Технологическая карта "Звуковая культура речи"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Данный материал будет полезен для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovaya_kultura_rechi.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область:  «Познание». 

Раздел: Развитие речи.

Тема: ЗКР: работа со звуками с-ш.

Педагогическая цель:  Цель: совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков с-ш.

Задачи:

-познакомить со звуками с-ш;

-научить различать звуки   с-ш в произношении, определять место звука в слове;

- развивать внимание, память.

Планируемые результаты:   Находят звуки с-ш в словах.

 Освоение содержания образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».

Виды деятельности:   Речевая, двигательная, коммуникативная.

Средства реализации:   мяч, коробка, картинки с изображением змеи и слона, круги синего и зеленого цвета (по 10 шт.), предметные картинки по теме, мешочек с предметными фишками (10 шт.), домики с кармашками (2 шт.), карточки из 3 окошек (10 шт. + 1 большая), фишки (10шт. на каждого ребенка и 1 большая).

 

Словарная работа:  

Организационная структура занятия

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно -побудительный

Воспитатель: Послушайте стихотворение: 

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо!

Ясно, четко говорим,

Потому, что не спешим!

О чем это стихотворение? 

- А как мы с вами должны говорить? 

 - Сейчас у нас с вами занятие по развитию речи, где мы с вами учимся правильно произносить звуки и красиво говорить.

Коммуникативная:проявляют интерес. Слушают воспитателя.

 - О речи.

 - Правильно, красиво, не торопиться.

Организационно-поисковой

Воспитатель: Ребята, я к вам на занятие пришла не с пустыми руками, а вот с такой коробочкой. (показываю)

- Хотите узнать, что там? 

 - Тогда слушайте загадку.

Серый толстый великан
Нос как будто длинный кран
На спине прокатит он
Озорной ушастый …

- Правильно. А какие у слона уши? 

- А еще у слона есть хобот. Хобот, он какой? 

- А еще у слона огромные ноги. И он ходит очень тяжело. Давайте с помощью наших ручек покажем. (показываем)

- Давайте еще раз произнесем слово «С-с-слон». Какой первый звук мы слышим? 

- Вот еще одна загадка.

Нет ни рук, ни ног у зверя,
И не нужно, не потеря -
Она легко в траве скользит,
А приблизишься – шипит.

- Чего нет у змеи?

- Но зато она умеет, что делать? 

- Давайте покажем, как ползает змея? (показываем.)

- А как шипит змея? 

- Как произносится звук С? (Губы улыбаются, язык спрятался за нижними зубами).

- Как произносится звук Ш? (губы образуют трубочку, язык прячется за верхними зубами.)

- Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня познакомимся? 

- Правильно! А теперь мы поиграем со звуками [c] [ш]. Я буду их произносить, а вы внимательно слушайте. Если услышите звук С, то показываете как ходит слон, а если звук Ш, то показываете, как ползает змея. Звук произносить не нужно.

С-ш-ш-с-с-ш-с.

Воспитатель: А теперь мы поиграем в игру «Эхо». Я вам по очереди буду бросать мячи говорить чистоговорку, а вы ее повторяете и кидаете мяч обратно.

Ша-ша-ша - Соня моет малыша

Са – са – са - в лесу бегает лиса.

Шу-шу-шу - Я письмо пишу.

Су – су –су- Было весело в лесу.

Аш – аш - аш - Есть у Лены карандаш.

Ас – ас – ас - В нашей группе свет погас.

Са-са-са - у Маши есть коса.

Су-су-су - заплету косу.

Ша-ша-ша – Маша моет малыша.

Ши-ши-ши – на поляне малыши.

Са-са-са - в сказке были чудеса.

Шо-шо-шо – говорим мы хорошо. (все вместе)

 

Воспитатель предлагает детям сесть на стулья.

- А теперь мы поиграем в игру «Не ошибись!». Я сейчас вам раздам по два круга. (раздаю) Какого цвета у вас круги? (синий и зеленый). Синий круг обозначает звук Ш, а зеленый звук С. Я вам буду сейчас говорить слова, если в слове слышится звук Ш, то вы поднимаете синий круг, а если слышится звук С, то показываете зеленый круг. Готовы? Проверяем, если звук Ш, какой круг? (показывают.) Если звук С, какой? (показывают.)

 

Шар, сок, машет, несет, нос, ландыш, сильный, шапка, маска, оса, голос.

 

Игра «Определи жильца».

Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках волшебный мешочек, в котором картинки с предметами и животными. Каждый из вас сейчас вытянет одну картинку, и мы с ними поиграем.

Выбирают картинку из мешочка.

- Ребята, посмотрите, у меня на доске появилось два домика. В одном домике живет Змея, и она принимает у себя в гостях только слова в которых есть звук Ш, а в другом домике живет Слон, и он принимает у себя в гостях только слова, в которых есть звук С. Ваша задача определить, что у вас на картинке, какой звук слышится в этом слове и заселить в нужный домик.

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Да!

Поэтому все встали

Дружно вытянули шеи,

И как гуси зашипели: ш-ш-ш.

Пошипели, помолчали,

Ветерок послушали С-с-с

И как зайцы поскакали,

Поскакали, поскакали.

И за кустиком пропали. 

 

 Воспитатель: Ребята, каждый звук имеет свое место в слове. Он может стоять в начале слова, т.е. с него слово начинается. Может стоять в середине слова, т.е. перед ним и после него есть другие звуки. А может стоять в конце слова, т.е. этим звуком слово заканчивается.

Давайте с вами поиграем со звуком С и попробуем определить его место в слове, а поможет нам в этом вот такая решетка (вешаю на доску). Если звук С будет слышится в начале слова, то я буду ставить фишку в первую клетку, если в середине слова, то в среднюю клетку, а если звук С будет слышится в конце слова, то в самую последнюю клетку. Присядьте, пожалуйста, за столы. 

Игра «Определи, место звука в слове».

Вывешиваю картинку с изображением Сапог.

 

Воспитатель: Что это? 

- Произнесите слово С-с-сапоги.

- Как вы думаете, где слышится звук С, в начале, середине или конце слова? 

- Молодцы! Т.к. звук слышится в начале слова, я поставлю фишку в первую клетку. У вас на столах такие же карточки как на доске. Поставьте фишку в ту же клетку, как и у меня. 

Аналогично разбирается слово Рис и слово Маска.

 

Воспитатель: А теперь мы также поиграем со звуком Ш, и определим его место в слове. Только работать вы уже попробуете самостоятельно.

(Чашка, Шапка, малыш.)

Сначала вешаю на доску картинку со словом чашка.

-Что это?

 - Скажите слово чашка медленно.

- Где слышится звук Ш? 

- Поставьте фишку в нужную клетку.

Сначала просматриваю правильность выполнения задания, затем спрашиваю 2-3 детей, куда они поставили фишку. После ставлю сама фишку в нужную клетку.

Аналогично разбираются следующие 2 слова.

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием и помогли нашим звукам. Ребята, существует много скороговорок со звуком С и Ш. Послушайте одну из них.

 

Саше дали кашу, а Маше простоквашу.

- Давайте повторим сначала медленно,

- побыстрее

- быстро

- грустно

- весело.

Коммуникативная: отвечают на вопросы

 

 - Да.

 

 - Слон.

 - Огромные.

 - Длинный.

 - «с».

 - Змея.

 - Рук, ног.

 - Ползать.

 - Ш-ш-ш.

 - [c] [ш].

Дети дают ответ соответствующим движением.

Ребята определяют, что изображено на картинке, определяют , какой звук слышится в слове, и заселяют в нужный домик.

Ходьба  на месте

Хлопки  в ладоши

Встали, руки вверх

Наклон  вперед

Покачиваются, подняв руки

Шагают на месте и садятся

Дети садятся за столы.

 - Сапоги.

 - В начале.

Ставят фишку.

 - Чашка.

 - Чааа-ш-кааа.

 - В  середине.

Рефлексивно-оценочный

Итог:

- Чем мы сегодня занимались на занятии? 

 - Молодцы, ребята, вы хорошо позанимались. Занятие окончено. Всем спасибо.

Познакомились  со звуки [с] [ш], находили слова с данными звуками, определяли место звука в слове, учились произносить скороговорку быстро и медленно.

Дети дают себе оценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по теме «Звуковая культура речи. Звук [Ж]»

Технологическая карта по теме «Звуковая культура речи. Звук [Ж]»(ОО «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» «Развитие речи» средняя группа) Абдулова Джюме Сиражутдиновна, воспита...

Технологическая карта по теме «Звуковая культура речи. Звук [Ш]»

Технологическая карта по теме «Звуковая культура речи. Звук [Ш]»(ОО «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» «Развитие речи» средняя группа) Абдулова Джюме Сиражутдиновна, Воспита...

Технологическая карта образовательной деятельности (с учетом системно – деятельного подхода СДП по А.Н, Леонтьеву) "Звуковая культура речи звуки а, у"

Технологическая карта образовательной деятельности(с учетом системно – деятельного подхода СДП по А.Н, Леонтьеву) Вид деятельности коммуникативная группа вторая младшаяТема: «Звуковая...

Технологическая карта ООД Звуковая культура речи. Звуки С-СЬ

Методическая технологическая карта проведения образовательной деятельности для детей средней группы по закреплению умения правильно и чётко произносить звуки С-Сь. Цель: Объяснить детям артикуляцию зв...

Технологическая карта Логопедического занятия в подготовительной к школе группе по формированию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте «Звук и буква Ж»

Данная технологическая карта будет полезна учителям−логопедам ДОУ при составлении своих технологических карт, особенно в период аттестации. Форма организации, количество воспитанников: подгруппо...

Технологическая карта "Звуковая культура речи: звуки Р, Рь "

Технологическая карта НОД по речевому развитию .Конспект поможет   научить  воспитанников  правильно произносят звук р, называют  слова со звуком р....

Технологическая карта занятия «Звуковая культура речи» «Звук М и МЬ». Младшая группа.

Технологическая карта НОД         Тема: «ЗКР, звуки М и МЬ» Цель: упражнять в четком и правильном произношении звуков М и МЬ.Задачи (с инт...