Конспект НОД по развитию речи "Осень наступила" в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Чупина Надежда Леонидовна

Тема занятияОбучение рассказываниюсоставление рассказа на тему «Осень наступила»

Подготовила: воспитатель Чупина Н.Л.

 

Цель занятия: обучение детей составлению рассказа по картинкам.

Задачи:

Образовательные: учить связно, по смыслу составлять небольшой  рассказ по картинкам. Звуковая культура речи: учить детей определять звук в начале слова  на слух  и делать звукобуквенный анализ слова. Грамматический строй речи: активизировать употребление в речи прилагательных, совершенствовать умение согласовывать слова в предложении. Учить согласовывать в речи числительные с существительными.  Совершенствовать умение делить  слова на слоги. Совершенствовать умение детей применять полученные знания об окружающем мире.

 Развивающие: развивать речь, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Способствовать развитию слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления;  закреплять  представления об осени, сезонных изменениях, приметах, осенней погоде.

Воспитательные:. способствовать формированию дружеских взаимоотношений между детьми. Воспитывать привычку работать сообща, волевые навыки на пути к достижению поставленной цели

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерный конспект НОД  по развитию речи детей в старшей дошкольной группе.

Тема занятияОбучение рассказываниюсоставление рассказа на тему «Осень наступила»

Подготовила: воспитатель Чупина Н.Л.

Цель занятия: обучение детей составлению рассказа по картинкам.

Задачи:

Образовательные: учить связно, по смыслу составлять небольшой  рассказ по картинкам. Звуковая культура речи: учить детей определять звук в начале слова  на слух  и делать звукобуквенный анализ слова. Грамматический строй речи: активизировать употребление в речи прилагательных, совершенствовать умение согласовывать слова в предложении. Учить согласовывать в речи числительные с существительными.  Совершенствовать умение делить  слова на слоги. Совершенствовать умение детей применять полученные знания об окружающем мире.

 Развивающие: развивать речь, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Способствовать развитию слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления;  закреплять  представления об осени, сезонных изменениях, приметах, осенней погоде.

Воспитательные:. способствовать формированию дружеских взаимоотношений между детьми. Воспитывать привычку работать сообща, волевые навыки на пути к достижению поставленной цели

Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе на прогулках, по дороге в детский сад, в саду; , рассматривание иллюстраций; дидактические игры «Правильные слова», «Подбери одежду», игры со звуками.

Оборудование:  конверты  и карточки с заданиями, наборы картинок, дидактическое пособие «Книга – помощница», дидактическое пособие «Экологическая тропинка» листья (красные и желтые) .

Методы и приемы: Рассматривание иллюстраций;  Беседа; Дидактические игры; Объяснение; Напоминание; Подсказ; Вопросы; Анализ.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Воспитатель с детьми заходят в группу. Воспитатель обращает внимание детей, что на окне осенние листочки.

В.: Ребята, посмотрите, у нас на окне листочки, наверное, их принес к нам ветер.

 ( На ковре тоже  лежат красные и желтые листья).

В.: Ребята, посмотрите, что это на нашем ковре?

Д.: Это листья.

В.: Правильно, и на ковре у нас  тоже  осенние листочки,

Дидактическая игра «Правильные слова»

В.: А  какого цвета листочки?

Д.: Они красные, желтые, красивые, разные.

В.: А как вы думаете, почему эти листья красные и желтые?

Д.: Потому что сейчас осень.

В.: Правильно ребята, сейчас у нас наступила осень.

В.: А по каким еще приметам можно определить, что наступила осень? Что мы знаем об осени? (если дети затрудняются, в-ль задает наводящие вопросы)

Д: Осенью желтеют и опадают листья. Осенью становится холодно. Птицы улетают в теплые края. Животные готовят запасы на зиму. Люди собирают урожай.

В.: Молодцы ребята, вы знаете очень много примет про осень. Осень- это время года, когда меняется природа, погода, животные и птицы ведут себя по-другому. Сегодня я хочу предложить вам составить свой рассказ об осени. А поможет нам в этом наша книжка- помощница.

(Воспитатель берет книжку, присаживаются с детьми на коврик и открывают книжку, которая оказывается пустой)

В.: Ой ребята, посмотрите, а куда  же подевались все страницы с нашей книжки - помощницы? Ой,  посмотрите, здесь лежит какое то письмо. Давайте прочитаем что же это за письмо.(На письме медвежий след).

Д.: Давайте.

Детям группы «Непоседы» детского сада «Аленка».

Здравствуйте, ребята. Я решил  забрать вашу книгу – помощницу,  потому что мне очень  скучно, так как  совсем скоро мне придется впадать в спячку. Но я, не такой уж злобный, как вы думаете и если вы выполните все мои задания, то я верну вам вашу книжку. На каждое правильно выполненное задание, вы будете находить по одной странице вашей книги. А задания вы сможете найти на желтых листиках с цифрами, которые лежат у вас на коврике. Желаю вам удачи».

В.: Ребята, а кто же мог забрать  нашу книгу, ведь здесь не написано кто это сделал. Ой, детки, посмотрите, а здесь, на конверте,  чей то след. Наверное, тот, кто забрал книгу очень торопился. Ребята, как вы думаете, чей это след?

Д.: Медвежий.

В.: Ребята, значит, это медведь забрал нашу книгу. Будем спасать нашу книгу, будем выполнять задания от медведя.

Д.: Да.

В.: Итак ребята, медведь написал, что его задания находятся на желтых листочках с цифрами. Маргарита, принеси нам   листочек под цифрой 1, посмотрим какое же первое задание приготовил нам мишка.

В.: В первом задании нам нужно отгадать загадки.

Итак, слушайте внимательно загадки.

Загадка №1

 Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад —

Это просто…

(листопад)

В.: Ребята, какой первый звук в слове «листопад»?

(Ответы детей)

Загадка №2

Ветер тучу позовет,

Туча по небу плывет.

И поверх садов и рощ

Моросит холодный... (дождь)

В.: Ребята, какой первый звук в слове «дождь»?

(Ответы детей)

Загадка №3

В сером небе низко

 Тучи ходят близко,

Закрывают горизонт.

Будет дождь. Мы взяли… (зонт)

В.: Ребята, какой первый звук в слове «зонт»?

(Ответы детей)

Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»

Выложить схему слова зонт.

- Сколько звуков в слове зонт? (В слове зонт 4 звука)

- Какой первый звук в слове зонтик? (первый звук [з])

- Звук [з] какой? (звук [з] согласный, звонкий, твёрдый).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [з]? (Синим квадратиком).

- Какой второй звук в слове зонт? (Второй звук [О])

- Звук [О] какой? (Звук [О] гласный).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).

- Какой третий звук в слове зонт? (Третий звук [н]).

- Звук [н] какой? (Звук [н] – согласный, твёрдый, звонкий).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [н]? (Синим квадратиком).

- Какой четвертый звук в слове зонт? (четвертый звук [Т]).

- Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).

 (Выполняют звукобуквенный анализ слова).

В.: Молодцы ребята, с первым заданием, вы справились. Ребята, на листочке написано, что раз вы правильно выполнили 1 задание, то можете найти первую страницу вашей книги на 3 подоконнике от вас. (Находят 1 страницу).

В.: Посмотрите ребята, что изображено на 1 странице?

(ответы детей)

В.: Милена, принеси нам листочек с цифрой 2 .(Ребенок приносит 2 листок)

В.: Итак приступаем ко 2  заданию. Ребята, на этом листочке написано, чтобы выполнить это  задание нам поможет «экологическая тропинка». Итак, ребята вам нужно выбрать на нашей «экологической тропинке» правильную  картинку с соответствующим временем года.

(Дети выбирают картинку «осень»).

В.: Молодцы ребята, вы определили по картинке время года. Но это, не все,  медведь приготовил для вас игру «Время года». Вам необходимо будет из всех предложенных  карточек, выбрать только те карточки, которые подходят к осени.

(Дети выбирают карточки  с соответствующим временем года, объясняют, почему они выбрали ту или иную карточку).

Игра «Сосчитай до 5 и назови»

(Воспитатель начинает, а дети продолжают по аналогии. «Одно дерево, два дерева, три дерева и т.д.)

В.: Ребята, вы такие умницы. С этим заданием вы тоже справились. Мишка пишет, раз вы справились со 2 заданием, то 2 страницу, вы можете найти, если перевернете  вашу «экологическую тропинку».

(Ищут 2 страницу).

В.:  Посмотрите, что же изображено на этой странице?

(ответы детей).

В.: Настя, принеси следующий листочек с цифрой 3. В этом задании ребята, медведь приготовил для вас физкультминутку.

Физкультминутка «Осенние листья»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (присесть)

Дунул ветер - полетели,(встать)

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (присесть)

Ветер снова набежал (

И листочки все поднял. встать)

 Закружились, полетели (кружиться)

И на землю тихо сели. (присесть)

В.: Детки, и  с этим заданием вы тоже справились.  Медведь пишет, что 3 страницу вы можете найти под 5 стулом, который находится справа  от вас. (Находят страницу) Посмотрите, что изображено на этой  странице?

(ответы детей).

В.: Приступаем к следующему заданию. Анжелика принеси нам 4  листок с заданием.

(ребенок приносит листочек с заданием).

В.: Ребята, медведь пишет, что  для следующего  задания, нам необходимо найти осеннее дерево,  на котором прикреплены  красивые картинки.

(Ищут дерево)

В.: Ребята, вот мы нашли с вами дерево, посмотрите, какие вы видите картинки на нем.

Д.: Дерево, гриб, лист осенний, сапоги, куртка , шапка.

Дидактическая игра «Назовите ласково»

В.: Ребята, а как ласково можно назвать лист, дождь, туча….

(Ответы детей)

В.: Ребята, и с этим заданием вы тоже справились и 4 страницу для нашей книги, вы можете найти под столом справа от вас. (Находят страницу). Что изображено на этой странице?

(ответы детей)

В.: Ребята, посмотрите, у нас осталось всего лишь одно задание и мы спасем нашу книгу- помощницу. Ксюша принеси нам последний листочек с заданием.  (Ксюша приносит листочек).

В.: Ребята, а под какой цифрой у нас с вами последний листочек?

Д.: Под цифрой пять.

В.: Правильно, значит, какое по счету мы выполняем задание?

Д.: Мы выполняем пятое задание.

В.: Ребята, на листочке написано, что следующее задание мы найдем под зонтиком.

(Находят конверт под зонтиком, в котором картина, разрезанная на части).

В.: Ребята, для того чтобы выполнить это задание вам необходимо собрать картину из этих частей.

(Дети собирают картину).

В.: Ребята, что изображено на картине?

Д.: Осень.

В.: Ребята, а с какого звука начинается слово осень?

Д.: «О»

В.: Ребята, а давайте, при помощи хлопков определим, сколько слогов в слове осень?

Д.: Два слога.

В.: Молодцы ребята, вы справились с последним заданием. Мишка пишет на нашем  осеннем листочке, что последнюю страницу от нашей книги – помощницы мы с вами можем найти слева от вас  на стене.  Посмотрите, что же изображено на последней странице.

(ответы детей).

В.: Ребята, вот мы и собрали все страницы нашей книги и сейчас,  она поможет нам составить рассказ об осени.

(Составляют рассказ на тему «Осень» при помощи дидактического пособия «Книжка- помощница»).  

В.: Ребята, какие же вы молодцы, вы выполнили все задания, которые приготовил для вас мишка, спасли нашу книгу - помощницу. А давайте, чтобы медведю не было совсем уж скучно, мы с вами отправим ему в подарок баночку меда.

Д.: Давайте.

В.: Сейчас мы поставим нашу баночку с медом в коробку и подпишем : «Для медведя от детей  старшей группы «Непоседы» детского сад «Аленка». (Оформляют посылку для медведя). Ребята, я после работы занесу нашу посылку на почту, а почта доставит посылку медведю, вот думаю Мишка обрадуется нашему подарку.

В.: А нашу книгу помощницу мы возьмем с собой в группу, а вы покажите ее остальным деткам и научите их, как правильно составить рассказ об осени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе группе

Тема занятия « Культура телефонного общения»Цель : учить детей особенностям диалогической речи.Задачи: - научить  детей связно, поочередно, выразительно строить вопросы и ответы...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с задержкой психического развития на тему «Профессии»

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми ЗПР старшего дошкольного возраста по теме "Профессии"...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» (старшая группа)

Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы,...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе группе «В мире сказок»

Конспект НОД в старшей группе «В мире сказок» Цель: Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас. Задачи: Развивать речь детей, расширять активный словарь,...