Технологическая карта по развитию речи Осень наступила
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Морару Светлана Викторовна

Конспект ханятия в подготовительной группе по теме осень

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Дата:  08. 10 2019 г.

Образовательная область Речевое развитие

Тема: «Осень наступила»

Возрастная группа: подготовительная к школе.

Цель занятия: Закреплять представления детей об  осени, изменениях , которые происходят в лесу в это время года. Продолжать формировать умение работать над  составлением рассказа по опорным схемам.

Задачи занятия:

обучающие:

обобщать представления детей об осени как времени года, ее признаках; об перелетных и зимующих птицах; лесных животных;

  • закреплять названия осенних месяцев, осенних периодах.
  • закрепить употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении;
  • закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид листьев, умение группировать по общему признаку;
  • закреплять обобщающие понятия, обосновывать свой ответ;
  • закреплять приемы вождения кукол пальчикового театра, побуждать детей к активному участию в театрализованной игре;
  • формировать  умение выразительного чтения стихов об осени;

развивающие:

  • развивать грамматический строй речи, слуховое внимание;
  • развивать образно-логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения. Развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку;
  • развивать внимание, умение сравнивать и обобщать, подбирать точные слова для обозначения явлений, эмоций,
  • развивать звуковую культуру речи, мелкую моторику
  • развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения;

воспитательные:

  • воспитывать дружественные отношения между детьми, культуру общения и поведения
  • воспитывать чувство прекрасного; бережное отношение к природе.
  • воспитывать доброжелательность, трудолюбие.

Предварительная работа:

1.Рассматривание иллюстраций, картин о природе и ее изменениях в разное время года.

2. Обучение составлению рассказов по мнемотаблице;

3.Беседы с детьми о природе, об осенних приметах, а также беседы с детьми о растительном и животном мире.

Оборудование:  

Материалы: куклы-перчатки би-ба-бо звери для всех детей на театрализованную деятельность «Рукавички для лисички», листики (кленовые, дубовые, березовые ) и деревья  для игры « Собери букет», мяч для игры «Что происходит в природе?», птицы на дерево (клест, свиристель, синичка - зимующие птицы, а соловей- перелетная.) для игры «Четвертый лишний»

Этапы ОД

Содержание

Деятельность педагога

Действия детей

результат

1. организационный момент

- Воспитатель: Ребята, давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг друга.
- В этот осенний день
Нам здороваться не лень.
Шлем привет мы всем вокруг,
Я твой друг и ты мой друг!
Шлем привет мы всем гостям
Очень, очень рады вам!
Воспитатель: Ребята, а хотите отправиться в интересное путешествие?

Дети стоят в круг

Ответы детей.

2. основная часть

Воспитатель: Я предлагаю отправиться в гости к Осени. А вы знаете, какая бывает осень?
Воспитатель: Как вы думаете, на чем мы можем поехать к Осени?
Воспитатель: Давайте поедем на том, о чем говорится в загадке, которую я сейчас загадаю:
- Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.

Воспитатель: Правильно, поезд повезет нас к Осени, но отправится он лишь, если мы назовем приметы осени.
Воспитатель: Очень хорошо, цепляйтесь друг за друга, как вагончики и можно отправляться в путь.
Звучит песня «Вот поезд наш едет».
Воспитатель: Вот мы и приехали.
Выходит Осень.
Осень: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие!
Осень: - Принесла, я вам подарки:
Танцы, игры и загадки.
Но, чтоб выполнить заданья,

Нужно приложить старанье.
Не шалить, не отвлекаться,
Только делом заниматься!
Я приготовила для вас осенние дары, но спрятаны они в сундуке под Чудо - деревом. Открыть сундук вы сможете лишь тогда, когда выполните все мои задания, которые хранит Чудо-дерево.
Воспитатель: Ну что, ребята, не побоимся испытаний?
Осень: Посмотрите, внимательно, как вы думаете, почему это дерево называется Чудо? Чем оно отличается от других деревьев?

Осень: Молодцы! Ну что ж, первый листочек срываю и задание читаю!
«Назови, с какого дерева листок?»
Нужно, не просто назвать, с какого дерева листок, но и сказать какой он. Например: Листок с тополя, он какой? Тополиный.
Ответы детей.
Воспитатель: Какие вы молодцы!
Осень: Да, ни разу не ошиблись, ну а я второй листочек срываю и задание читаю!
«Определи место звука в слове».
Воспитатель: Ребята, справитесь?
Воспитатель: Тогда пройдите на свои места. Там для вас приготовлены таблицы. Я буду называть слова, а вам нужно определить, где находится звук [К], в начале слова, в середине или в конце.
Ты, Осень, пожалуйста, присядь, да посмотри, как ребята будут задание выполнять.
И так, внимание!
- Капуста,
- баКлажан,
- чесноК .
А теперь давайте проверим, никто не ошибся?
Молодцы! Все справились!
Ребята, а кто помнит, какие бывают звуки?
Воспитатель: Какие звуки называются гласными?
Воспитатель: Давайте их назовем.
Воспитатель: А какие звуки называются согласными?
Воспитатель: Правильно. Я еще хочу открыть вам секрет, согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. Например: [С] и [С*], [Д] и [Д*]. Если твердый [Л], какой будет мягкий?
Воспитатель: Твердый звук [М], а мягкий?
Воспитатель: Мягкий [Т*], а твердый?
Воспитатель: Молодцы! давайте повторим, какие бывают согласные звуки?
Воспитатель: Осень, тебе понравилось, как ребята справились с заданием?
Осень: Да, молодцы! Но мне пора срывать третий листок. И, так, задание:
«Скажи наоборот»
Воспитатель: Ребята, вставайте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы должны быстро придумать противоположное значение. Игра, поэтому, так и называется: «Скажи наоборот». Ну, что, готовы?
Воспитатель: - Солнечный - пасмурный
Ветреный - безветренный
Мокрый - сухой
Радостный - грустный
Холодный - теплый
Поздняя - ранняя
Яркий - тусклый
Низкий - высокий
Сытый - голодный
Редкий - частый
Спелый - незрелый
Начало - конец
Весна - осень
Длинный - короткий
Тихий – громкий

Физкультминутка: «Осенние листочки»

«Мы осенние листочки»

Мы-листочки, мы-листочки, (Дети стоят в кругу с листочками в руках)

Мы осенние листочки

Мы на веточках сидели (Присели.)

Ветер дунул-полетели. (Побежали по кругу.)

Мы летали, мы летали (Побежали, помахивая листочками.)

А потом летать устали!

Перестал дуть ветерок (Присели, поднимая листочки над головой)

Мы присели все в кружок.

Ветер снова вдруг подул (Дети разбегаются)

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели.

И на землю тихо сели. (Приседают и кладут листочки.)


Осень: Какие вы шустрые, а вот я посмотрю, как вы следующее задание выполните.
Четвертый листочек срываю и читаю:
«Музыкальное испытание».
А знаете ли вы песни об осени?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, давайте исполним для Осени песню – хоровод «Ходит осень не спеша».
Осень: С удовольствием послушаю.
Звучит песня «Ходит осень не спеша»
Осень: Здорово, мне очень понравилось. Но нам нужно открыть сундук, а для этого необходимо выполнить еще одно задание. Пятый листочек срываю и задание читаю:
«Предложение».
Ребята, а вы знаете, что такое предложение?
Воспитатель: Молодцы, правильно ответили. Осень, мы приглашаем тебя посмотреть, как ребята будут работать с предложением.
Осень: Очень интересно!
Воспитатель: Ребята, проходите за столы. На тарелочках для вас приготовлены полоски для составления схем предложений. Давайте вспомним, как пишется первое слово в предложении?
Воспитатель: Как вы уже сказали, предложение состоит из слов. Сейчас я буду говорить предложение, а ваша задача сосчитать, сколько в нем слов, и составить схему.
- Наступила осень.
- Улетели перелетные птицы.
- Холодные дни стали короче.
- Грустно.
Осень: Какие вы молодцы, и это задание блестяще выполнили!!! Пора открывать сундук. Пойдемте.
Вот вам мои дары осенние,
Кушайте, не стесняйтесь,
Витаминов набирайтесь,
Да на следующий год осенью
В школу собирайтесь.
А мне пора. До свидания!
Осень уходит.

Ответы детей

Дети отгадывают

Дети: - Здравствуй, осень, здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим,
Что с собою принесла?

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Дети отвечают

Ответы детей

Ответ детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Дети отвечают

3. Заключительная часть

Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, понравилось вам в гостях у Осени? Но нам пора возвращаться в детский сад. Поезд ждет. Но прежде чем он отправится в обратный путь, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались.
Ответы детей.
Звучит песня «Вот поезд наш едет».
Воспитатель: Ну, вот мы и в детском саду. На этом наше путешествие закончено, давайте попрощаемся с гостями.

Ответы детей

Дети садятся на стульчики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта раздела "Развитие речи"

В работе представлена технологическая карта раздела "Развитие речи" по программе "Развитие речи и общения детей дошкольного возраста" Л. В. Ворошниной. В крате раскрыты цели, возрастные особенности ре...

Конспект непрерывной образовательной деятельности. Развитие речи. "Осень наступила..."

Конспект непрерывной образовательной деятельности. Развитие речи. "Осень наступила..."...

Технологическая карта по Развитию речи "Осенние листочки"

Цель: Создать условия для развития речевого дыхания, формировать представление об осени, осенних листьев.Задачи образовательной деятельности:Образовательные:Закрепить знания детей о при...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи "Осень наступила"

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи "Осень наступила"...

Конспект НОД по развитию речи "Осень наступила" в старшей группе

Тема занятия: Обучение рассказыванию: составление рассказа на тему «Осень наступила». Подготовила: воспитатель Чупина Н.Л. Цель занятия: обучение детей состав...

Технологическая карта по развитию речи для старшей группы "Осенний день"

Конспект занятие по развитию речи для старшей группы....

Конспект занятий в старшей группе по развитию речи "Осень наступила"

Задачи:Образовательная: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ; продолжать учить детей отвечать...