Статья "Кинезиология в коррекции речи у детей"
статья по развитию речи (средняя группа)

Куланова Наталья Владимировна

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи – чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребенка. Роль развития речи ребенка в дошкольном возрасте трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineziologiya_v_korrektsii_rechi_u_detey.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Кинезиология в коррекции речи у детей

Куланова Наталья Владимировна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад № 87 Приморского района

г. Санкт-Петербург

В современном мире растет число детей с затруднениями в обучении, мышления, изменениями качества психики, и различными нарушениями в организме. Особенно остро встает проблема увеличение количества детей с речевой патологией. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Дети, имеющие речевые нарушения, имеют проблемы с моторикой, координацией движения. Плохо ориентируются в пространстве. Все это сказывается на общем физическом развитии и может привести к гиподинамии. Устранению двигательных расстройств и помогает кинезиология.

Кинезиология – эта наука о развитии головного мозга через движение. Истоки кинезиологии присутствуют почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности. Так древнекитайская философская система Конфуция демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума. Сходные элементы содержала древнеиндийская йога, основной целью которой было обретение высших психофизических способностей. Основателем научной кинезиологии в Древней Греции считается Асклепиад, живший более 2000 лет назад. А секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в активном состоянии. Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.

Работа человеческого мозга обеспечивается деятельностью двух его полушарий имеющих определенную функциональную специализацию. В осуществлении высших психических реакций существенную роль играет совместная деятельность полушарий (левое отвечает за образное, гуманитарное мышление; правое – за знаковое, математическое). Для развития интеллекта необходимо развивать взаимодействие между полушариями. Учитывая это, можно предположить, что развитие речи, интеллекта и логическое мышление у детей могут искажаться из-за нарушения межполушарной передачи информации. Поэтому, чтобы простимулировать интеллектуальное развитие ребенка, необходимо использование кинезиологических упражнений. Кинезиологические упражнения, «Гимнастика мозга» – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, развить мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, излишнее напряжение, повысить стрессоустойчивость организма. Работы Н.С. Лейтеса, А.Н. Леонтьева, В.Н. Бехтерева доказали положительное воздействие манипуляций рук на развитие речи детей и на функциональность высшей нервной деятельности в целом. Таким образом, совершенствование мыслительных и интеллектуальных процессов нужно начинать с развития движения тела и пальцев. То есть, развивающая работа должна осуществляться в направлении от движения к логическому мышлению, а не наоборот. С этой целью и были разработаны комплексы специальных упражнений: растяжки, дыхательные упражнения, телесные упражнения, упражнения на релаксацию, упражнения для развития мелкой моторики, глазодвигательные упражнения, массаж.

Под воздействием кинезиологических упражнений в организме ребенка происходят положительные комплексноструктурные изменения. И чем нагрузка интенсивней (в пределах разумного), тем существенней эти изменения. Более того, разработанные методики помогают выявлять скрытые способности детей и значительно расширяют границы деятельности и возможностей головного мозга.

Вовремя выполнения упражнений стимулируется активность головного мозга, что позволяет ребенку дольше удерживать свое внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами и явлениями и делать выводы из увиденного. При этом естественные силы ребенка стимулируются посредствам воздействия на рефлекторные точки, через определенные упражнения, что приводит к увеличению физического, эмоционального, ментального и духовного благополучия. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека — от 3 до 9 лет, когда кора полушарий мозга еще окончательно не сформирована. В этом возрасте особенно важно развивать речь, память, восприятие, мышление, внимание.

Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей, и профилактику отклонений в их развитии. Кинезиология представляет коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Это позволяет говорить о нем, как об оригинальном способе оздоровления детей. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют  улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Список литературы:

1. Веприцкая Ю.Е. Развития внимания и эмоционально - волевой сферы для детей 4-6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы. Волгоград: Учитель, 2019. 123 с.

2. Воронина Л.П. Картотека артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа», СПб: Детство –Пресс, 2018. 80 с

3. Крупенчук О.И. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи. СПб: Литера, 2019. 48 с.

4. Мухина С.Н. Коррекционно-педагогическая работа по развитию психомоторных способностей дошкольников, М.: УЦ «Перспектива», 2016. 156 с.

5. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: Сфера, 2003. 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе логопеда и воспитателя. Использование режимных моментов в коррекции речи заикающихся детей.

В данной статье расматривается опыт по использованию режимных моментов воспитателем в коррекции речи заикающихся детей, при тесном взаимодействии логопеда и воспитателя....

Рабочая прграмма " Коррекция речи у детей с фонетико-фонемотическим недоразвитием "

Пояснительная записка; планирование работы по речевой деятельности; тематическое планирование по лексическим темам;приложение к рабочей программе, литература....

Взаимодействие специалистов дошкольного учреждения по коррекции речи у детей

Цели и задачи работы специалистов совместно с логопедом в ДОУ...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей с ОНР.

Все мы, педагоги и родители, стремимся к тому, чтобы наши дети комфортно чувствовали себя в любой обстановке, в любой речевой ситуации, чтобы дети легко вступали в диалог, могли с достоинством и уваже...

Рабочая программа Развитие и коррекция речи у детей 5-7 лет с фонетико- фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения

Настоящая программа позволяет рационально организовать работу группы для детей 5-7 лет не только ФФНР, но и с НВОНР, ОНР 3 уровня. Срок реализации 1 год для детей с ФФНР, обусловленное дислалией, 2 го...

Значение своевременной коррекции речи у детей дошкольного возраста/

Консультация для родителей и педагогов о значении своевременной коррекции речи....

Дата публикации 09.02.2021г. Реализация нейропсихологического подхода в коррекции речи у детей с ТНР

В разделе обосновывается необходимость применения нейропсихологических методов в работе специалистов дошкольных образовательных организаций (учителей-логопедов, учителей-дефектологов)....