитатель: Ребята, чем мы с вами сегодня занимались на занятии(Ответы детей)

3 мин.

4. Рефлексия

Воспитатель: Что вам понравилось? (Ответы детей)

Воспитатель: Что больше всего понравилось? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Составление описательного рассказа по картине "На стройке""

«Составление описательного рассказа по картине «На стройке» (Для подготовительной к школе группы). Рассчитан на два занятия.Программное содержание.Уточнить и систематизировать зна­ния детей о строител...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки » (образовательная область «Речевое развитие»)

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятеьности с детьми старшей группы по теме "Пересказ рассказа Л.Толстого "Пожарные собаки"...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Технологическая карта "Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами»".

Технологическая карта по развитие речи.   Цель:  продолжать формировать умение  составлять целостный рассказ по сюжетной  картине , опираясь на план . Упражнять в подборе...

Технологическая карта НОД по развитию речи с детьми старшей группы Тема: «Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами»

Технологическая карта НОДпо развитию речис детьми старшей группыТема: «Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами»...

Технологическая карта занятия (составление рассказов о героях произведения)/ русская народная сказка "Крылатый, мохнатый да масленый"

Технологическая карта занятия(составление рассказов о героях произведения)Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитиеТема занятия...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ Составление рассказа по сюжетной картинке, «Львы Санкт-Петербурга»

Цель: Развитие интереса детей к изучению истории Санкт-Петербурга, его культурному наследию, узнать, почему в нашем городе «поселились львы»Задачи: . ...