Конспект НОД по дифференциации звуков [С]-[Ш] в старшей группе «В гости к Маше»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Яковлева Наталья Егоровна

Конспект НОД по дифференциации звуков [С]-[Ш] в старшей группе

«В гости к Маше»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gosti_k_mashe.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по дифференциации звуков [С]-[Ш] в старшей группе

«В гости к Маше»

Задачи:

 1. Образовательные:

- уточнить представление ребенка о звуках [С], [Ш].

- учить дифференцировать звуки [С], [Ш] в слогах, словах, предложениях.

- -упражнять в согласовании имен прилагательных с именами существительными во множественном числе;

2. Развивающие:

- развивать подвижность артикуляционного аппарата;

- уточнить представление об артикуляционном укладе звуков [С], [Ш]

- развивать фонематический слух на звуки [С], [Ш] ;

- развитие мелкой моторики рук;

3. Воспитательные:

- формировать положительную мотивацию к занятиям;

- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Оборудование:

- индивидуальное зеркало;

- мяч;

-игрушки со звуками [С], [Ш] в названиях;

- сюжетные картинки,

- проектор

Ход занятия:

Сегодня у нас необычный день. Нас приглашает Маша к себе поиграть с ней. Хочешь? Тогда закройте глазки и представьте, что мы сейчас в лесу. Открывайте глазки. Покажи, какие там большие деревья. Дети поднимают руки. Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья. Дети быстро-быстро шевелят пальчиками. Подул холодный ветер: с-с-с, закачались деревья. Дети покачиваются и машут руками. Ветер затих — не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.  Сжать кулачки. Снова подул ветер. Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять сжимают кулачки. Молодец, присаживайся.

У Маши очень много игрушек и самые любимые она хранит в своем  волшебном сундучке. Маша нам сегодня разрешила поиграть с ее игрушками. Давайте посмотрим, что она туда положила. Это зеркальца и осенние листочки с артикуляционными упражнениями. Давай поставим перед собой зеркало и поиграем в игру

1.«Веселый язычок».

Артикуляционная гимнастика.

Маша всем улыбнулась (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,

Поцеловать она всех потянулась (губы тянутся вперёд).

Решила покатать всех на качелях.

Накормила всех гостей малиновым вареньем и напоила  горячим чаем из чашки. (упр. «Чашка» и «Вкусное варенье»). А чай то горячий, подуем на чашку упр. «Фокус».

2. Дифференциация изолированных звуков.

Давайте вспомним, как шумели деревья от ветерка?

(Ш-ш-ш-ш) Как подул холодный ветер? (С-с-с-с)

- Как произносится звук [ с ]? (губы улыбаются язык спрятался за нижними зубами, и выходит холодный воздух). Как произносится звук [ ш ]? (губы улыбаются, язык прячется за верхними зубками и выходит теплый воздух). Давайте проверим, приложим ладошку к губам.

А когда еще вокруг нас мы можем услышать звуки [С] и [Ш].

3. Дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах.

Давай поиграем в любимую игру Маши «Топай-хлопай». Когда услышишь песенку со звуком [ с ], надо топать ногой, а когда песенку со звуком [Ш] хлопать в ладоши.

Са, ша, ос, уш, сы, со, аша, усы, ошу, иш, есы, осы, уши,  

4. Дифференциация [С], [Ш] в словах.

Садимся на места. Педагог: Давай посмотрим, что еще есть в Машином сундучке. «Ой! Что же здесь случилось? Маша приготовила для тебя игрушки со звуками С и Ш, но когда подул ветерок, эти звуки потерялись. Давай поможем Маше вернуть игрушки на место.

«Разложи картинки».

-Это мешок, а это сумка. Какой из наших звуков есть в слове меШок? А в слове Сумка? В мешок кладем игрушки, в названии которых есть звук [ ш ]. В сумку кладем игрушки, в названии которых есть звук [ с ]. (игрушки: кошка, , петушок, мышка, машина, бусы, собачка, слон, лиса, свинья, самолет).

Проверка.

-Какие картинки вы положили в сумку? Ответьте полным предложением«Я положил в сумку собачку». А какие картинки положили в мешок? Молодцы, вы все картинки разложили правильно.

5. Работа на уровне словосочетания

Маша большая выдумщица. 
Она нарисовала несколько картин. Знаешь, что на них изображено?
Большая собака, какой еще бывает собака? (маленькая, злая, добрая)

Смелая мышка, какой еще бывает мышка? (трусливая, серая)

Смешной мишка, каким бывает мишка? (большим, добрым)

Сухие сушки, какими еще бывают сушки? (большие, маленькие, мягкие).

6.Физ.минутка. Зарядка с Машей (Видео)

- А сейчас давай немножко отдохнем, и вместе с Машей выполним упражнения.

Вот Машуткина зарядка,

Выполняй-ка по порядку.

Быстро встань и улыбнись,

Выше, выше потянись.

Ну-ка, плечи распрями,

Подними и опусти,

Влево, вправо повернись,

Рук коленями коснись.

7. Дифференциация [С], [Ш] в чистоговорках.

У Маши в сундуке еще есть мячик. С мячиком Маша играет в игру «Эхо». Давай мы тоже поиграем. Я буду кидать тебе мяч и говорить чистоговорку, а ты возвращаешь мяч и как эхо повторяешь чистоговорку .

- Са-са-са - у Маши две косы.

- Су-су-су - заплету косу.

- Ша-ша-ша – Маша моет малыша.

- Ши-ши-ши – на поляне малыши.

- Са-са-са - в сказке были чудеса.

Вот какие интересные игры придумала Маша для нас.

А теперь Маша хочет, чтобы мы научили играть ее в нашу игру. Научим?

Я предлагаю игру «Найди домик»

Возьмите карточки с рамками и фишками. Следующее задание: надо определить место звука в слове. Далее дети делают отметки в ячейках с помощью фишек, анализируя слова со звуком ш и с: лошадка, матрешка,

6. Дифференциация звуков [С], [Ш] в тексте.

Ребята, вам понравилось играть у Маши? Давайте вспомним:

-Чего у Маши очень много? У Маши много Игрушек.

-Что делает Маша с игрушками? Маша играет с игрушками.

-Маша любит играть с игрушками? Маша очень любит играть с игрушками.

Необходимо раскрасить только те картинки, в названиях которых есть звук [ш]. Слова, в которых есть звук [с], необходимо обвести простым карандашом.

Итог занятия.

Педагог: «Ну вот ребята, мы с вами и побывали у Маши. Пора нам возвращаться домой. (Под музыку дети идут по кругу). Вот мы и дома.

Давайте вспомним: Какие звуки мы сегодня произносили чаще всего? Вы прекрасно сегодня работали и правильно произносили звук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи "Дифференциация звуков "С" и "Ш" (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи "Дифференциация звуков "С" и "Ш"(старшая группа)...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «МЫ ИДЕМ НА СТАДИОН» ПО ТЕМЕ «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-СЬ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ, ОНР)

Предлагаемый конспект НОД поможет дошкольникам с ОНР не только актуализировать словарный запас по теме "СПОРТ", развить связное высказывание (с помощью опорных картинок), но и закрепить произношение з...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте «Дифференциация звуков Р и Л» (старшая группа)

Продолжать знакомить детей со звуками Р, Рь, Л, Ль, учить сопоставлять их, находить сходство и различие, выделять эти звуки в словах.Закреплять понятия: «звук», «буква», «слог», «слово», «предло...

Конспект НОД по развитию речи "Дифференциация звуков "С" и "Ш"(старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи "Дифференциация звуков "С" и "Ш"(старшая группа)...

Конспект НОД по развитию речи "Дифференциация звуков "С" и "Ц"(старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи "Дифференциация звуков "С" и "Ц"(старшая группа)...

Занятие по развитию речи «Дифференциации звуков «Б», «П»» в старшей группе. «В гостях у клоунов»

Цель. Дифференциация звуков «Б», «П».Задачи.Коррекционно-образовательные:формировать умение дифференцировать звуки «Б», «П» в словах; продолжать уч...

Конспект открытого занятия «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [Ж] - [Ш]» в старшей группе

Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш» Цель: упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками Ж и Ш; развивать фонематический слух: упражнят...